Диагностика и формирование надежности молодежных групп в напряженных ситуациях совместной деятельности

Общая информация

Рубрика издания: Общетеоретические проблемы социальной психологии личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сарычев С.В., Чернышев А.С. Диагностика и формирование надежности молодежных групп в напряженных ситуациях совместной деятельности // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

1. Проблема

Определение методов актуализации надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности представляется нам важной задачей, стоящей перед социальной психологией. Динамичные процессы, имеющие место в общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в производительных силах, масштабные катастрофы техногенного и экологического характера ведут к возникновению напряженных ситуаций в общественной жизни, а значит, и к серьезным изменениям в жизнедеятельности конкретных групп, в том числе молодежных. Социальные ситуации, характеризующиеся высокой степенью социальной и психологической напряженности, приводят к многочисленным, но еще пока малоизученным социально-психологическим последствиям. Это обусловило наш интерес к формированию надежных групп и коллективов.

Однако в социальной психологии не существует удовлетворительного объяснения фактов неоднозначности изменений в совместной деятельности различных групп во внешне сходных напряженных и экстремальных ситуациях. Для решения образовательных, производственных, гуманитарных и иных задач в молодежной среде необходимо знать, каковы потенциалы групп в указанных ситуациях, насколько полно они реализуются применительно к той или иной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит совместная деятельность группы, какова динамика основных психологических и непсихологических параметров совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях.

С точки зрения развития социально–психологической теории, важно изучать малые группы в различных условиях совместной деятельности (в том числе в напряженных, экстремальных и оптимальных). Отечественные психологи Ф.Д. Горбов, А.И. Донцов, Е.С. Кузьмин, В.Н. Петровский, Л.И. Уманский и др. выдвинули предположение о том, что в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности проявляются латентные стороны групповой психологии, не проявляющиеся непосредственно в оптимальных ситуациях [1; 2; 6; 7; 10; 16; 19; 20].

Из числа ситуаций, довольно часто встречающихся в жизнедеятельности молодежных групп, к напряженным мы считаем возможным отнести следующие:

  • межгрупповое соревнования;
  • «лимит» времени (когда время, отводимое на подготовку решения и исполнения групповой задачи, ограничено);
  • изменение (даже частичное) состава группы (т.е. введение в состав группы новичков, исключение «старичков»);
  • временное ограничение возможности участвовать в совместной деятельности для всех членов группы (или их части);
  • большая субъективная значимость результатов совместной деятельности, когда «цена» неуспеха, ошибки «велика» для членов группы;
  • осуществление совместной деятельности на пределе возможностей членов группы;
  • совместная деятельность, имеющая особый смысл для группы в целом (например, по результату деятельности группа сравнивается с другими группами);
  • выбор одного из способов (вариантов) совместной деятельности из двух или большего их числа при высокой вероятности одинакового результата;
  • внутригрупповой конфликт по поводу осуществления совместной деятельности;
  • повышенная автономность личности в совместной деятельности группы, когда большинство членов группы напрямую не могут влиять на результат деятельности каждого, но конечный результат зависит от каждого члена группы.

Анализ приведенных выше напряженных ситуаций совместной деятельности [16] позволяет нам утверждать, что указанные типы ситуаций являются качественно однородными в плане изменения организации совместной деятельности группы. Они однородны также и в плане достижения высокого психологического настроя на совместную деятельность[1].

Сам процесс достижения группой целей совместной деятельности, процесс групповой интеграции объективно является ситуацией значительной степени напряженности. Важно учитывать и то, что психологические связи высокой интенсивности, процесс достижения единства действий в совместной деятельности создает значительную напряженность в группе. Следовательно, напряженные ситуации не являются чем-то исключительным и необычным в жизнедеятельности молодежных групп и требуют тщательного исследования.

2. Диагностика

Для решения совокупности теоретических и прикладных задач, связанных с исследованием и управлением совместной деятельностью групп в напряженных и экстремальных ситуациях нами был предложен динамический подход [16; 18]. В отличие от статического подхода к исследованию рассматриваемой проблемы [8; 15; 20], предполагающего анализ в основном внешних воздействий (что отражено в понятиях помехоустойчивость, стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость, резистентность), динамический подход (который раскрывается понятием надежность) предполагает анализ и внешних, и внутренних условий совместной деятельности группы в напряженных и экстремальных ситуациях. В отношении совместной деятельности надежность группы обеспечивает разработку и использование группой адекватных способов организации совместной деятельности, причем адекватность должна обеспечиваться как в отношении внутренних условий (возможностей группы), так и в отношении той внешней среды, в которой осуществляет совместную деятельность. Воплощение этих способов в совместной деятельности обеспечивает оптимальный уровень функционирования группы как субъекта совместной деятельности на определенном отрезке времени и в определенных условиях.

Методологически такой подход в психологии обоснован в работе К. Левина «Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» [11]. В соответствии с этим подходом динамика события связывается не с изолированным объектом как таковым, а зависит от ситуации, в которой происходит событие. Динамика конкретного процесса должна выводиться из связи конкретного объекта с конкретной ситуацией и, поскольку дело касается внутренних сил, из многочисленных связей различных функциональных систем, которые образуют объект. Векторы, детерминирующие динамику события, определяются с помощью конкретного целого, включающего объект и ситуацию [11. С. 150].

Анализ работ по социально-психологическим проблемам групп и совместной деятельности, проведенный нами, привёл к выводу о том, что по психологическому содержанию к реализации динамического подхода в исследовании группы наиболее близкой является концепция субъектности группы, наиболее полно проявляющаяся в ее организованности [2; 3; 11; 24; 24]. В экспериментальных исследованиях, осуществленных в  рамках данной концепции, получены научные факты, касающиеся проблем динамики группы в изменяющейся ситуации совместной деятельности. Интерес представляют данные о том, что в высокоорганизованных группах в групповом поведении и в совместной деятельности преобладает динамическая сторона, склонность к модернизации и риску [23. С. 5]. В трудных условиях группы такого рода оптимально используют внутренние резервы, прежде всего за счет совершенствования организационного взаимодействия [23. С. 37].

Нам представляется, что исследование совместной деятельности группы и группового поведения в напряженных ситуациях только как «стрессоустойчивости»  (и вообще устойчивости) не является достаточным. Исследование группы как системы, как субъекта совместной деятельности позволяет рассмотреть во взаимосвязи и единстве динамические изменения среды, конкретной ситуации жизнедеятельности группы и собственно группы. Группа как совокупный субъект в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности проявляет себя в полной, предельной форме реализации своих возможностей. Мы считаем, что именно в динамическом аспекте надежность дополняет организованность как интегральная характеристика функционирования самой группы. Надежность группы, таким образом, является временным параметром, позволяющим с точки зрения психологии охарактеризовать некоторый оптимальный уровень функционирования данной группы на определенном отрезке времени.

Особенно важным представляется нам распространение понятия «надежность» на исследование ситуаций, складывающихся  при переходе от оптимальных ситуаций совместной деятельности к напряженным. Если осуществить психологический анализ подобных ситуаций, указанных выше, в рамках концепции организованности, то в качестве напряженных ситуаций будут выступать все те ситуации, которые с необходимостью требуют изменения организации совместной деятельности, приведения взаимодействия членов группы в соответствие с требованиями ситуации (внешними и внутренними). По отношению к группе как организации напряженные ситуации содержат элементы организационной неопределенности, новизны, внезапности.

Мы считаем, что надежность группы в напряженных ситуациях совместной деятельности может быть в основном описана и измерена при помощи следующих показателей: результативность, взаимодействие членов группы, согласованность действий, соотношение взаимоотношений и взаимодействия в группе. Каждый из показателей может быть измерен при помощи соответствующих эмпирических референтов, которые проявляются непосредственно и могут быть зафиксированы и измерены при помощи соответствующих методик: приборов-моделей ГСИ-7 и «Арка», бланковых методик, методики «Туристское многоборье» и др. [18. С. 25-53]. Методическим инструментом, позволяющим адекватно диагностировать надежность группы, является методический блок, в состав которого входят приборы, бланковые методики, методики наблюдения и экспертной оценки.

В результате осуществления цикла экспериментальных исследований [5; 16; 18] нам удалось выявить существование групп, обладающих надежностью - надежных групп. Такие группы характеризуются: высокой эффективностью совместной деятельности (не только по непсихологическому результату деятельности, но и по воспитательному воздействию на членов группы), достигаемых изменениями в широких пределах форм поведения и совместной деятельности; способностью наметить и осуществлять план совместной деятельности, поддерживать эффективное взаимодействие. Надежная группа способна в напряженных и экстремальных ситуациях поддерживать сосредоточение и актуализацию функций за счет сформированной мотивации и социальных установок на совершенствование организации за счет отношения к организации как к ценности.

Совместную деятельность надежных групп в напряженных и экстремальных ситуациях характеризуют повышенная удовлетворенность испытуемых от самого факта совместных действий, достижение общей задачи и положительная эмоциональная разрядка после успешного преодолении трудностей. Надежные группы умело сохраняют и подкрепляют элементы положительного опыта решения групповых задач. Так, в ряде групп произошло качественное обогащение лидерства: выявились лидеры стратегического действия, а также лидеры тактического плана. Обе категории лидеров удачно разделили функции и не имели оснований для столкновений. В надежных группах в полной мере проявились установки на поиск оптимальной организации совместной деятельности, они настойчиво искали «лучший алгоритм действий» (по выражению испытуемых). Обнаружилось быстрое и полное явление включенности каждого индивида в совместную деятельность как на уровне принятия ее целей, мотивов и задач, так и на уровне практического содействия их реализации.

Было установлено, что взаимосвязь надежности и организованности носит закономерный характер. Группы высокого уровня организованности в напряженных ситуациях совместной деятельности выполняют совместную деятельность безотказно, с минимальным разбросом лучших и худших результатов. В обычной деятельности в напряженной ситуации уровень безотказности весьма высок (91% заданий выполняются безотказно). Основные эмпирические референты результативности изменяются согласованно. Уровень их выраженности коррелирует со степенью напряженности ситуации совместной деятельности: чем выше степень напряженности ситуации, тем меньше отказов, меньше разброс максимальных и минимальных результатов. В результативности высокоорганизованных групп как бы синтезируются повышение продуктивности и снижение числа отказов в напряженных ситуациях совместной деятельности (по сравнению с оптимальными).

Члены высокоорганизованных групп придают большое значение согласованию совместных действий, тщательной разработке плана предстоящей совместной деятельности. Ориентировочная часть совместной деятельности имеет больший удельных вес в сравнении с исполнительной частью, содержательная сторона плана совместной деятельности в напряженных ситуациях улучшается по сравнению с оптимальными. Такой план характеризуется тщательным распределением функций, способностью каждого члена группы тщательно обосновать целесообразность распределения функций, стабильностью. Важную роль в согласовании совместных действий играют лидеры высокоорганизованных групп - их видение предстоящей и текущей совместной деятельности «концептуально», они видят ситуацию совместной деятельности в целом. Не только лидеры, но и в все члены групп указанного типа «видят образ совместного действия» и функцию каждого члена группы в нем, а в случае задержки исполнения готовы непосредственно включиться в исполнение операции. Группы высокого уровня организованности в напряженных ситуациях совместной деятельности характеризует полнота соответствия совместной деятельности плану, разработанному в ориентировочной части деятельности в сочетании со способностью группы вносить коррективы в план в соответствии с изменяющимися условиями. В напряженных ситуациях такие группы способны к произвольной саморегуляции в соответствии с идеальным образом результата и процесса совместной деятельности.

Взаимодействие в высокоорганизованных группах в напряженных ситуациях совместной деятельности направлено на деловую интеграцию группы, усилия членов группы сосредоточены на ключевых моментах взаимодействия, необходимых для достижения групповых целей. Члены таких групп испытывают устойчивую потребность и способны к изменению взаимодействия во имя достижения возможно наилучшего результата. На социально-психологическом уровне это проявлялось в способности членов группы очень согласованно и быстро актуализировать свои чувства и волю и слить их в единое эмоционально-волевое состояние группы. В напряженных ситуациях они стремятся к созданию более совершенной формы организации жизнедеятельности группы за счет перестройки взаимодействия. Максимальное значение основных эмпирических референтов взаимодействия достигается в особо мотивированной совместной деятельности в напряженных ситуациях, причем члены высокоорганизованных групп стремятся осуществить тщательный учет возможных последствий от изменений, вносимых во взаимодействие. Инициатива во взаимодействии исходит от большинства членов групп этого типа. Установлена корреляционная зависимость между степенью напряженности ситуации совместной деятельности и уровнем выраженности основных эмпирических референтов взаимодействия (иерархия и вариативность взаимодействия; самостоятельность и инициативность во взаимодействии; включенность во взаимодействие), т.е. в напряженных ситуациях совместной деятельности по сравнению с оптимальными взаимодействие в таких группах активизируется. Группы высокого уровня организованности в напряженных ситуациях совместной деятельности характеризуются действенным равновесием взаимоотношений и взаимодействия при высокой гибкости, вариативности и адекватности взаимодействия. Высокоорганизованные группы можно охарактеризовать как надежные, а результаты совместной деятельности таких групп в напряженных ситуациях как прогнозируемые.

Группы среднего уровня организованности безотказно действуют в особо мотивированной совместной деятельности в напряженных ситуациях. В обычной же совместной деятельности в напряженных ситуациях безотказность групп этого типа несколько ниже. Однако высокий уровень безотказности в напряженных ситуациях достигается за счет более низкого уровня продуктивности по сравнению с высокоорганизованными группами. Группы среднего уровня организованности характеризует увеличение разброса максимальных и минимальных результатов в напряженных ситуациях совместной деятельности по сравнению с оптимальными. Следует отметить некоторое снижение разброса в особо мотивированной совместной деятельности в напряженной ситуации. Таким образом, динамика основных эмпирических референтов результативности у среднеорганизованных групп не имеет согласованного характера, противоречива. Для групп среднего уровня организованности, как и для высокоорганизованных групп, характерно увеличение удельного веса ориентировочной части совместной деятельности в напряженных ситуациях совместной деятельности по сравнению с оптимальными. Особенностью среднеорганизованных групп является снижение качества плана совместной деятельности за счет частого обращения к «стандартным приемам», усиления шаблонности за счет того, что члены таких групп часто «не видят» изменений ситуации, а если и отмечают их, то не оценивают новизны, нового качества ситуации.

В большинстве групп этого типа закрепляется и сохраняется тот способ согласования действий, который складывается стихийно, как говорят члены таких групп, «сам собой». При разработке плана совместной деятельности эти группы в наибольшей мере ориентированы на оптимальные ситуации совместной деятельности, а не на напряженные ситуации. Согласование функций для членов среднеорганизованных групп представляет трудность. Группы этого типа в напряженных ситуациях совместной деятельности снижают уровень соответствия совместной деятельности плану потому, что группа создает лишь частичную ориентировочную основу совместной деятельности. Взаимодействие групп среднего уровня организованности в напряженных ситуациях совместной деятельности характеризуется мотивированностью членов группы на поиск оптимального способа взаимодействия, выраженностью стремления изменить взаимодействие для достижения хорошего результата. Большинство групп среднего уровня организованности все же не способно изменить взаимодействие для оптимизации совместной деятельности группы в напряженных ситуациях. С этим, вероятно, связан другой факт - для среднеорганизованных групп характерно снижение продуктивности в напряженных ситуациях по сравнению с оптимальными.

Группы низкого уровня организованности характеризуются существенным снижением безотказности в напряженных ситуациях совместной деятельности по сравнению с оптимальными. Наиболее заметно возрастает число отказов в особо мотивированной совместной деятельности в напряженных ситуациях. Тем не менее, группы этого типа способны к повышению продуктивности совместной деятельности в напряженных ситуациях (только в особо мотивированной совместной деятельности!), но ценой увеличения разброса максимальных и минимальных показателей продуктивности и снижения безотказности. Результативность низкоорганизованных групп становится непрогнозируемой в напряженных ситуациях совместной деятельности (возрастает вероятность как позитивного, так и негативного исхода). Низкоорганизованным группам присуще преобладание исполнительной части совместной деятельности над ориентировочной и в оптимальных, и в напряженных ситуациях совместной деятельности. В напряженных ситуациях по сравнению с оптимальными снижается удельный вес ориентировки в структуре совместной деятельности. План предстоящей совместной деятельности в группах такого типа отсутствует совсем или неадекватен условиям и групповому потенциалу. Если план имеется, то в напряженных ситуациях степень соответствия совместной деятельности плану снижается по сравнению с оптимальными. Таким образом, согласование действий и функций осуществляется стихийно, члены низкоорганизованных групп не стремятся к их упорядочению и согласованию как в оптимальных, так и в напряженных ситуациях совместной деятельности группы.

Взаимодействие членов низкоорганизованных групп в напряженных ситуациях совместной деятельности не соотносится ни с групповыми целями, ни с возможностями группы. Уровень выраженности взаимодействия одинаково низок в оптимальных и напряженных ситуациях. Вследствие отсутствия заранее продуманного способа взаимодействия, изменение взаимодействия в целях его упорядочения в напряженных ситуациях совместной деятельности не осуществимо. Уровень инициативности и самостоятельности во взаимодействии членов групп данного типа снижается в напряженных ситуациях по сравнению с оптимальными (в наибольшей степени - в особо мотивированной деятельности). Полная включенность во взаимодействие в напряженных ситуациях отмечена нами лишь у незначительного числа членов низкоорганизованных групп, причем полнота включенности снижается с возрастанием степени напряженности ситуации совместной деятельности. Минимальная включенность во взаимодействие наблюдается в особо мотивированной совместной деятельности в напряженных ситуациях.

Итак, надежность группы в напряженных и ситуациях совместной деятельности детерминирована организованностью группы. Группы различного уровня организованности характеризуются различной динамикой основных показателей надежности в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности, в том числе и группы, проявляющие тенденции к дезорганизации совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях. Социально-психологические механизмы дезинтеграции совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях проявляются в депрессивном синдроме (безразличии, апатии), конфликтности, агрессивности, отказе от выполнения деятельности. Л.И. Уманский связывал эти явления с низкими уровнями развития группы (дезинтеграция, интраэгоизм, антиколлектив) [20].  Применительно к «обычным» и особенно к слаборазвитым группам нами были разработаны и практически апробированы методы актуализации надежности группы: обучение, моделирование ситуаций межгруппового взаимодействия, использование внутренних социально-психологических ресурсов группы.

3. Методы формирования надежности группы

3.1. Обучение

Достаточно плодотворным представляется метод обучения групп совместной деятельности в разнообразных условиях, которое направлено на совершенствование их подготовленности к совместной деятельности и подготовку лидеров. Не всякая работа, в которой участвует группа, по своему существу является совместной. В группе часто бывают как индивидуальные задания, рассчитанные на одного человека,  так и фронтальные, рассчитанные на всех. И в том, и в другом случаях между членами группы не возникает никаких новых связей и отношений. Другое дело – задание, которое потребует от них объединения усилий, а разделение обязанностей приведет к рождению отношений взаимной ответственности.

Это и есть совместная взаимозависимая форма организации совместной деятельности (модель СВ по классификации Л.И. Уманского), при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласовываться с действиями другого и быть ориентированными не на себя, а на достижение общей цели [19. С. 57-58]. А.С. Макаренко специально усиливал взаимную ответственность своих воспитанников, создавая для этого сводные отряды (в них четко задавались деловые отношения, всегда был старший, причем роль старшего поочередно выполняли все члены этой группы) для выполнения повседневных дел. В таких небольших группах (по 2-5 человек) обогащалась психологическая связь между людьми и формировались такие важные организационные качества, как способность приказывать и способность подчиняться, без которых невозможно существование самого коллектива [14].

Для учебных групп можно рекомендовать следующие формы совместной работы на практических и лабораторных занятиях: в бинарных группах, в микрогруппах, комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • сама учебная задача должна быть значимой, вызывать интерес всего коллектива, а также входящих в него микрогрупп;
  • нужен специальный учебный и дидактический  материал (учебники, задачники, тексты, раздаточный материал и т.д.), с которыми школьники могли бы самостоятельно работать.

Преподаватель должен настроить группу на активный (творческий) коллективный поиск.

Методически такой вид организации совместной деятельности группы рекомендуется достигать постановкой перед группой социально ценных задач с соблюдением следующих правил:

организовать достижение общих задач самостоятельно (при минимальном участии педагога);

  • выполнять задание (даже большое, например, подготовку к вечеру инсценированной песни, диспуту, конкурсу) за небольшое время – 3–4 дня;
  • опираться, в основном, на подручные материалы, не требовать дорогих и дефицитных вещей;
  • при неудачах и трудностях обращаться за советом и помощью в первую очередь к другим группам;
  • по возможности представлять результаты деятельности группы публично, на глазах у всей школы (стенгазеты, боевой листок, лист «общественной активности группы»).

Для организации и выполнения групповых задачи следует ознакомить лидеров-организаторов молодежных групп со следующими «Правилами организаторской работы» по Л.И. Уманскому [21]. Лидеры должны освоить семь основных моментов организаторской работы.

  1.  Постановка цели. Здесь надо четко уяснить, в чем состоит сущность задания.
  2. Создание соответствующего для данного дела типа организации (какая форма для данного дела наиболее подходящая – штаб, комиссия, сводный отряд в 3-5 человек, группа в целом и т.д.).
  3. Методы выполнения задачи. Следует отобрать наиболее эффективные способы достижения цели: ознакомить людей с заданием, изучить инструкции, положения и т.д.
  4. Люди. Надо определить, при помощи каких людей лучше всего можно достичь цели.
  5. Материальные средства. Следует тщательно продумать вопрос о необходимых инструментах и материалах.
  6. Время. Надо правильно рассчитать все этапы выполнения задачи и по времени определить конечный момент. Следует строго выдерживать временные рамки.
  7. Контроль. Продумать, каким образом вести учет работы, как организовать действенный контроль.

Лидер-организатор должен до работы четко представить все стороны цели, т.е. ясно выделить названные элементы организации. Систематическая сводка этих элементов и есть, в сущности, организационный план (и все надо делать в конкретной форме). Для организаторов полезно, приступая к работе, взять в руки карандаш и на бумаге дать ответ по всем семи указанным вопросам. Надо учитывать возможные случайности на пути к осуществлению плана и быть готовым к худшему варианту.

На практике оказалась полезной одна из разработанных нами социотехник – социотехника актуализации надежности группы [17].

Цель – повышение стрессоустойчивости группы, стимулирование лидерства.

Методические средства: прибор-модель «Арка» [24].

Процедура.

1 этап: диагностика основных характеристик группы в нормальном режиме работы с тренажерами.

2 этап: повышение напряженности режима работы за счет изменения условий деятельности (изоляция лидера, организационная перестройка, создание дефицита времени и т.п.).

3 этап: коррекция деятельности группы, включающая в себя групповое обсуждение хода работы, обучение навыкам организаторской деятельности и психической саморегуляции и т. п. Методика обеспечивает также следующие групповые психокоррекционные эффекты:

  • повышение стрессоустойчивости группы;
  • совершенствование лидерства;
  • сближение психологической дистанции в группе;
  • регуляция статусной структуры коллектива.

3.2. Моделирование ситуаций межгруппового взаимодействия

Образ другой группы, а тем более сам факт ее присутствия на едином поле деятельности оказывает значительное воздействие на состояние данной группы. Образ другой, «более успешной» группы выполняет функции регулятора сплоченности даже в тех ситуациях, в которых группа уставала. Аналогичное влияние оказывает фактор присутствия других групп на общем «поле деятельности». Испытывая группы в условиях наращивания, повышения эмоционального фона (сначала испытуемая группа собирала «Арку» в условиях изоляции, затем – в присутствии другой группы и, наконец, в условиях соревнования с другой группой), мы установили, что время выполнения  экспериментальной задачи соответственно улучшилась, то есть результативность, эффективность ее решения зависит от уровня эмоционального фона ситуации.

Еще более полный эффект стимуляции возникает в условиях публичного соревнования групп. Это побуждает группу как единое целое упражняться в коллективных действиях, в ходе которых взаимная «подгонка» активности индивидов, формируется умение «ориентироваться» на других и «вписывать» свою активность в общие действия. В ходе межгруппового взаимодействия каждый коллектив достаточно наглядно «видит» себя на фоне других коллективов и испытывает «публичное самоощущение», которое является сильным стимулом для развития общественной активности и обогащения групповых целей (направленности группы). Адекватное самосознание своего «коллективного «Я» создает благоприятные возможности для повышения эффективности совместной деятельности, развития инициативы, творчества и т.д.

Нами совместно с Ю.А. Луневым разработаны и апробированы социотехника формирования межгруппового сотрудничества [13; 24].

Цель – формирование установок на межгрупповое сотрудничество и закрепление их в реальном взаимодействии.

Методические средства: приборы-модели совместной деятельности «Арка».

Процедура состоит из трех этапов: сначала группа работает автономно, затем - в условиях присутствия другой группы и, наконец, в условиях взаимозависимой межгрупповой деятельности. Выделение этапов обусловлено необходимостью актуализации групповых процессов в различных ситуациях межгруппового взаимодействия - от предполагаемого контакта до взаимодействия групп в его взаимозависимой форме. Дополнительный психокоррекционный эффект методики выражается в том, что она создает условия для:

  • повышения статуса группы в межгрупповых отношениях;
  • сближения психологической дистанции между группами;
  • приобретения позитивного опыта реальной межгрупповой совместной деятельности;
  • повышения значимости основного коллектива.

Эта социотехника предполагает и процедуру «Групповое решение».

Процедура.

1 этап: индивидуальная работа с опросником «Выбор» с целью выбора предпочитаемого типа организации межгрупповой деятельности [13].

2 этап: групповое обсуждение проблемы эффективности обсуждаемых типов организации деятельности в условиях центра (или школы).

3 этап: актуализация гласного группового решения.

Таким образом, информирование об эффективности деятельности групп, обеспечение напряжения за счет присутствия других групп играет роль дополнительных стимулов.

3.3. Использование внутренних ресурсов группы

Надежность группы можно сохранить и даже повысить, если привести в действие социально-психологические признаки группы, перечисленные ниже.

Оптимальная психологическая дистанция между индивидами в системе межличностных отношений (сокращение числа «звезд» и отсутствие «аутсайдеров» и «отверженных»). Достигается с помощью социотехники «развитие способности личности к социальной интеграции». Исследования молодежных коллективов постоянно выявляют достаточно большую группу юношей и девушек, которые испытывают дискомфорт, затруднения при вхождении в новую общность. Если круг общения превышает 20-30 человек (обычная наполняемость школьного класса и студенческой группы), они подвержены эффектам обезличивания и деиндивидуализации в больших социумах.

Необходимо научить человека находить баланс между индивидуальным и групповым уровнями жизни, ощущать радость коллективных переживаний и действий.

Компоненты реализации:

  • высокая интенсивность и объем внутри- и межгрупповых интеракций, совершаемых в едином пространственно–временном масштабе;
  • многоуровневый характер взаимодействия индивида с группой (сенсомоторный, интеллектуальный, эмоциональный, перцептивный уровни);
  • эмоционально и духовно насыщенное содержание совместных действий;
  • коллективное переживание общих эмоциональных состояний.

Ярко выраженное лидерство. Необходимо наличие стратегических и тактических лидеров, сочетание лидерских и сублидерских функций у многих членов группы, их совместимость в качестве лидеров группы. Достигается за счет развития самоуправления, поощрения активного участия членов группы в принятии и осуществлении планов развития организации. Применительно к молодежных группам актуализировать рассматриваемое качество удается посредством коллективно-творческих дел, подобных «Дню дублера»[2]. В ходе подготовки и осуществления указанного мероприятия воспитанники получают возможность актуализировать организаторские и коммуникативные способности. Накануне «Дня дублера» воспитанники сами выдвигают будущих дублеров (на должности инструкторов отрядов, инструктора по танцам, инструктора по спорту, методистов и директора Центра). Как правило, их выбор отвечает высоким требованиям, предъявляемым к дублерам. Вечером, накануне «Дня дублера», проходит планерка дублеров в присутствии директора и методиста Центра.

Весь следующий день проходит, как правило, на высоком эмоциональном подъеме, в течение дня дублеры выполняют стоящие перед ними задачи. Наблюдая со стороны за действиями детей, инструкторы воочию получают возможность оценить результаты своей работы с детьми. Осознание большой ответственности за порученное дело, свобода творчества, сочетающаяся с полученными знаниями, умениями и навыками, делает этот день незабываемым. Завершает «День дублера» совместная планерка инструкторов и дублеров, на которой подводится итог дня, разбираются все плюсы и минусы. Как правило, у дублеров есть масса предложений по планированию и управлению деятельностью центра в будущем, есть много предложений о том, как сделать жизнь интереснее и увлекательнее. Но самое важное – молодые люди на практике воплотили то, что задумывали и получили результат, давший им шанс и проверить себя, и поверить в себя.

Мотивация достижения успеха. Предлагаемая нами социотехника направлена на формирование позитивной социальной мотивации, «социального оптимизма» личности. Как известно, требования учебного заведения (школы, вуза, техникума, училища) к личности учащихся носят недифференцированный и достаточно жесткий характер. Часть учащихся не справляется с их реализацией, и у них формируется синдром «боязни ошибки», следовательно, снижается инициативность. В рамках нашей рабочей концепции инициативность выступает важным параметром субъектности личности - основы ее позитивного самоопределения.

Социотехника основана на актуализации двух факторов: инициативности личности и эмоционального принятия (поддержки) социальной активности личности.

Компоненты реализации:

  • создание норм коллективного поведения, требующих участия каждого члена группы в обсуждении, подготовке и реализации групповых дел;
  • внедрение тематического и организационного «изобилия мероприятий», в котором каждый найдет место для себя;
  • создание «микроситуаций социального руководства» для каждого школьника;
  • внедрение системы групповых ритуалов эмоциональной поддержки;
  • высокий эмоциональный (фестивальный) настрой на творчество;
  • обязательная демонстрация знаний и умений на внутри- и межгрупповом уровнях с гарантией минимального успеха;
  • полифункциональный характер деятельности, разнообразие социальных ролей;
  • стимулирование спонтанности в разработке и реализации дел.

Стремление членов группы соблюдать уважительное отношение друг к другу, не допустить конфликты и мгновенно приостановить зарождающееся напряжение. Иногда это принимает форму установки, а иногда эту линию группы проводят сознательно, даже предварительно договариваясь.

Повышенная удовлетворенность индивидов от самого факта совместных действий, достижения общей задачи и положительной эмоциональной разрядкой после успешного преодоления трудностей.

Регуляции эмоционального настроя. Оптимизация эмоционального коллективного настроя является одним из фундаментов эффективных психологических изменений личности.

Компоненты реализации:

  • неожиданное изменение распорядка дня или плана мероприятий («организационные сюрпризы»);
  • игровые экспромты педагогов и психологов во время массовых мероприятий;
  • съемка и демонстрация видеофильмов, фоторепортажей, оперативно отражающих наиболее значимые события в жизни ребят.

Быстрое и полное включение каждого индивида в совместную деятельность. Включенность актуализируется как на уровне принятия целей, мотивов и задач совместной деятельности, так и на уровне практического содействия их реализации, т.е. реализация принципа сосредоточенности и актуализации функций индивидов.

Полученные нами данные [16; 18] подтверждают положение о социально-психологическом механизме включенности индивидов в группу через раскрытие их индивидуально-психологических возможностей в рамках соответствующих организационных свойств. Группа оценивает не всех индивидов, некоторых он словно «не видит», полнота охвата участников сильно изменяется от свойства к свойству. Оказалось, что полнота распределения лиц по свойствам зависит от значимости каждого свойства в социально–психологической структуре группы. Наибольше число лиц соотносится с направленностью и самоуправляемостью, затем идет снижение включенности.

Характер падения включенности зависит от уровня развития группы как коллектива. В высокоорганизованных группах происходит плавное убывание включенности, в слаборазвитых группах происходит скачкообразный спад. Сопоставление этой тенденции с жизненными показателями коллективов (успешность деятельности, уровень зрелости) позволяет сделать вывод о том, что наиболее оптимальным вариантом является постепенное, пропорциональное значимости свойств, убывание включенности. Проекция организационной активности индивидов на ориентиры – организационные свойства – обеспечивает более высокий уровень социальной перцепции в коллективе.

Выводы

В условиях экспериментального формирования надежности [17; 23] произошли выраженные изменения социально-психологических качеств молодежных групп. Прежде всего, изменилась структура интегративных групповых свойств: направленности, организованности, сплоченности и межгруппового единства в сторону увеличения значимости (рангового места) направленности под влиянием наиболее оптимальной для жизнедеятельности молодежных групп развивающей социальной среды.

Для абсолютного большинства молодежных групп в условиях повседневной жизнедеятельности характерна ведущая роль сплоченности и вспомогательная роль направленности активности в структуре групповых свойств. В итоге молодежные группы, имея достаточно благополучные межличностные отношения и доброжелательный социально-психологический климат, «идут на поводу» неблагоприятной социальной ситуации, снижая эффективность совместной деятельности, теряли нравственные ориентиры, сужали веер деятельностей и т.п., что приводило к напряжению и даже конфликтам в межличностных отношениях и их временному ухудшению.

В процессе экспериментального формирования надежности повысился удельный вес направленности активности и организованности группы, которая «поднялась» на второе ранговое место, хотя по-прежнему ведущую роль в общей структуре играла сплоченность группы. Вхождение направленности в число ведущих интегративных свойств заметно сказывалось на оптимизации совместной деятельности групп в напряженных ситуациях.

Группы проявляли способность выбора наиболее благоприятных для себя социальных ситуаций и социальных сред, а также способность изменять социальную среду в лучшую сторону, т.е. обнаружили умение проектировать социальную среду. Повысились также самостоятельность и творческий характер совместной деятельности и ее широта, т.е. складывался своеобразный веер деятельности: учебной, трудовой, игровой, художественной.


[1] Т.е. создают необходимость перестроить организацию в условиях совместной деятельности, осуществить коррекцию действий и их «подгонку», отладить взаимодействие в группе.

[2] На примере молодежных центров Курской области «Вертикаль», «Комсорг», «Летняя деревня содружества в детей» и «Монолит».

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Субъект – символ российской самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 10–27.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. 432 с.
  3. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 28–41.
  4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996.
  5. Гайдар К.М. Социально-психологические аспекты группы как субъекта деятельности, общения и отношений: Дис. … канд. психол. наук.  Курск, 1994.
  6. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Вопросы интегративной оценки групповой активности // Тезисы докладов на II съезде психологов СССР. М., 1963. Вып. 3. С. 12–13.
  7. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 1985.
  9. Журавлев А.Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной психологии // Психология совместной деятельности малых групп и организаций. М., 2001. С. 120–136.
  10. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
  11. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5. C. 134–158.
  12. Лунев Ю.А. Методики социально-психологического исследования межгруппового взаимодействия в учебных организациях // Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. М., 1995. С. 138–153.
  13. Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Дис. ... канд. психол. наук. Курск, 1991.
  14. Макаренко А.С. О воспитании.  М., 1988.
  15. Петровский В.Н. Активность групп различного типа в конфликтогенных ситуациях: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1985.
  16. Сарычев С.В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.  М., 1993.
  17. Сарычев С.В., Лобков Ю.Л. Разработка методики актуализации надежности группы // Теоретические и практические проблемы психологии образования: Материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию С.Л. Рубинштейна. Смоленск, 1999. С. 175–177.
  18. Сарычев С.В., Чернышев А.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. Курск, 2000.
  19. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 54–71.
  20. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
  21. Уманский Л.И. Психология работы комсорга. М., 1972.
  22. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1980.
  23. Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии.  Курск, 1999.
  24. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Гайдар К.М., Лунев Ю.А. Аппаратурная методика для изучения социально-психологических свойств группы в условиях совместной деятельности // Журнал практического психолога. 1998.  № 5. С. 23–31.
  25. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Корнев А.В., Гребеньков Н.Н. Компьютерная экспресс-диагностика личности и коллектива школьников: Учебное пособие. М., 2003.

Информация об авторах

Сарычев Сергей Васильевич, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия, e-mail: kursk-psychol@narod.ru

Чернышев Алексей Сергеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия, e-mail: psychology@kursksu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5597
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6