Этнокультурные акты поведения старшеклассников – выходцев из многоязычных семей (по данным анонимного опроса)
Общая информация
Рубрика издания: Социальная психология личности в общественной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Волчкова Е.Э. Этнокультурные акты поведения старшеклассников – выходцев из многоязычных семей (по данным анонимного опроса) // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
Средством межнационального общения выступают языки, несущие функциональную нагрузку, т.е. активно употребляющиеся в деятельности государственных органов и используемые как средство обучения в качестве средств социального взаимодействия. Основная роль гармоничного двуязычия при этом ложится на общеобразовательные школы, которые призваны формировать двуязычную (билингвальную) и многоязычную (полингвальную) личность.
В связи с этим встает проблема многоязычия в психологическом и социальном аспектах, т.е. определение того, как влияет многоязычие, изучение нескольких языков на развитие и формирование личности школьника, его межличностных, межэтнических толерантных отношений.
В современном понимании толерантность означает терпимость, уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира.
При многоязычии и взаимопроникновении культур огромная роль в формировании толерантных отношений старшеклассников принадлежит образованию.
В современной многоязычной школе не в полной мере реализуется этнокультурная функция изучаемых языков, что отрицательно сказывается на интеллектуальном развитии учащихся, препятствует развитию толерантности в межличностных отношениях старшеклассников. Межличностное отношение учащихся старших классов имеет свои особенности. Наряду с «кодексом чести», дружбой наблюдаются оскорбления, жестокость, нетерпимость «к непохожим», к «не своим».
С целью определения роли многоязычия на формирование толерантных межнациональных отношений старшеклассников нами была использована методика культурно-ценностного дифференциала.
В опросе участвовали 300 учащихся общеобразовательной и специализированной языковой школ – выходцев из многоязычных семей. Поскольку многоязычие присутствует не только в школе, но и в семье, мы сочли необходимым провести обследование только среди старшеклассников из многоязычных семей, полагая, что на формирование толерантности (межнациональной, межконфессиональной) не в последнюю очередь влияют традиции, культурные отношения и устои первичной ячейки общества.
Сопоставление полученных результатов (таблица) говорит в пользу кросскультурной ориентации старшеклассников специализированных языковых школ.
Показатели |
Утвердительные ответы (в % к опрошенным) | |
Специализиро-ванная языковая школа
|
Общеобразова-тельная школа | |
Знание традиций и обычаев соседствующих народов |
85 |
50 |
Участие в праздниках соседствующих народов |
80 |
60 |
Общение в семье: |
|
|
на русском языке |
60 |
98 |
на татарском языке |
30 |
- |
на родном языке |
20 |
- |
Общение вне школы: |
|
|
на русском языке |
70 |
95 |
на татарском языке |
20 |
- |
на родном языке |
10 |
- |
Чтение периодической литературы и просмотр телепередач на татарском языке |
60 |
30 |
Посещение национальных театров |
50 |
10 |
Чтение художественной литературы: |
|
|
на родном языке |
30 |
10 |
на татарском языке |
20 |
10 |
на иностранном языке |
85 |
- |
Испытывают потребность в чтении |
60 |
10 |
Не испытывают трудности в общении с друзьями иной национальности |
100 |
80 |
Случаи недружелюбного отношения со стороны этнофоров другой национальности |
5 |
60 |
Считают оправданным отсутствие в паспорте графы «национальность» |
60 |
20 |
Переживание событий, происходящих за рубежом |
80 |
30 |
Анализируя культурные навыки старшеклассников двух типов школ, отмечаем, что школьное многоязычие оказывает определенное влияние на потребление культуры, духовных потребностей, желания не только приобщаться к культуре другого народа, т.е. мы подчеркиваем взаимообогащение культур как неотъемлемую часть толерантной личности с признаками межнациональной и межконфессиональной терпимости. В то же время данные таблицы показывают, что чем больше человек приобщается к различным культурам в стенах школы и дома, через многообразие изучения языков, тем разнообразнее реализуются его культурные навыки.
Одна из важнейших позитивных сторон многоязычия – это заложенные в нем потенциальные возможности разнообразия выбора человека. Важным показателем культурной деятельности выступает свободное время старшеклассников.
Многоязычные старшеклассники из специализированных школ выбирают более разнообразные формы досуга, чем их сверстники из простых школ. У старшеклассников из простых школ наблюдается однообразие в проведении свободного времени. Это свидетельствует о некоем «интеллектуальном центризме» старшеклассников из неспециализированных школ. Таким образом, прослеживается еще одна закономерность, связь, зависимость между многоязычием и разнообразием форм досуга. Многоязычие оказывает, согласно нашим данным, влияние на особенности усвоения культуры и является фактором, влияющим на развитие толерантной личности старшеклассника.
Как свидетельствуют данные, во всех смешанных семьях у всех старшеклассников имеются друзья другой национальности. Этот факт говорит о терпимости школьников к представителям другой нации. Воспитание толерантности и в целом толерантной личности начинается в семье. Именно семья закладывает основы межнациональной и межконфессиональной терпимости.
Таким образом, данные таблицы подтверждают положительную роль многоязычия для старшеклассников, в сознании которых «национальность» приобретает не более чем анкетно-паспортное значение и означает лишь принадлежность к Российской Федерации. Положительная роль многоязычия сказывается на интенсивности приобщения к культурным ценностям: учащиеся языковых школ читают много больше своих сверстников из обычных школ. Это сказывается и на интересе к происходящим в мире событиям.
Международные дела получают отклик у старшеклассников специализированных школ в форме сопереживания и гибкой оценки событий, в то время как учащиеся общеобразовательных школ более категоричны и однозначны в оценках.
Выводы
- Между многоязычием и «присвоением» культурных навыков старшеклассниками существует устойчивая положительная связь.
- Прослеживается закономерность между многоязычием старшеклассников и разнообразием форм досуга.
- Отмечена положительная роль многоязычия в формировании у старшеклассников межконфессиональной и межнациональной толерантности.
- Многоязычие влияет на формирование языковой (полингвальной) личности, склонной к сопереживанию (эмпатии).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1943
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2