Настоящий сборник материалов сформирован на основе докладов, подготовленных к XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования, традиционно проводимой в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) практически с момента основания университета.
МГППУ – уникальное учебное заведение, в котором глубокая научная подготовка студентов ведется в сочетании с практико-прикладной направленностью, тесно связанной с потребностями социальной сферы Москвы. Университет сформулировал и реализует свою миссию в развитии психологической науки и психологического образования в России, психологического просвещения и повышения психологической культуры населения.
МГППУ федеральный оператор проектов модернизации педагогического образования России, база Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Как и в прошлые годы молодые ученые, аспиранты, студенты живо откликнулись на приглашение обсудить с участием ведущих экспертов актуальные вопросы психологической науки, воспитания и обучения, не ограничиваясь, впрочем, проблемами только образования.
Столь широко обозначенная тематика позволяет надеяться, что сборник до некоторой степени актуально представляет тематический репертуар современной психологической науки и смежных областей.
Композиционно сборник рубрицирован по крупным направлениям исследований университета, некоторые направления разделены на секции.
Проведение конференции в год 20-летия университета потребовало от организаторов и участников тщательного осмысления и обсуждения накопленного опыта и возможных перспектив психолого-педагогических исследований.
В этой связи содержательная часть программы была значительно расширена, обсуждение велось по 12 направлениям, включен большой образовательный блок, посвященный вопросам подготовки научных публикаций, реализации результатов научных исследований.
Направление психолого-педагогические проблемы образования детей и подростков содержит работы, связанные с психологией развития, психологией и педагогикой индивидуализации образования современных школьников, затронуты проблемы школьной психологической службы.
Направление современное состояние и перспективы развития экстремальной психологии содержит работы, связанные с современными технологиями психологического обеспечения служебной деятельности в профессиях особого риска, в оказании экстренной психологической помощи.
Направление клиническая и специальная психология включило вопросы психологической реабилитации и коррекции в социальной сфере; психологической диагностики и коррекции нарушений психического развития и здоровья детей и подростков, проведен круглый стол Психолого-педагогические исследования по проблеме организации сопровождения лиц с РАС.
Направление социально-психологические проблемы современного общества включило различные вопросы современной социальной психологии, межкультурного взаимодействия, психологических тренингов и консультирования.
Направление информационные технологии содержит работы, посвящен- ные компьютерному моделированию и анализу данных, отдельно рассмотрены инновации в технологии обучения студентов с нарушениями зрения.
В направлении о проблемах формирования компетентностного подхода у специалистов социальной сферы отдельно, с учетом опыта университета, рассмотрена реализация молодёжных инициатив, проведен круглый стол Социальная работа и молодежь.
Направление юридическая психология включило вопросы применения психологических знаний в судопроизводстве.
Некрупные, но важные направления посвящены иноязычному образованию в кросскультурном пространстве; прикладным исследованиям в сфере инклюзивного образования; консультативной и клинической психологий; актуальным проблемам государственного и муниципального управления; информационным технологиям в психологии и педагогике.
Для участников были проведены мастер-классы по реализации научного исследования, академическому чтению и письму, международным стандартам и показателям научных периодических изданий.
Есть основания надеяться, что работы молодых ученых, опубликованные в данном сборнике, получат содержательное продолжение и заинтересуют не только участников конференции, но и широкий круг специалистов в области психологии и педагогики.