Этнокультурные акты поведения старшеклассников – выходцев из многоязычных семей (по данным анонимного опроса)

Общая информация

Рубрика издания: Социальная психология личности в общественной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Волчкова Е.Э. Этнокультурные акты поведения старшеклассников – выходцев из многоязычных семей (по данным анонимного опроса) // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Средством межнационального общения выступают языки, несущие функциональную нагрузку, т.е. активно употребляющиеся в деятельности государственных органов и используемые как средство обучения в качестве средств социального взаимодействия. Основная роль гармоничного двуязычия при этом ложится на общеобразовательные школы, которые призваны формировать двуязычную (билингвальную) и многоязычную (полингвальную) личность.

В связи с этим встает проблема многоязычия в психологическом и социальном аспектах, т.е.  определение того, как влияет многоязычие, изучение нескольких языков на развитие и формирование личности школьника, его межличностных, межэтнических толерантных отношений.

В современном понимании толерантность означает терпимость, уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира.

При многоязычии и взаимопроникновении культур огромная роль в формировании толерантных отношений старшеклассников принадлежит образованию.

В современной многоязычной школе не в полной мере реализуется этнокультурная функция изучаемых языков, что отрицательно сказывается на интеллектуальном развитии учащихся, препятствует развитию толерантности в межличностных отношениях старшеклассников. Межличностное отношение учащихся старших классов имеет свои особенности. Наряду с «кодексом чести», дружбой наблюдаются оскорбления, жестокость, нетерпимость «к непохожим», к «не своим».

С целью определения роли многоязычия на формирование толерантных межнациональных отношений  старшеклассников нами была использована методика культурно-ценностного дифференциала.

В опросе участвовали 300 учащихся общеобразовательной  и специализированной языковой школ – выходцев из многоязычных семей. Поскольку многоязычие присутствует не только в школе, но и в семье, мы сочли необходимым провести обследование только среди старшеклассников из многоязычных семей, полагая, что на формирование толерантности (межнациональной, межконфессиональной) не в последнюю очередь влияют традиции, культурные отношения и устои первичной ячейки общества.

Сопоставление полученных результатов (таблица) говорит в пользу кросскультурной ориентации старшеклассников специализированных языковых школ.

Показатели

Утвердительные ответы

(в % к опрошенным)

 

Специализиро-ванная языковая школа

 

Общеобразова-тельная школа

Знание традиций и обычаев соседствующих народов

85

50

Участие в праздниках соседствующих народов

80

60

Общение в семье:

 

 

на русском языке

60

98

на татарском языке

30

-

на родном языке

20

-

Общение вне школы:

 

 

на русском языке

70

95

на татарском языке

20

-

на родном языке

10

-

Чтение периодической литературы и просмотр телепередач на татарском языке

60

30

Посещение национальных театров

50

10

Чтение художественной литературы:

 

 

на родном языке

30

10

на татарском языке

20

10

на иностранном языке

85

-

Испытывают потребность в чтении

60

10

Не испытывают трудности в общении с друзьями иной национальности

100

80

Случаи недружелюбного отношения со стороны этнофоров другой национальности

5

60

Считают оправданным отсутствие в паспорте графы «национальность»

60

20

Переживание событий, происходящих за рубежом

80

30

Анализируя культурные навыки старшеклассников двух типов школ, отмечаем,  что школьное многоязычие оказывает определенное влияние на потребление культуры, духовных потребностей, желания не только приобщаться к культуре другого народа, т.е. мы подчеркиваем взаимообогащение культур как неотъемлемую часть толерантной личности с признаками межнациональной и межконфессиональной терпимости. В то же время данные таблицы показывают, что чем больше человек приобщается к различным культурам в стенах школы и дома, через многообразие изучения языков, тем разнообразнее реализуются его культурные навыки.

Одна из важнейших позитивных сторон многоязычия – это заложенные в нем потенциальные возможности разнообразия выбора человека. Важным показателем культурной деятельности выступает свободное время старшеклассников.

Многоязычные старшеклассники из специализированных школ выбирают более разнообразные формы досуга, чем их сверстники из простых школ. У старшеклассников из простых школ наблюдается однообразие в проведении свободного времени. Это свидетельствует о некоем  «интеллектуальном центризме» старшеклассников из неспециализированных школ. Таким образом, прослеживается еще одна закономерность, связь, зависимость между многоязычием и разнообразием форм досуга. Многоязычие оказывает, согласно нашим данным, влияние на особенности усвоения культуры и является фактором, влияющим на развитие толерантной личности старшеклассника.

Как свидетельствуют данные, во всех смешанных семьях у всех старшеклассников имеются друзья другой национальности. Этот факт говорит о терпимости школьников к представителям другой нации. Воспитание толерантности и в целом толерантной личности начинается в семье. Именно семья закладывает основы межнациональной и межконфессиональной терпимости.

Таким образом, данные таблицы подтверждают положительную роль многоязычия для старшеклассников, в сознании которых «национальность» приобретает не более чем анкетно-паспортное значение и означает лишь принадлежность к Российской Федерации.  Положительная роль многоязычия сказывается на интенсивности приобщения к культурным ценностям: учащиеся языковых школ читают много больше своих сверстников из обычных школ. Это сказывается и на интересе к происходящим в мире событиям.

Международные дела получают отклик у старшеклассников специализированных школ в форме сопереживания и гибкой оценки событий, в то время как учащиеся общеобразовательных школ более категоричны и однозначны в оценках.

    Выводы

  1. Между многоязычием и «присвоением»  культурных навыков старшеклассниками существует устойчивая положительная связь.
  2. Прослеживается закономерность между многоязычием  старшеклассников и разнообразием форм досуга.
  3. Отмечена положительная роль многоязычия в формировании у старшеклассников межконфессиональной и межнациональной толерантности.
  4. Многоязычие влияет на формирование языковой (полингвальной) личности, склонной к сопереживанию (эмпатии).

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 1943
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2