Единство теории, эксперимента и практики в деятельности научной школы

Общая информация

Рубрика издания: Общетеоретические проблемы социальной психологии личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лебедчук П.В. Единство теории, эксперимента и практики в деятельности научной школы // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Потребности практики породили в психологии много новых проблем и изменили приоритетные акценты ранее существовавших. Эффективно  решать практические социально-психологические проблемы может группа единомышленников, которая в состоянии охватить широкий спектр исследовательских задач, опираясь на единую теоретическую основу. В отечественной психологии и педагогике существует большое количество научных школ, результаты творчества которых активно востребуются практикой. К ним по праву можно отнести курскую научную школу Л.И. Уманского – А.С. Чернышева. Характерным признаком  деятельности данного творческого коллектива является обусловленность проводимых исследований запросами педагогической практики и доведение научного результата до его практического воплощения.

Направление исследований, в рамках которого проходит творческая деятельность коллектива курских ученых, по мнению  А.В. Брушлинского, характеризуется  как научная школа социально-педагогической психологии или социально-психологической педагогики. Название школы, вытекающее из содержания ее деятельности, подчеркивает  теснейшую связь теоретических разработок с образовательной практикой. Область основных научных интересов этого творческого коллектива включает  исследование психологии молодёжных групп в обычных и напряженных условиях; социально-психологическую помощь молодежи в условиях социальной депривации (например, в регионах Чернобыльского следа); подготовку молодёжных лидеров гуманистической ориентации. Заложенные в 60-х годах прошлого века Л.И. Уманским традиции курской научной социально-психологической школы успешно продолжил и принципиально развил А.С. Чернышев, разработавший концепцию организованности коллектива, создавший аппаратурные методики экспериментального изучения групповой деятельности.

Концептуальной основой исследований  А.С. Чернышева и его учеников является принцип обучения и воспитания личности через активное включение в систему отношений и совместную деятельность группы. В работе «Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений» А.Л. Журавлев отмечает, что Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым и др. в начале 60-х годов была поставлена практическая задача подготовки (обучения и воспитания) молодежных (школьных и студенческих) лидеров первичных учебных, а позднее  учебно-производственных коллективов. Ими установлено, что отбор и подготовка лидеров может осуществляться только через их включение в процесс организации совместной деятельности группы. 

Психологическая наука, особенно в исследовательской ее части, развивается очень интенсивно, генерируя новые идеи, новые концепции, новые теории, методы и технику эксперимента. В то же время для решения практических задач, точно так же, как и для решения задач исследовательских, необходима своя, особая, адекватная им система методов – как «добывания» так и применения психологических знаний. В поиске путей и средств создания новой системы методов, обоснования и разработки психологического инструментария общими усилиями курских ученых и практиков разработаны аппаратурные методики («Групповой сенсомоторный интегратор», «Арка», «Эстакада» и др.) социально-психологической диагностики группы. Данные методики  и их многочисленные модификации  получили широкое распространение в  научно-исследовательской и практической работе.  В книге «Психологическая наука в России CC столетия: проблемы теории и истории» В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник, Б.Н. Тугайбаева пишут, что для моделирования группового решения задачи и изучения при этом эмоционального и делового настроя используется конструкция «Арка» (А.С. Чернышев). «Групповой ритмограф»    применяется при изучении динамики эмоциональных состояний в контактной группе (А.Н. Лутошкин), для   специального изучения групповых волевых усилий  сконструирован «Групповой волюнтограф» (Л.И. Акатов), для изучения мотивации группового действия создан прибор «Эстакада» (Л.И. Уманский, Е.И. Тимощук, А.С. Крикунов, А.С. Чернышев).

 Используя специально сконструированную  оригинальную аппаратуру для изучения социально-психологических характеристик группы,  Чернышев А.С. и его ученики пришли к такому заключению: организованность коллектива представляет интегральную характеристику, синтезирующую основные организационные свойства группы, такие как направленность деятельности, единство действий, наличие самоуправляемости, лидерство, общность межгрупповых отношений и стрессоустойчивость.

Данную научную школу характеризует то, что исследования выполняются, в основном, с помощью организации естественного социально-педагогического эксперимента, который, как известно, чрезвычайно трудоёмок, поэтому в психологии применяется не так часто. Курские психологи разработали теоретические основы оптимизации жизнедеятельности подростков, юношей и студентов путем включения их на определенное время в развивающие социальные среды.  Развивающие социальные среды (типа «социальный оазис») создавались в рамках формирующего эксперимента, состоящего в организации регулярно действующего лагеря молодежного актива, где прошли подготовку многие тысячи молодежных лидеров из числа школьников, учащихся ПТУ, студентов, малолетних правонарушителей и др. дали возможность получить новые научные данные относительно субъектности группы в деятельности, общении и отношениях.

Так, экспериментальное изучение волевого единства группы позволило Л.И. Акатову выявить социально-психологические механизмы способности группы противостоять трудностям и препятствиям и проявить стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях. При изучении социально-психологического потенциала эффективности групповой деятельности, скрытого в явлении разновозрастного состава группы, Е.И. Дымов выявил ряд психологических механизмов влияния межвозрастного взаимодействия на личностное развитие участников группы. Е.А. Шанин, изучая организующую роль речи лидера в условиях совместной деятельности с использованием моделей организации, определил критерии оптимального воздействия речи организатора на групповую деятельность. Важные результаты для образовательной практики получены Е.И. Тимощуком при изучении структуры мотивации групповой деятельности, а также В.Я. Подорогой в ходе экспериментального исследования   поведения группы в стрессогенных ситуациях.

Практическая значимость данного исследования состоит в том,  что создание специальных социальных развивающих сред типа «социальный оазис» (Чернышев А.С.,1990) дает возможность для построения эффективного воздействия на личность в целях ее развития или компенсации некоторых деформаций. В этой связи актуальной представляется проблема тиражирования социальных оазисов. Помимо одного традиционного, регулярно действующего лагеря молодёжного актива «Комсорг»  курскими психологами в регионе удалось создать еще пять развивающих сред. Это такие психологические центры, как Центр психологической диагностики, «Вертикаль», «Монолит», «Спасатель», Летний детский туристический центр.  В настоящее время наиболее актуальными проблемами являются дальнейшая апробация и тиражирование социотехник и технологий личностного развития подростка и юноши в условиях развивающей социальной среды.

На основе теоретических исследований, которые ведутся в тесной связи с потребностями педагогической практики (подготовка будущих учителей и классных руководителей, консультационная работа с родителями учеников, социально-психологическая помощь школьникам и т.д.), готовились и были  опубликованы научные, учебные и методические материалы с практической ориентацией. Прежде всего следует отметить такие работы, как «Психология и педагогика работы комсорга» (1975), «Психология организаторской деятельности школьника» (1980), «Психологические основы диагностики и формирования личности и коллектива школьников» (1980), «Социально-психологические аспекты работы классного руководителя» (1981), «Организация психологической службы в школе» (1991), «Социально-психологическая помощь детям, проживающим в регионах Чернобыльского следа» (1998), «Социальное обучение молодёжи: оптимальные условия, принципы, технологии» (1998)   «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций» (1999), «Оптимизация жизнедеятельности как основа социально-психологической помощи молодежи» (1999), «Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности» (2000), «В поисках выразительности звучащего слова» (2000),  «Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодёжных групп в изменяющихся социально-экономических условиях» (2000),  «Психологические основы педагогической практики студентов» (2000), «Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива школьников» (2003), «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» (2003), «Технологии в изучении психологии» (2003), «Экспериментальное исследование социально-психологической зрелости молодёжных групп» (2004) и др.

Психологи Курской научной школы соединяют научные изыскания с общественно значимой практической работой.  Чернышевым А.С. и новым поколением курских психологов: Гребеньковым Н.Н., Луневым Ю.А., Сарычевым С.В., Лобковым Ю.Л., Корневым А.В., Елизаровым С.Г., Антопольской Т.А., Логвиновым И.Н., Сазоновой Н.П., Силаковым А.С., Ивановой Н.В., Нестеренко Н.А., Гулякиной В.В., Тимоновой Н.Е., Чернышевой О.В., Кобелевой Л.В., Кириченко А.А., Балыкиной О.С., Галкиной Н.А. и другими сотрудниками кафедры психологии Курского государственного университета выполнен большой цикл теоретических и эмпирических исследований. Следует отметить, что кафедра психологии КГУ была создана в 1971 году. У её истоков стояли ученик С.Л. Рубинштейна - Ш.А. Френкель,  ученик Б.М. Теплова – Л.И. Уманский, ученик Л.И. Уманского – А.С. Чернышев, под руководством которого кафедра психологии работает до настоящего времени. В состав научного коллектива помимо ученых-исследователей входят практические работники образования - директора школ, учителя и воспитатели, методисты, организаторы практической работы.   

При кафедре психологии Курского государственного университета действует кабинет психологической помощи,  работают полевые психологические лаборатории, научная  лаборатория «Личность и коллектив школьников», докторантура и аспирантура, в которой подготовлено свыше 20 кандидатов наук. Курская школа социально-педагогической психологии вносит значительный теоретический и практический вклад в подготовку психологов для системы образования.  Курские психологи   ведут просветительскую работу с учащимися, студентами, учителями средних и средне-специальных учебных заведений. Периодически оказываются образовательные и консультационные услуги высшим учебным заведениям, техникумам, училищам, школам, органам МВД и УИН, а также населению по прямому обращению (предупреждение наркомании и суицида, лечение заикания и т.д.). Через средства массовой информации ведется активная пропаганда сохранения духовности молодежи, формирования образа человека как ценности и т.д. В итоге намечается заметная психологизация общественного сознания как основы гуманизации жизни людей.

Научные идеи курской школы социально-педагогической психологии легли в основу организации областных молодёжных центров  «Комсорг»      (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков), «Монолит» (С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров), «Летняя деревня содружества детей» (Т.А. Антопольская, Н.В. Иванова, В.М. Тарасова), городских центров «Вертикаль» (Н.П. Сазонова), «Магистр» (Ю.А. Лунёв). Опыт решения курскими психологами проблемы социального обучения молодежи получил высокую оценку крупных научных центров России, ближнего и дальнего зарубежья. Концепция социального обучения как особого направления психолого-педагогической практики  внедрена не только в Курской области, но и в Брянской, Воронежской, Калужской, Костромской областях и других регионах России.

Первый молодежный центр «Комсорг» существует более 40 лет. Через  него прошло свыше 30000 молодёжных лидеров, многие из которых (около 20000) стали известными в регионе и за его пределами крупными специалистами и организаторами в разных отраслях народного хозяйства. Вместе с тем хорошей традицией стало приглашать в «Комсорг» представителей разных научных школ для участия в совместных научных исследованиях. Так, в 1990 году был проведен комплексный эксперимент с участием сотрудников НИИ психологии Министерства народного образования Украины - Белецкой О.Б., Дранищевой Э.И., Турчаниновой И.М. и доктором философии из США Сью Харрис, представителем психоаналитической ориентации. В настоящее время молодёжный центр «Комсорг» официально зарегистрирован в государственной программе «Отдых и развитие детей и подростков сегодня»  под грифом «Курская областная молодёжная школа лидеров».

Психологическая школа Уманского-Чернышева признана в отечественной науке, а основные научные результаты кафедры психологии КГУ оценены как концептуальные. Признание  концепции малых групп нашло отражение в академических фундаментальных работах последних лет, где отмечается вклад курской научной школы в методологию отечественной психологии,  в создание новых научных направлений – в  разработку аппаратурных методов, которые   наиболее известны и широко применяются в социальной психологии при изучении различных социально-психологических феноменов (групповой настрой, групповая эмоциональная идентификация, совместимость, срабатываемость и др.) [1; 2]. Отдельные теоретические положения научно-исследовательской работы курских психологов вошли в современные учебники и учебные пособия  по психолого-педагогическим дисциплинам [3; 4].

В целом курская школа социально-педагогической психологии строит свою работу в следующем направлении: практика – теория – эксперимент (естественный, формирующий, лабораторный) – практика. В связи с этим   для образовательной практики результаты деятельности курских психологов и педагогов представляют большой интерес. Это особенно актуально, так как положение, сложившееся на современном этапе развития нашего общества, требует от всех наук, в том числе и от психологии, решительного поворота к практике. Как отмечает Ю.М. Забродин, при построении добротной основы для решения практических задач необходимо опираться на два фундаментальных принципа: 1) единства теории, эксперимента и практики; 2) системности в исследовании и решении практических задач. Мы считаем, что курская психологическая школа, решая поставленные задачи, будет и в дальнейшем активно работать в теории, эксперименте, практике наряду с другими учеными «периферии», благодаря усилиям которых, по словам В.В. Новикова, продвигается в основном современная социально-психологическая наука.

Литература

  1. Психологическая наука в России CC столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.
  2. Психология CCI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003.
  3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.    
  4. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

Информация об авторах

Лебедчук Петр Васильевич, кандидат психологических наук, доцент Курского государственного университета (Курск), Курск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5383
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6