Самодостаточность с точки зрения телесности

Общая информация

Рубрика издания: Образ тела как категория психологического исследования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Никонова И.А. Самодостаточность с точки зрения телесности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Развитие личности имеет много аспектов. Одним из существен­ных аспектов личностного развития является достижение целост­ности, которая лежит в основе самодостаточности личности. Нам бы хотелось рассмотреть роль телесности в формировании само­достаточности личности.

При рассмотрении понятия телесности, многие психологи раз­деляют понятия «тело» и «телесность», определяя телесность как результат процесса онтогенетического, личностного развития, ко­торый выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие человеческого существа. Телесность – ка­чество, сила и знак телесных реакций человека, формирующихся с момента зачатия в процессе всей жизни. Телесность образуется в контексте генотипа, половой принадлежности и уникальных био­психических особенностей индивидуума в процессе его адаптации и самореализации. По мнению многих психологов, телесность изме­няема: характер ее меняется в соответствии со знаком телесно-чувс­твенных процессов. Эти изменения не идентичны процессам разви­тия, взросления или старения. Так как ее формирование зависимо от внешних и внутренних условий, то значительные изменения этих условий влекут за собой изменения телесности человека. На со­стоянии телесности отражаются мотивации, установки и, в целом, система смыслов индивидуума, поэтому она хранит обобщенное знание человека и представляет собой материальный, видимый ас­пект души.

Полный текст

Развитие личности имеет много аспектов. Одним из существен­ных аспектов личностного развития является достижение целост­ности, которая лежит в основе самодостаточности личности. Нам бы хотелось рассмотреть роль телесности в формировании само­достаточности личности.

При рассмотрении понятия телесности, многие психологи раз­деляют понятия «тело» и «телесность», определяя телесность как результат процесса онтогенетического, личностного развития, ко­торый выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие человеческого существа. Телесность – ка­чество, сила и знак телесных реакций человека, формирующихся с момента зачатия в процессе всей жизни. Телесность образуется в контексте генотипа, половой принадлежности и уникальных био­психических особенностей индивидуума в процессе его адаптации и самореализации. По мнению многих психологов, телесность изме­няема: характер ее меняется в соответствии со знаком телесно-чувс­твенных процессов. Эти изменения не идентичны процессам разви­тия, взросления или старения. Так как ее формирование зависимо от внешних и внутренних условий, то значительные изменения этих условий влекут за собой изменения телесности человека. На со­стоянии телесности отражаются мотивации, установки и, в целом, система смыслов индивидуума, поэтому она хранит обобщенное знание человека и представляет собой материальный, видимый ас­пект души.

Выделяя внутренние и внешние компоненты, М.М. Бахтин по­лагал, что «внутреннее тело — мое тело как момент моего самосозна­ния — представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внут­реннего мира» [1].

Внешние компоненты – это, прежде всего, внешность и внешнее жизненное пространство, они ощущаемы и видимы. Под внешними компонентами мы понимаем видимое тело и внешность, как один из элементов образа «Я».

Образ «Я» лежит в основе структуры личности человека и яв­ляется непосредственным звеном, влияющим на развитие само­достаточности личности. Отношение к собственному телу, как объектное, так и субъектное связано с формированием целостного сознания.

При рассмотрении структуры сознания, предложенной В.П. Зинченко, мы выделили из четырех основных образующих чувс­твенную ткань образа, которая вместе со значением, смыслом и био­динамической тканью лежит в основе формирование личностных смыслов. Составляя бытийный слой, эта ткань питает, наполняет жизненностью ментальность. Необходимо отметить, что все состав­ляющие важны для формирования целостного самосознания. Так, в процессе воспитания и образования основное внимание уделяется освоению значений, которые, необходимы для подключения к об­щественному сознанию, социализации.

В современном обществе четкое разделение между телом и ду­шой ведет к выстраиванию внутриличностной властной иерархии, в которой рациональное доминирует над чувственным, а душевные процессы противопоставлены телесным. Кроме того, общество, пре­жде всего, заботится о социализации своих членов, приучению их к нормам, и обучению знаковым системам, принятым в обществе. Поэтому перед развивающейся личностью на определенном этапе встают задачи «преодоления социализации» (В.П. Зинченко), нахож­дения «пути к себе». Развитие личности невозможно вне общества, культуры. Следовательно, формирование самодостаточности лич­ности, возможно лишь когда человек может не только ориентиро­ваться в знаковых системах, способен на адекватные обществу реак­ции, но учится быть в контакте с собой, выстраивает личностные смыслы, являющиеся основой поступков. [2] .

Целостность личности как основа формирования самодостаточ­ности становится осознанной и переживается как ценность, когда она является результатом внутренней работы, когда принятие теле­сности не перерастает в преувеличенное к ней внимание, телесная оболочка помогает реализации внутренних стремлений личности, самореализации.

Осознание внешних компонентов образа тела происходит в про­цессе взаимодействия собственного тела и тела другого, соотнесения видимого собственного образа с эталонным. В процессе развития по­мимо возможности смотреть на себя со стороны, появляется возмож­ность чувствовать себя изнутри, углубляется контакт с самим собой, увеличивается осознаваемое внутреннее пространство. Отношение становится субъектным, когда человек позволяет себе быть самим собой, принимая себя во всем многообразии с достоинствами и недо­статками. Такое отношение свидетельствует о расширении сознания и увеличении его реалистичности. Телесность становится чувствую­щей, неотъемлемой частью «Я», безусловной ценностью.

Отношение к своему телу как к телесности, по мнению Т.С. Леви, является необходимым условием переживания радостности, энергонаполненности, переживание которых можно рассматривать как один из критериев внутриличностной целостности, а значит и одним из главных условий формирования самодостаточности лич­ности. Расширение осознания и оптимизация отношения к собс­твенной телесности, обретение состояния внутреннего комфорта, когда человеку приятно и спокойно быть внутри себя самоценно. Увеличение степени контакта с собственным бытийным слоем дает материал для рефлексии, его осознания, создает условия для изме­нения всей внутриличностной структуры, дает возможность в боль­шей степени опираться на внутренний мир и быть менее зависи­мым от внешнего. [3]

Опыт переживания собственной телесности является основой субъектного отношения к телесности другого человека, понимания его жизненной реалии и установления межличностного диалога. Те­лесность обеспечивает нам возможность выражать себя в мире.

Как уже было отмечено, основным предикатом телесности явля­ется живое движение, соединяющее в себе психологическое содер­жание и материальную форму. Движение воплощает и формирует взаимодействия между Я и Миром, оно воздействует, с одной сто­роны на Мир, с другой — на Я. Самодостаточная личность свобод­но взаимодействует с окружающим миром, предоставляя ему свою энергию и позволяет ему пользоваться этой энергией для его пре­образования. В процессе формирования самодостаточности человек учится находить эту гармонию между телесностью, духовностью и окружающим миром. Это возможно только как результат постоян­ной работы над собой, постоянного саморазвития.

Самоощущение, самочувствование является основой самосозна­ния, формирует его «бытийный слой» (В.П. Зинченко). «Чувство собственной активности» (М.М. Бахтин), ощущения своего действо­вания лежат воснове субъектности, самоорганизации поведения. Ведь истинно произвольное поведение есть следование осознанно­му выбору, сделанному на основе прислушивания к Себе, чувство­вания Себя (и, безусловно, Другого). На основе проведения экспери­ментальных исследований А.В. Запорожцем и М.И. Лисиной было доказано, что для формирования произвольного движения необхо­дима ощущаемость движения изнутри.

Первое состоит в необходимости сфокусироваться на внутрен­ней картине движения, перевести внимание от видимого, внешне наблюдаемого движения к его ощущению изнутри, «переключиться с внешнего свидетеля на внутреннего свидетеля». Видимое движе­ние всегда осуществляется для Другого, оценивается с точки зрения Другого (красиво-некрасиво, правильно-неправильно и т.п.). Этот Другой, его критерии оценки, позиция, подразумеваются в случае видимого движения, поэтому оно осознанно или неосознанно про­граммируется извне. Требуется значительное усилие, чтобы полно­стью сконцентрироваться на движении изнутри.

Внутренняя картина аутентичного движения представляет со­бой спонтанное ощущаемое движение, как бы «вырастающее» из глубины внутреннего пространства человека и выражающее его ис­тинные чувства и потребности.

Движения к миру и движения к себе должны постоянно сменять друг друга, обеспечивая почти одновременную двоякую чувстви­тельность. В.А. Подорога пишет: «Живое всегда обнаруживает себя … благодаря поверхности контакта с ему внешним и внутренним одновременно» [4]. Он полагает, что разные уровни движения име­ют сходное строение. Фундаментальные данные, полученные в эк­спериментальных исследованиях Н.Д. Гордеевой, показывают, что телесные микродвижения обладают двумя формами чувствитель­ности: к ситуации и к самому себе. В процессе движения эти формы чувствительности постоянно сменяют друг друга. Аналогичным об­разом осуществляются макродвижения. А. Лоуэн пишет о том, что «человек направляет свою энергию или на себя, или на внешний мир. Здоровый человек может чередовать эти два направления легко и быстро таким образом, что почти одновременно он осознает и свое тело, и окружающий мир».

Возможность чувствовать и себя, и ситуацию почти одновремен­но, «держать в себе и себя и мир» дает возможность решать задачи саморегуляции, самоорганизации и саморазвития, «быть Собой» во взаимодействии с Миром. Уровень развития телесности (диапазон)позволяет человеку в той или иной степени «резонировать» с миром и духовно совершенствоваться, что в свою очередь лежит в основе самодостаточной личности.

Литература

  1. Бьюдженталь Д. Двойственность и открытость // Судьба и воля: психология свободы: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. М., 2000.
  2. Хоружий С.С. О старом и новом. Санкт-Петербург, 2000.
  3. Психология телесности между душой и телом/Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М., 2005.
  4. Подорога В. Феноменология тела. М., 1995.

Информация об авторах

Никонова Ирина Александровна, аспирант кафедры психология развития, акмеология Астраханского государственного университета, Астрахань, Россия, e-mail: psycho_phil@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2547
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1