Самодостаточность с точки зрения телесности
Общая информация
Рубрика издания: Образ тела как категория психологического исследования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Никонова И.А. Самодостаточность с точки зрения телесности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Развитие личности имеет много аспектов. Одним из существенных аспектов личностного развития является достижение целостности, которая лежит в основе самодостаточности личности. Нам бы хотелось рассмотреть роль телесности в формировании самодостаточности личности.
При рассмотрении понятия телесности, многие психологи разделяют понятия «тело» и «телесность», определяя телесность как результат процесса онтогенетического, личностного развития, который выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие человеческого существа. Телесность – качество, сила и знак телесных реакций человека, формирующихся с момента зачатия в процессе всей жизни. Телесность образуется в контексте генотипа, половой принадлежности и уникальных биопсихических особенностей индивидуума в процессе его адаптации и самореализации. По мнению многих психологов, телесность изменяема: характер ее меняется в соответствии со знаком телесно-чувственных процессов. Эти изменения не идентичны процессам развития, взросления или старения. Так как ее формирование зависимо от внешних и внутренних условий, то значительные изменения этих условий влекут за собой изменения телесности человека. На состоянии телесности отражаются мотивации, установки и, в целом, система смыслов индивидуума, поэтому она хранит обобщенное знание человека и представляет собой материальный, видимый аспект души.
Полный текст
Развитие личности имеет много аспектов. Одним из существенных аспектов личностного развития является достижение целостности, которая лежит в основе самодостаточности личности. Нам бы хотелось рассмотреть роль телесности в формировании самодостаточности личности.
При рассмотрении понятия телесности, многие психологи разделяют понятия «тело» и «телесность», определяя телесность как результат процесса онтогенетического, личностного развития, который выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие человеческого существа. Телесность – качество, сила и знак телесных реакций человека, формирующихся с момента зачатия в процессе всей жизни. Телесность образуется в контексте генотипа, половой принадлежности и уникальных биопсихических особенностей индивидуума в процессе его адаптации и самореализации. По мнению многих психологов, телесность изменяема: характер ее меняется в соответствии со знаком телесно-чувственных процессов. Эти изменения не идентичны процессам развития, взросления или старения. Так как ее формирование зависимо от внешних и внутренних условий, то значительные изменения этих условий влекут за собой изменения телесности человека. На состоянии телесности отражаются мотивации, установки и, в целом, система смыслов индивидуума, поэтому она хранит обобщенное знание человека и представляет собой материальный, видимый аспект души.
Выделяя внутренние и внешние компоненты, М.М. Бахтин полагал, что «внутреннее тело — мое тело как момент моего самосознания — представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» [1].
Внешние компоненты – это, прежде всего, внешность и внешнее жизненное пространство, они ощущаемы и видимы. Под внешними компонентами мы понимаем видимое тело и внешность, как один из элементов образа «Я».
Образ «Я» лежит в основе структуры личности человека и является непосредственным звеном, влияющим на развитие самодостаточности личности. Отношение к собственному телу, как объектное, так и субъектное связано с формированием целостного сознания.
При рассмотрении структуры сознания, предложенной В.П. Зинченко, мы выделили из четырех основных образующих чувственную ткань образа, которая вместе со значением, смыслом и биодинамической тканью лежит в основе формирование личностных смыслов. Составляя бытийный слой, эта ткань питает, наполняет жизненностью ментальность. Необходимо отметить, что все составляющие важны для формирования целостного самосознания. Так, в процессе воспитания и образования основное внимание уделяется освоению значений, которые, необходимы для подключения к общественному сознанию, социализации.
В современном обществе четкое разделение между телом и душой ведет к выстраиванию внутриличностной властной иерархии, в которой рациональное доминирует над чувственным, а душевные процессы противопоставлены телесным. Кроме того, общество, прежде всего, заботится о социализации своих членов, приучению их к нормам, и обучению знаковым системам, принятым в обществе. Поэтому перед развивающейся личностью на определенном этапе встают задачи «преодоления социализации» (В.П. Зинченко), нахождения «пути к себе». Развитие личности невозможно вне общества, культуры. Следовательно, формирование самодостаточности личности, возможно лишь когда человек может не только ориентироваться в знаковых системах, способен на адекватные обществу реакции, но учится быть в контакте с собой, выстраивает личностные смыслы, являющиеся основой поступков. [2] .
Целостность личности как основа формирования самодостаточности становится осознанной и переживается как ценность, когда она является результатом внутренней работы, когда принятие телесности не перерастает в преувеличенное к ней внимание, телесная оболочка помогает реализации внутренних стремлений личности, самореализации.
Осознание внешних компонентов образа тела происходит в процессе взаимодействия собственного тела и тела другого, соотнесения видимого собственного образа с эталонным. В процессе развития помимо возможности смотреть на себя со стороны, появляется возможность чувствовать себя изнутри, углубляется контакт с самим собой, увеличивается осознаваемое внутреннее пространство. Отношение становится субъектным, когда человек позволяет себе быть самим собой, принимая себя во всем многообразии с достоинствами и недостатками. Такое отношение свидетельствует о расширении сознания и увеличении его реалистичности. Телесность становится чувствующей, неотъемлемой частью «Я», безусловной ценностью.
Отношение к своему телу как к телесности, по мнению Т.С. Леви, является необходимым условием переживания радостности, энергонаполненности, переживание которых можно рассматривать как один из критериев внутриличностной целостности, а значит и одним из главных условий формирования самодостаточности личности. Расширение осознания и оптимизация отношения к собственной телесности, обретение состояния внутреннего комфорта, когда человеку приятно и спокойно быть внутри себя самоценно. Увеличение степени контакта с собственным бытийным слоем дает материал для рефлексии, его осознания, создает условия для изменения всей внутриличностной структуры, дает возможность в большей степени опираться на внутренний мир и быть менее зависимым от внешнего. [3]
Опыт переживания собственной телесности является основой субъектного отношения к телесности другого человека, понимания его жизненной реалии и установления межличностного диалога. Телесность обеспечивает нам возможность выражать себя в мире.
Как уже было отмечено, основным предикатом телесности является живое движение, соединяющее в себе психологическое содержание и материальную форму. Движение воплощает и формирует взаимодействия между Я и Миром, оно воздействует, с одной стороны на Мир, с другой — на Я. Самодостаточная личность свободно взаимодействует с окружающим миром, предоставляя ему свою энергию и позволяет ему пользоваться этой энергией для его преобразования. В процессе формирования самодостаточности человек учится находить эту гармонию между телесностью, духовностью и окружающим миром. Это возможно только как результат постоянной работы над собой, постоянного саморазвития.
Самоощущение, самочувствование является основой самосознания, формирует его «бытийный слой» (В.П. Зинченко). «Чувство собственной активности» (М.М. Бахтин), ощущения своего действования лежат воснове субъектности, самоорганизации поведения. Ведь истинно произвольное поведение есть следование осознанному выбору, сделанному на основе прислушивания к Себе, чувствования Себя (и, безусловно, Другого). На основе проведения экспериментальных исследований А.В. Запорожцем и М.И. Лисиной было доказано, что для формирования произвольного движения необходима ощущаемость движения изнутри.
Первое состоит в необходимости сфокусироваться на внутренней картине движения, перевести внимание от видимого, внешне наблюдаемого движения к его ощущению изнутри, «переключиться с внешнего свидетеля на внутреннего свидетеля». Видимое движение всегда осуществляется для Другого, оценивается с точки зрения Другого (красиво-некрасиво, правильно-неправильно и т.п.). Этот Другой, его критерии оценки, позиция, подразумеваются в случае видимого движения, поэтому оно осознанно или неосознанно программируется извне. Требуется значительное усилие, чтобы полностью сконцентрироваться на движении изнутри.
Внутренняя картина аутентичного движения представляет собой спонтанное ощущаемое движение, как бы «вырастающее» из глубины внутреннего пространства человека и выражающее его истинные чувства и потребности.
Движения к миру и движения к себе должны постоянно сменять друг друга, обеспечивая почти одновременную двоякую чувствительность. В.А. Подорога пишет: «Живое всегда обнаруживает себя … благодаря поверхности контакта с ему внешним и внутренним одновременно» [4]. Он полагает, что разные уровни движения имеют сходное строение. Фундаментальные данные, полученные в экспериментальных исследованиях Н.Д. Гордеевой, показывают, что телесные микродвижения обладают двумя формами чувствительности: к ситуации и к самому себе. В процессе движения эти формы чувствительности постоянно сменяют друг друга. Аналогичным образом осуществляются макродвижения. А. Лоуэн пишет о том, что «человек направляет свою энергию или на себя, или на внешний мир. Здоровый человек может чередовать эти два направления легко и быстро таким образом, что почти одновременно он осознает и свое тело, и окружающий мир».
Возможность чувствовать и себя, и ситуацию почти одновременно, «держать в себе и себя и мир» дает возможность решать задачи саморегуляции, самоорганизации и саморазвития, «быть Собой» во взаимодействии с Миром. Уровень развития телесности (диапазон)позволяет человеку в той или иной степени «резонировать» с миром и духовно совершенствоваться, что в свою очередь лежит в основе самодостаточной личности.
Литература
- Бьюдженталь Д. Двойственность и открытость // Судьба и воля: психология свободы: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. М., 2000.
- Хоружий С.С. О старом и новом. Санкт-Петербург, 2000.
- Психология телесности между душой и телом/Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М., 2005.
- Подорога В. Феноменология тела. М., 1995.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2598
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6