Социальные представления о поп-музыке у студенческой аудитории

Общая информация

Рубрика издания: Социально-психологические феномены личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Жижина М.В. Социальные представления о поп-музыке у студенческой аудитории // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Изучение социальных представлений о поп-музыке у молодежной слушательской  аудитории представляется важным в плане общего исследования социально-психологических вопросов восприятия музыки. Актуальность обозначенного исследования обусловлена, прежде всего, недостаточной изученностью поп-музыки как социально-психологического феномена. В пользу необходимости проведения специальных исследований в этой области свидетельствуют и широкомасштабные преобразования в политической, социально-экономической и духовной жизни современного общества. Увеличивающийся поток музыкальной информации, а также возрастающая роль поп-музыки в культурной жизни общества заставляют задуматься о новых функциях и эффектах воздействия музыки. Роль музыки и эффект ее влияния особенно проявляются в молодежной среде, поскольку для нее музыка ­­– это  важный атрибут, неотъемлемая часть их жизни. Несмотря на разнообразие музыкальных жанров, стилей и направлений, на сегодняшний день в системе художественных приоритетов молодежной аудитории именно поп-музыка занимает ведущую позицию.

Исследования последних лет свидетельствуют о возрастающем влиянии поп-музыки на выбор стиля жизни, на формирование определенного типа поведения, системы ценностных ориентаций и, в целом, на мировосприятие и мироотношение личности. Вместе с тем при рассмотрении социально-психологических эффектов поп-музыки отмечается преимущественно ее отрицательное воздействие на развитие и становление духовной культуры. В работах музыковедов, музыкальных социологов, культурологов и психологов особо остро поднимается вопрос о загрязнении информационного пространства, и, в частности, звуковой среды, что связывается с тотальным распространением музыки невысокого художественного уровня. В частности, Н.Я. Джинджихашвили, Г.В. Иванченко, В.Е. Семенов, Т.В. Чередниченко, В.П. Шейнов отмечают исчезновение сакральности, камерности, одухотворенности, возвышенности, неповседневности в современной музыке, говорят о вытеснении с ведущих телевизионных экранов народной и классической музыки (исключение составляет телеканал «Культура»).

Действительно, можно констатировать, что среди множества музыкальных стилей и направлений сегодня доминирует поп-инфраструктура со своими продюссорами, исполнителями, группами, имеджмейкерами, фан-клубами и со всеми необходимыми составляющими (пресса, телевизионные каналы, радиостанции, концертные площадки). Поп-музыка стала повседневной звуко-визуальной реальностью, с бесконечной чередой всевозможных поп-тусовок, хит-парадов, рейтингов популярности, брэндов, мега и супер постеров, рекламных роликов, музыкальных клипов, с постоянно появляющимися шокирующими слухами, звездными разборками, скандальными статьями в газетах и журналах.

Сложившаяся ситуация во многом связана с новыми условиями функционирования музыкального искусства в обществе, с распространением и расширением сферы влияния средств массовых коммуникаций. Но наиболее важной и существенной причиной, на наш взгляд, является то, что в настоящее время поп-культура является частью современной идеологии, с мощной экономической нагрузкой. Кроме того, поп-культура как часть массовой культуры является продуктом своего времени, отражением современной социокультурной ситуации. Поэтому поп-культура, хотя и выступает в роли своеобразного социально-психологического катализатора, тем не менее, она развивается, видоизменяется, формируется в контексте конкретной социально-исторической ситуации и под влиянием изменяющихся условий.

Обозначенные выше возможные причины доминирования поп-музыки среди других музыкальных жанров и направлений не объясняют социально-психологические причины, механизмы и закономерности ее привлекательности для молодежной аудитории. Одним из возможных подходов в изучении данной проблемы в рамках социальной психологии может явиться исследование социальных представлений о поп-музыке у слушательской аудитории. Мы полагаем, что исследование социальных представлений может быть весьма продуктивным в том плане, что указанный подход дает возможность посмотреть на поп-музыку не только с точки зрения традиционного научного анализа, но и «изнутри», глазами молодежи.

В социально-психологической науке вопросы восприятия поп-музыки, и, в частности, анализ становления и трансформации социальных представлении о популярной музыке еще не выступали предметом серьезных, комплексных и систематических эмпирических исследований. И хотя сам феномен привлекательности поп-музыки в отдельных научных и публицистических работах неоднократно выступал предметом обсуждения, но рассматривался он либо в рамках общей проблемы изучения музыкальных потребностей и вкусов различных социальных групп, либо с позиций музыкознания. Соответственно, предметом в этих работах были объекты и явления, относящиеся к музыкальной теории и эстетике.

В нашей работе мы обратились к исследованию социальных представлений об отечественной поп-музыке у студенческой аудитории. Прежде чем перейти к описанию проведенного нами пилотажного исследования, подчеркнем, что в нашей работе мы опирались на некоторые положения социально-психологической концепции социальных представлений, разработанной французской психологической школой (С. Московичи, У. Дуаз, Ж.-К. Абрик, Д. Жодене, Р. Фарра). На наш взгляд, поп-музыку как социально-психологическое явление по праву можно рассматривать в качестве объекта социальных представлений.

Целью нашего исследования было выявление содержания социальных представлений о поп-музыке у студентов музыкальных и немузыкальных вузов и проведение сравнительного анализа представлений в этих двух группах. Наряду с этим, учитывая, что в основе социальных представлений лежат субъективные и объективные оценочные компоненты, в контексте обозначенной проблематики нам было важно определить отношение студенчества к отечественной поп-музыке, выявить существующие общие и специфические особенности в восприятии и оценках поп-музыки у студентов-музыкантов и немузыкантов, а также изучить музыкальные предпочтения и их динамику у молодежной аудитории.

В качестве объекта исследования были выбраны студенты Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, студенты факультета искусств и художественного образования Педагогического института СГУ, а также студенты социально-гуманитарного и биологического факультетов Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Всего в исследовании приняли участие 260 студентов в возрасте с 17 до 25 лет (средний возраст составил 22 года). Респонденты были распределены на две группы: 1) студенты-музыканты (63 девушек, 65 юношей); 2) студенты-немузыканты (65 девушек, 67 юношей). В целом обе выборки были достаточно гомегенны, что позволило их сравнивать.

Выбор данного контингента в качестве объекта исследования обусловлен двумя обстоятельствами. Первое – молодежная аудитория является основным потребителем музыкальной продукции. Второе – данное распределение респондентов, согласно нашей гипотезе о влиянии музыкального образования на формирование социальных представлений о поп-музыке может дать при сравнении интересные результаты.

Для реализации цели и поставленных задач в исследовании использовались такие диагностические техники как анкетирование, метод «свободных описаний», а также центрированное на проблеме интервью.

На первом этапе студентам была предложена интегративная анкета «Изучение музыкальных предпочтений», направленная на выявление отношения к музыке, целей обращения к ней, на определение типов отношения и ряда других вопросов, интересующих нас в русле настоящей работы. Данная анкета, включающая в себя 40 вопросов, была построена как в форме открытых, закрытых, так и в форме незаконченных предложений.

Для того, чтобы исключить неискренность ответов и избежать влияния социальной желательности, анкетирование носило анонимный характер. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы в результате анализа ответов на них можно было бы, с одной стороны, получить информацию о музыкальных пристрастиях и предпочтениях студентов, а с другой, получить представления, существующие в сознании студентов о массовой музыкальной культуре.

С целью уточнения и обогащения полученных сведений на данном этапе студентам было предложено написать письменную работу на тему «Динамика моих музыкальных предпочтений», в которой их просили назвать любимого исполнителя (исполнительницу, группу) в прошлом и настоящем времени. Кроме того, мы просили пояснить, чем именно привлекает их любимый исполнитель, чем он отличается от других.

В результате анализа студенческих работ в контексте изучения динамики их музыкальных предпочтений выяснилось, что за точку отсчета при рассмотрении изменений своих музыкальных пристрастий студенты брали подростковый возраст. У большинства студентов музыкальные предпочтения претерпели со временем существенные изменения, выражающиеся, прежде всего, в расширении музыкальных пристрастий и повышении толерантности к другим музыкальным жанрам, стилям и направлениям. Это проявилось в том, что на смену единственно любимому музыкальному жанру и кумиру приходит целый ряд других любимых исполнителей различных музыкальных жанров.

Изменения в музыкальных предпочтениях отразились и в отношении к классической музыке. Практически в каждой работе студенты из выборки «немузыканты» отмечали, что с возрастом у них изменилось отношение к классической музыке в лучшую сторону. Яркой иллюстрацией может служить следующий фрагмент из одной работы: «Раньше, когда училась в школе, я не воспринимала классику, теперь мое отношение к ней коренным образом изменилось. Я часто ее слушаю, под нее плодотворно работается. И, кроме того, классическая музыка помогает мне снять напряжение, расслабиться, отвлечься».

При рассмотрении причин изменений своих музыкальных вкусов студенты чаще всего отмечали влияние друзей, ближайшего окружения. В работах часто можно было встретить высказывание такого типа, как: «… недавно я стала общаться с неформалами и теперь предпочитаю рок-музыку всем другим музыкальных жанрам» или «… до встречи с моим другом я слушала только попсовые песенки, теперь мне нравится разная музыка: рок, джаз, классика, неоклассика, транс….». Наряду с влиянием друзей в работах студенты указывали и на определенную роль рекламы и моды в изменении музыкальных предпочтений. Так, в работах часто можно было встретить такие высказывания: «Я заметил, кто из исполнителей сейчас в моде, кого сейчас активно «раскручивают», тот исполнитель мне сейчас и нравится, то есть мне нравятся модные, современные исполнители» или «Я заметила, что очень часто сначала мне не нравится песня, но когда ее начинают «крутить» день и ночь по радио и телевидению, то эта песня привязывается, и после нескольких прослушиваний она мне уже нравится».

К числу любимых исполнителей (групп) студенты в основном относили новомодных исполнителей, которые в настоящее время находятся на пике популярности, чьи песни занимают верхние строчки всевозможных хит-парадов.

Особенно ярко влияние моды, рекламы и пиар-технологий на музыкальные предпочтения прослеживается в группе студентов-немузыкантов, так как студенты-музыканты к числу любимых исполнителей относили общепризнанных, с мировым именем музыкантов, чьи песни уже стали классикой своего жанра, а также кумиров прошлых лет, с сильными вокальными данными.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что изменения музыкальных предпочтений – это весьма динамичный процесс, на который большое влияние оказывают «референтная» группа, мода, реклама, средства массовой информации. Важным моментом является тот факт, что студенты, как правило, осознают, причины, факторы, влияющие на их музыкальные вкусы и предпочтения. В целом, с возрастом музыкальные вкусы становятся разнообразнее, в частности, обогащение музыкальный пристрастий проявляется в том, что среди любимых музыкальных жанров оказывается классическая музыка.

Анализ анкет и письменных работ студентов позволил получить общее представление о музыкальных приоритетах респондентов. Исследование показало, что для всех респондентов музыка в представлении студентов является важной и неотъемлемой частью их жизни: не только приятным, но и обязательным фоном жизни, способом решения своих личных и бытовых проблем; источником вдохновения, творчества, средством поднятия настроения, релаксации, снятия стресса, одним из самых приятных удовольствий в жизни; поводом для общения, хорошим фоном-сопровождением вечеринки, верным способом найти новых друзей. Почти в каждой работе можно было найти такие высказывания, как: «… без музыки не могу прожить и дня»; «… музыка – все в моей жизни»; «… без нее я себя не представляю»;    «… музыка – это самое большое удовольствие»; «… музыка помогает мне жить»; «… музыка – это способ найти нестандартное творческое решение проблемы»; «… музыка – это источник вдохновения»; «… музыка помогает обрести мне равновесие в жизни». Примечательно, что такие восторженные оценки в отношении музыки и ее значения в своей жизни в одинаковой мере встречались в обеих выборках.

Не удивительно, что 93% студентов из общего числа респондентов считают себя меломанами. Однако при этом большинство отдают предпочтение только какому-то одному музыкальному жанру и отрицательно относится к другим музыкальным направлениям, не входящим в круг их интересов. Возможно, это свидетельствует о том, что студенты не совсем верно понимают смысл понятия «меломан».

Для выборки «музыканты» характерна широта и разнообразие музыкальных пристрастий: 80% респондентов из этой группы указывают на то, что им нравятся многие жанры, т.к. в каждом музыкальном стиле и направлении есть свои достоинства и недостатки, профессиональные и непрофессиональные исполнители, содержательные и бессодержательные песни. Вместе с тем респонденты недоумевают по поводу тех людей, которые любят только одно направление в музыке. Противоположная картина наблюдается в группе «немузыканты». В ней только 27% студентов являются любителями и слушателями нескольких музыкальных жанров; 73% респондентов из этой выборки отдают предпочтение только какому-то определенному жанру, а к другим относятся равнодушно, либо с недоумением – «как это можно слушать?!» Особо ярко свое негативное отношение к «чужой» музыке демонстрируют любители рок-музыки, которые не скупятся на отрицательные характеристики, адресованные в большей степени в адрес поп-музыки и ее любителей.

Любители поп-музыки, напротив, не показывают столь бурного негодования, демонстрируя более лояльное, терпимое отношение к рок-музыке и ее любителям. Встречающиеся единичные высказывания в адрес рок-музыки максимум проявляются в таких фразах, как: «… от рок-музыки у меня болит голова», «я не переношу рок на физическом уровне».

В исследованиях еще раз подтвердился широкоизвестный факт о зависимости музыкальных предпочтений от пола. Так, среди любителей поп-музыки девушек оказалось в 2,5 раза больше, чем юношей. Наряду с этим в работах часто встречались высказывания девушек, любительниц поп-музыки, о том, что в последнее время они увлеклись рок-музыкой, и им стали нравиться некоторые рок-группы. На наш взгляд, в настоящее время все больше будет проявляться тенденция роста любителей рок-музыки среди девушек.

Касательно отношения студентов-немузыкантов к классической музыке – 95% респондентов относятся к ней положительно. При этом только 15% из опрошенных студентов периодически посещают концерты классической музыки; 45% не посещают, но периодически слушают классику дома; 40% любят классику, но с сожалением отмечают, что редко ее слушают и не посещают концерты, проводимые консерваторией и филармонией.

Половозрастной фактор прослеживается и в отношении к классической музыке – девушки в 2 раза чаще посещают концерты классической музыки и соответственно больше слушают классику, нежели юноши.

К сожалению, приходится констатировать еще один факт – большинство респондентов (65% студентов из группы «немузыканты») только 1-2 раза в год посещают концерты поп, рок-звезд и исполнителей других музыкальных направлений. Относительно выборки «музыкантов» – они, безусловно, в силу профиля своего обучения, чаше посещают как классические, так и эстрадные концерты.

В отношении вопроса об участии во всевозможных голосованиях во время просмотра клипов на MTV, МУЗ TV и т.д. – выяснилось, что только 5 % студентов от общей выборки участвуют в голосованиях, 60% с интересом следят за хит-парадами, рейтингами популярности, оставшиеся 35% не участвуют в голосованиях и не следят за различными хит-парадами. Данные показатели свидетельствуют о недоверии студенческой аудитории каким-то ни было хит-парадам, «горячим десяткам», «русским двадцаткам», «звуковым дорожкам» и др. В частности, в процессе интервью студенты говорили о том, что «голосование – пустая трата времени, там все места уже заранее распределены».

Анализ ответов на вопрос о музыкальной рекламе и ее необходимости показал, что 40% студентов считают рекламу в наши дни просто необходимой – она информирует, позволяет исполнителю стать узнаваемым, известным, дает возможность заявить о себе; 54% – напротив, считают музыкальную рекламу надоедливой, ненужной, «она не поможет, если нет таланта»; 3% нейтрально относятся к рекламе, создаваемой тому или иному исполнителю; 3% студентов считают, что реклама наносит исполнителю только вред, так как активное навязывание только отталкивает слушателя.

Большинство респондентов предпочитают слушать музыку (по музыкальному центру, радио), а не смотреть телевидение или видео, что, возможно, подтверждает тот факт, что музыка зачастую является для молодежной аудитории фоном для решения личных и бытовых проблем.

Результаты  исследования на вопрос: «В чем у Вас происходит разрядка музыкальных переживаний во время прослушивания любимой музыки: в образах, фантазиях, представлениях, мечтах или в активном движении, танце» показали, что 55% из числа респондентов группы «немузыканты» любят больше под музыку потанцевать, чем помечтать; другие 45% любят подумать, расслабиться под музыку. Противоположные показатели наблюдались в группе «музыканты»: 95% студентов любят прежде всего подумать о жизни, пофантазировать или просто расслабиться под любимую музыку и насладиться ей. И только оставшиеся 5% из числа музыкантов получают разрядку музыкальных переживаний в танце, в движениях. Полученные результаты несложно объяснить профилем музыкального обучения и различными функциями, которые выполняет музыка в жизни музыкантов и немузыкантов.

Анализ целей обращения студентов к музыке позволил выделить ряд функций музыки в жизни молодежи. Так, если в группе музыкантов прежде всего доминирует эстетическая, познавательная, гедонистическая, энергизирующая, эмоционально-регулирующая и мотивационная функции, то в группе немузыкантов ведущие позиции занимают развлекательная и коммуникативная функции, затем гедонестическая, эмоционально-регулирующая, мотивационная, и только потом – познавательная и эстетическая функции музыки.

Поскольку рамки настоящей работы не позволяют рассмотреть ответы на все вопросы, то на этом завершим обозрение полученных результатов и перейдем к анализу работ по изучению динамики музыкальных предпочтений.

Полученные на данном этапе результаты позволили составить общие представления о музыкальных предпочтениях студенческой аудитории и определить стратегию проведения следующего, второго этапа, ориентированного непосредственно на исследование социальных представлений о поп-музыке.

С помощью метода «свободных описаний» мы ставили задачу изучить существующие социальные представления у студенческой аудитории относительно образа современной отечественной поп-музыки. С этой целью просили студентов написать как можно больше качеств, характеризующих поп-музыку наиболее полно и точно.

В результате данного исследования было выявлено, что социальные представления о поп-музыке в группах «музыканты» и «немузыканты» имеют значительные различия. В группе «музыканты» было получено 95 неповторяющихся характеристик, описывающих отечественную поп-музыку с различных сторон, во-первых, с точки зрения качества музыки, идейного содержания текстов песен; во-вторых, с точки зрения ее эмоциональной привлекательности (яркая, серая, скучная, веселая, привлекательная). В группе «немузыканты» было получено 65 характеристик, которые преимущественно отражали только эмоциональную оценку и практически не затрагивали вопросов идейного содержания песен и качества их музыки. Примечательно, что в общем списке отрицательных характеристик в 1,5 раза больше, чем положительных.

Оценки поп-музыки группой музыкантов носили более дифференцированный характер, чем у студентов-немузыкантов, для которых поп-музыка – это единое неразрывное целое. Критерием, по которому студенты-музыканты делили поп-музыку (отмечая при этом, что она разная: и профессиональная, и непрофессиональная) был возрастной. По мнению же студентов-музыкантов, чем старше исполнитель, чем дольше он поет на сцене и пользуется популярностью, тем выше его профессиональные качества.

Подсчитав частоту упоминаний выделенных студентами характеристик для каждой группы, мы получили список наиболее часто встречающихся описательных характеристик (рис. 1, 2). Отметим один важный момент. В процессе анализа в каждой выборке было выделено две подгруппы: любители поп-музыки и любители других музыкальных жанров.

       %

Рис. 1. Диаграмма выраженности характеристик поп-музыки у студентов-музыкантов

Как видно из диаграмм, в группе студентов-музыкантов первую позицию занимает такая характеристика поп-музыки, как «бессмысленная», (бессодержательная); вторую позицию поделили «рекламная», «коммерческая» и «массовая», третью – «безнравственная»; третью – «бесталанная». В группе студентов-немузыкантов первую позицию заняла такая характеристика, как «танцевальная», вторую позицию – «сексуальная», третью позицию между собой поделили «рекламная» и «зрелищная».

В процессе анализа студенческих представлений о поп-музыке нам удалось выделить четыре типа отношения (рис. 3,4). В основе каждого типа отношений лежат социальные представления, т.к. в них заложены оценочные компоненты.

                    %

Рис. 2. Диаграмма выраженности характеристик поп-музыки у студентов-немузыкантов

Для первого типа отношения характерно крайне негативное восприятие поп-музыки. К нему относятся, прежде всего, ярые поклонники рок-музыки, любители классической музыки и студенты-музыканты, которые кроме классики практически не слушают ничего. В представлениях студентов этой группы поп-музыка является бессмысленной, безыдейной, бездарной, некачественной, непрофессиональной, удручающей, бесцельной, коммерческой, «продажной», рекламной, массовой. Среди студентов-немузыкантов было выявлено только 16% ярых противников поп-культуры с выраженным отрицательным отношением к сегодняшней поп-музыке. В группе немузыкантов количество нелюбителей поп-музыки оказалось больше – 38%.

Второй тип отношения характеризуется дифференцированным  отношением к отечественной поп-музыке. Этот тип наблюдался преимущественно среди студентов-музыкантов (44%). В представлениях студентов этого типа восприятия поп-музыка прежде всего разная, где наряду с профессиональными музыкантами на сцене появляются и бесталанные, безголосые, «раскрученные» поп-исполнители, которые, по мнению студентов, как раз и способствуют формированию негативного образа современной поп-музыки у большинства слушательской аудитории, тем самым наносят вред поп-музыке, снижают уровень ее качества. Студенты этого типа дают музыке такие характеристики, как: качественная/некачественная, профессиональная/непрофессиональная, нравственная/безнравственная, развивающая/отупляющая, талантливая/бесталанная, дающая возможность выйти на сцену/коммерческая, коррумпированная, перспективная/бесперспективная.

Третий тип отношения можно обозначить как амбивалентный, для которого свойственно наряду с положительными и восторженными оценками и проявление критического отношения к отечественной поп-музыке, проявляющееся в таких характеристиках как «рекламная», «продажная», коммерческая, вульгарная, порой бессодержательная, низкокачественная. Такое представление студентов о поп-музыке выражается в следующих фразах и оценках: «Да, я вижу все отрицательные стороны поп-музыки, но все равно ее люблю» или «Безусловно, сегодня поп-музыка – это цех по выпуску и «раскрутке» своих поп-звезд. Она насквозь коммерческая, но, несмотря на это, я обожаю слушать поп-музыку и люблю только ее». В эту группу вошли большой частью студенты-немузыканты (24%) из выборки «музыканты» – 10%.

 

\s

Рис. 3. Распределение типов отношения к поп-музыке у студентов-музыкантов

И, наконец, четвертый тип, к которому были отнесены 40% студентов-немузыкантов, и только 8% студентов-музыкантов, характеризуется позитивным отношением к поп-музыке. В представлениях респондентов этого типа поп-музыка является олицетворением красоты и жизнерадостности, оазисом отдыха и наслаждения. Для этого типа восприятия поп-музыка является неотъемлемым спутником в жизни, стимулом к деятельности, к изменениям. Восторженное отношение отражается в следующих характеристиках: танцевальная, бодрящая, энергичная, меняющаяся, зажигательная, живая, красивая, рекламная, сексуальная, феерическая, зрелищная.

\s

Рис. 4. Распределение типов отношения к поп-музыке у студентов-немузыкантов

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в группе «немузыканты» доминирует положительное отношение к поп-музыке, представления о поп-музыке связаны с ее привлекательностью и необходимостью в жизни каждого человека. Дифференцированный подход к оценке поп-музыки у студентов-музыкантов является домирующим, у немузыкантов он встречается гораздо реже. Негативный тип отношения у студентов-музыкантов к поп-музыке проявляется гораздо чаще, чем в выборке «немузыканты», что легко объясняется профилем обучения. Студенты-музыканты в оценке поп-музыки подходят прежде всего не со стороны эмоциональной привлекательности, как это делают «немузыканты», а с позиций профессионального анализа. Что же касается амбивалентного типа, то он гораздо чаще наблюдается у студентов-немузыкантов. Восторженный тип у студентов-музыкантов также встречается несравненно реже, чем у немузыкантов, что еще раз дает основание думать о двух разных подходах к оценке поп-музыки. Во-первых, об эмоциональном подходе, характерном для группы «немузыканты», проявляющемся в субъективном отношении по принципу веселая/грустная, нравится/не нравится, танцевальная, быстрая/медленная, спокойная. Во-вторых, о когнитивном подходе, характерном для студентов-музыкантов, демонстрирующем главным критерием в оценке поп-музыки ее содержательную сторону. Это проявляется в таких оценочных характеристиках поп-музыки, как содержательная/бессодержательная, нравственная/безнравственная, познавательная, учащая/бесполезная, качественная/некачественная, разнообразная/однообразная. Следовательно, в структуре социальных представлений о поп-музыке в группе студентов-немузыкантов можно выделить эмоциональный компонент в качестве ядерного признака, а в группе «музыканты» – когнитивный компонент.

В данной работе представлена только часть полученных данных, более полный анализ и интерпретация полученных результатов будут отражены в следующих публикациях автора. Предпринятая попытка исследования социальных представлений о поп-музыке у студенческой аудитории является только постановкой вопроса и началом серьезного, всестороннего рассмотрения проблемы восприятия популярной музыки молодежной слушательской аудиторией.

Информация об авторах

Жижина Мария Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, Саратовский национальный исследовательский университет им Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: Zhizhina5@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 8707
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 12