Классическая адлерианская теория: современный взгляд

Общая информация

Рубрика издания: Общетеоретические проблемы социальной психологии личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Тугушев Р.Х., Ставропольский Ю.В. Классическая адлерианская теория: современный взгляд // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

На протяжении более чем полувека после того как Альфред Адлер сформулировал свою психоаналитическую теорию личности и систему психотерапии его идеи постепенно пронизывали всю современную психологию. Сдвиг психоанализа в направлении эго психологии отражает оригинальные мысли Адлера. Кроме того, в отличие от концепции З. Фрейда об управлении человеком врожденными инстинктами, у А. Адлера выдвинута идея об управлении мотивациями человека социальными побуждениями. Утверждение Адлера о том, что люди живут в мире смыслов, соответствует социально-контруктивистскому взгляду на человеческое поведение.  В качестве смысла человеческой жизни Адлер называет социальный интерес. Будучи одним из первых феминистов, он утверждал, что и мужчины, и женщины страдают от того, что обществом переоцениваются мужчины и недооцениваются женщины. Он считал, что настоящим равенством между полами может быть только позитивное отношение между мужчинами и женщинами. Его работы, в которых констатируется единство психического и телесного, стали отправной точкой для развития психосоматической медицины. Он сделал важный вклад в теорию личности, введя понятие креативного «Я», что созвучно с современными «Я»-концепциями.

Параллели концепциям Адлера можно найти в работах антропологов, биологов и физиков. Представление Адлера о взаимозависимости всех живых существ и их природной склонности к сотрудничеству нашло отклик в антропологии и в биологии. Его понятие «стиля жизни», подразумевающее, что одна центральная тема выражается в каждом психическом проявлении, созвучно физике голограмм, в которой каждая часть целого есть свернутый образ этого целого. Его понятие финальной цели, концентрирующей все движения в направлении одной точки, аналогично понятию аттрактора в теории хаоса – магнетической конечной точки, фокусирующей и ограничивающей процесс. Он верил в фундаментальную креативную силу индивидов и в их способность выбирать и изменять направление собственной жизни, это очень похоже на тот биологический процесс, который называется аутопоэзис (самовоспроизведение), являющийся автономной, самообновляющейся и самонаправляющей природой всех форм жизни.

Когда социологи, антропологи, биологи, математики, физики и психотерапевты описывают довольно аналогичные динамические структуры, можно подумать о том, что наука находится на грани новой унифицированной теории поля, предложенной в свое время К. Левиным. Идеи Адлера нередко называют «философской антропологией», содержащей потенциальное магнетическое ядро, вокруг которого могут быть сгруппированы многие другие дисциплины. Каждый человек у А. Адлера – уникальная личность. В динамике ее поведения ведущую роль играет не секс, а социальные интересы.

В условиях интеллектуального климата начала XXI века переосмысление идей Адлера позитивно и плодотворно для более полного понимания человека и человеческих отношений в мире. Он создал интегрированную, холистическую теорию природы человека и психопатологии, комплекс психотерапевтических принципов и техник, оригинальное мировоззрение и философию жизни.

Ядром интегрированного комплекса адлерианской философии, теории и практики выступает оптимистический и гуманистический взгляд на жизнь. Он создал ценностно-ориентированную психологию, в которой человек рассматривается в качестве обладателя потенциала для глубокого межличностного сотрудничества и стремления к саморазвитию ради общего блага. Адлер одним из первых психологов утверждал, что если люди не научатся сотрудничать, то все человечество может прийти к самоуничтожению. Если в адлерианской концепции человека выделить одну главную мысль, то это будет мысль о Человеке Социальном, тесно взаимосвязанном с другими людьми и со всей природой. Центральная проблема, стоящая перед людьми – это проблема того, как вместе жить на одной планете, воздавая должное вкладу каждого в прошлом и улучшая жизнь для нынешних и будущих поколений.

В основу созданной им психологии Адлер заложил понятие социального чувства или социального интереса Gemeinschaftsgefuehl. Это многоуровневое понятие. Индивиды могут понимать и реализовывать одни уровни социального чувства и игнорировать другие.

Когда социальный интерес сформирован на аффективно-эмоциональ-ном уровне, человек испытывает глубинную принадлежность к человеческому роду и способен к эмпатии в отношении других людей. Такие люди во всем мире чувствуют себя как дома, принимая и позитивные, и негативные аспекты жизни. На когнитивном уровне человек признает необходимую взаимозависимость между людьми и то, что благополучие каждого, в конечном счете, зависит от благополучия всех. На поведенческом уровне такие мысли и чувства превращаются в поступки, направленные на саморазвитие и на сотрудничество и взаимопомощь с другими людьми. Тем самым, в своей основе понятие социального чувства направляет полное развитие способностей индивида, направляет процесс, в котором каждый человек развивается как личность, и все люди становятся богаче от общения друг с другом. В то же время данное понятие означает признание и принятие взаимозависимости всех людей.

В этих идеях Адлера содержится также определение отношений между «я» и обществом. Адлер, в отличие от многих, не усматривал коренного конфликта между «я» и обществом, между эгоистическим интересом и социальным интересом. Эти дихотомии ложные. Развитие личности и развитие взаимоотношений с другими позитивно влияют друг на друга. Чем больше личностно развит человек, тем сильнее его взаимосвязь с другими людьми, и наоборот, более тесная взаимосвязь человека с людьми создает более благоприятные условия для развития личности. Сейчас эту идею открывают заново.

Адлер усматривал взаимосвязь между живыми существами во многих различных сферах и на многих уровнях, включая животных, растения, неодушевленные предметы и в самом широком смысле – с космосом. Правильное понимание природы этой взаимосвязи позволило бы преодолеть многие антропогенные проблемы. В отличие от З. Фрейда, считавшего социальные конфликты и войны фатально неизбежными, А. Адлер был убежден, что можно преодолеть войны и явления дискриминации в обществе. Кроме того, людям необходимо осознать свою взаимосвязь с прошлым и настоящим.

Адлер назвал созданную им систему «индивидуальной психологией», это название само по себе ничего не говорит о ее социальном фундаменте. Индивидуальная психология Адлера – это не психология индивидуальных различий, это, скорее, социальная психология, в которой индивид понимается исходя из социального контекста. По-немецки термин Individualpsychologie означает психологию уникальной, целостной и неразъединимой личности. Под этим Адлер понимал, во-первых, то, что индивидуальная психология есть наука идеографическая. Развитие каждого человека уникально, креативно и определяется тем, как человек субъективно интерпретирует жизнь. Во-вторых, Адлер стремился выразить то, что человек есть целостность со своими мыслями, чувствами, поступками, мечтами, воспоминаниями, то есть система, в которой целое больше суммы частей. В симфонии человеческого поведения Адлер умел услышать одну ведущую мелодию, темп и тональность которой могли меняться. Благодаря этой сквозной теме человек и является целостностью, а не суммой частей.

Как возникает эта ведущая тема? Благодаря активному и креативному процессу, в котором индивиды атрибутируют смыслы своих жизненных переживаний. Из этого сырого материала они создают ту субъективную реальность, на которую они реагируют. Следовательно, человек есть не объект, не пассивная жертва наследственности и среды, а активно конструирующий и интерпретирующий собственную ситуацию субъект.

Этот процесс начинается в детстве из ощущения неудовлетворенности выполнением повседневных задач, особенно при сравнении самого себя с другими детьми и взрослыми. В результате формируется то, что Адлер называл «комплексом неполноценности» – совершенно нормальная реакция на осознание своей неспособности функционировать так, как человек того желает. Адлер также называл такое переживание «минусовой ситуацией». Из этих чувств складывается мотивация к стремлению в направлении «плюсовой ситуации».

Люди стремятся в этом направлении, поскольку ими движет креативная сила жизни, проявляющаяся в желании развиваться, и при неспособности добиться успеха в чем-то одном, стремление добиться его в другом. Сила эта телеологическая, она проявляется в стремлении к цели, и в этом стремлении каждое телесное и психологическое движение направляется на сотрудничество.

Под влиянием немецкого философа Ганса Вайхингера Адлер утверждал, что люди в своих поступках не всегда исходят из реальности. Людьми также движет то, что они считают истинным, хотя эти представления во многом бессознательны. Заметим, кстати, что их убеждение в правоте этого может быть и ошибочным. В основе идей Адлера – понятие «финальной цели». Финальная цель есть некий вымысел, создаваемый индивидом, воображаемая индивидуальная ситуация совершенства, завершенности или преодоления. Движение в направлении финальной цели мотивируется стремлением к преодолению испытываемой неполноценности. Финальная цель представляет собой субъективный, придуманный взгляд на будущее, но она руководит действиями человека в настоящем.

Для активного человека, обладающего развитым социальным чувством, стремление к финальной цели может представлять собой пожизненное стремление к оптимальному развитию, в котором нет конечной точки. Здесь можно увидеть аналогию со стремлением индивида к самоактуализации в направлении полной реализации своего потенциала, концептуализированным Абрахамом Маслоу.

Решающую роль в отношении переживаемой неполноценности и развития в направлении финальной цели играют влияние семьи (как родителей, так и братьев и сестер) и внешние социальные влияния. Первичным фактором развития социального чувства в раннем возрасте Адлер признавал влияние матери. В условиях позитивных отношений в семье, любви и заботы у ребенка формируется способность к саморазвитию и к социальному сотрудничеству, к выполнению того, что Адлер называл тремя задачами жизни: труд, общество и любовь. Если ребенок не получает поддержки в семье, то переживаемая неполноценность становится преувеличенной, формируя преувеличенную финальную цель, направленную на компенсацию глубоко переживаемой неполноценности. Тогда вместо того чтобы заниматься саморазвитием и преодолением трудностей, человек будет стремиться к цели воображаемого господства и избегать реального представления о самом себе. Финальная цель становится эгоцентрической и деструктивной. Финальная цель – это результат процесса, уникального для каждого человека. У двух людей с аналогичными комплексами неполноценности могут формироваться различные финальные цели. Один человек может стремиться поставить других на службу себе и своей неполноценности, другой будет стремиться преодолеть то, с чем связана неполноценность, и самоутвердиться в таком преодолении.

Индивидуальный подход к жизни, характерный для каждого человека, Адлер называл стилем жизни. Стиль жизни – это тот способ, которым индивид стремится или избегает выполнения трех главных задач жизни и реализации своей финальной цели. Здоровые люди решают все три задачи относительно гибко, находя много способов решения проблем. Когда один путь закрыт, они выбирают другой. Патологические личности упорствуют на каком-либо одном пути или не видят пути вообще.

Подобно другим психологам, Адлер считал первые пять лет жизни человека центральными в развитии личности. В этот период пережитый ребенком опыт позволяет ему сформировать прототипы финальной цели и стиля жизни, которые в последующем детстве и отрочестве претерпевают изменения. Сформировавшиеся в этом возрасте представления о мире и о себе в дальнейшем определяют мировидение человека. Адлер назвал это «схемой апперцепции». Следовательно, индивидуальное восприятие ограниченно, и всегда будет существовать противоречие между реальностью и ее восприятием. У нормальных людей это противоречие относительно мало, у людей, имеющих психологические проблемы, оно существенно больше.

В оптимальной ситуации развития взрослые помогают детям сформировать чувство значимости во взаимодействии с другими людьми, поощряют в них активность, способствуют минимизации переживаемой неполноценности и помогают детям ощутить себя частью целого, увидеть и почувствовать свою взаимозависимость по отношению к другим и научиться преодолевать трудности. В этом, по мнению Адлера,  помогают универсальные ценности – справедливость, красота, истина.

Комментируя этот тезис, можно его приветствовать, но нельзя не заметить, что в многомерном человеческом мире эти понятия могут сильно отличаться, т.е. то, что красиво для одного, безобразно для другого, каждый параноик убежден в истине собственных идей, а справедливость может трактоваться таким образом, чтобы не навредить себе и т.п.

Оптимальное развитие, с позиций адлерианской теории, отличается от того, что принято определять как «нормальное» или «среднее» развитие. Многие люди, несмотря на свою способность к сотрудничеству, не реализуют собственный потенциал в максимальной степени. Они испытывают скуку, хроническое напряжение или стресс, не проявляя при этом эмоциональных или физикальных симптомов. Когда они сталкиваются с трудностями, они не в состоянии их преодолеть, и тогда они переживают шок, запускающий психологические симптомы. Такими кризисными ситуациями оказываются болезнь, брак, рождение детей, развод, достижение среднего возраста, взросление детей и их уход из дома в самостоятельную жизнь. Задача профессионального психолога в том, чтобы помочь таким «нормальным» людям максимально развиться – наметить такой идеал психического здоровья, который представляется возможным и мотивирующим, и определить этапы его достижения.

Литература

  1. Adler A. Understanding Human Nature. Oxford, 1992.
  2. Adler A. What Life Could Mean to You. London, 1992.
  3. Maslow A. The Farther Reaches of Human Nature. New York, 1971.
  4. Vaihinger H. The Philosophy of “As If”: A System of the Theoretical, Practical, and Religious Fictions of Mankind. New York., 1925.

Информация об авторах

Тугушев Рашид Хасьянович, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии СГУ им.Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия

Ставропольский Ю.В., кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: hm251@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6092
В прошлом месяце: 218
В текущем месяце: 85