Анализ современного состояния профессионально-экологической подготовки личности к деятельности (На примере курсантов ВУЗов РХБЗ)

Общая информация

Рубрика издания: Социально-психологические проблемы подготовки личности к профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шебанов Н.П. Анализ современного состояния профессионально-экологической подготовки личности к деятельности (На примере курсантов ВУЗов РХБЗ) // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

В начале 90-х годов расточительное отношение к интеллектуальным ресурсам общества привело к снижению престижа дипломированного специалиста. Содержание, формы подготовки военных инженеров-экологов несли в себе груз недостатков и противоречий, накопившихся прежде всего как результат насаждений командно-бюрократических методов управления. Наметилось постепенное обесценивание инженерного труда (в том числе и экологического), снизился социальный статус инженера. Эти условия сводили на нет возможности самореализации личности в военно-профессиональной деятельности, гармоничного развития навыков уничтожения ХО у специалистов.

Современное состояние профессиональной подготовки военных кадров в области УХО связано с общим реформированием системы военно-профессионального образования. Основными позитивными тенденциями в развитии системы профессионально-экологической подготовки курсантов вузов РХБЗ являются следующие:

  • значительный рост потребностей населения в районе дислоцирования арсеналов ХО в качественно подготовленных военных специалистах по уничтожению химического оружия;
  • формирование идеологии необходимости совершенствования профессионально-экологической подготовки военных специалистов по УХО в единстве общества, образования и личности;
  • осознание необходимости перехода к системе экологической подготовки военных специалистов по УХО;
  • расширение масштабов и повышение значимости инновационного движения в развитии системы профессионально-экологической подготовки;
  • создание предпосылок для выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности и др.

В системе профессионально-экологической подготовки курсантов вузов РХБЗ открыты многочисленные учебные заведения, расширен ассортимент образовательных услуг, включая услуги по переподготовке и повышению квалификации кадров. Укрепляются и развиваются связи профессионально-экологического военного образования с организаторами услуг: открыта целая сеть отраслевых учебных центров подготовки и переподготовки кадров, поставляющих специалистов в области уничтожения ХО.

В 1998 году на основе международного опыта впервые в отечественной системе военного образования была предпринята попытка сформировать ряд специальностей по УХО и выделить их в самостоятельную группу, что позволило системно, с учетом предназначения вузов РХБЗ осуществлять целенаправленную профессионально-экологическую подготовку квалифицированных кадров. Такая подготовка военных кадров обеспечила, в свою очередь, возможность создания различных типов и видов организаций (арсеналов, центров и др.), которые не только оказались более мобильными, чем так называемые смежные вузы МО РФ, но и улучшили качество профессионально-экологической подготовки, увеличили объемы экологической деятельности специалистов и расширили перечень ее применения.

Однако, существует ряд нерешенных проблем и негативных тенденций в области профессионально-экологической подготовки в вузах РХБЗ.

В настоящее время Саратовский ВИ РХБЗ может удовлетворить потребность в военных специалистах по УХО только на 50-55%. Однако экологическая деятельность в сфере УХО развивается очень активно. Это ставит проблему пересмотра учебных планов и программ профессионально-экологической подготовки, обучения курсантов навыкам современной организации и планирования профессионально-экологической деятельности, ее новых навыков и умений, эффективной коммуникации, аналитического и критического мышления, принятия решений и др.

Нехватка военных специалистов по УХО с уровнем образования, соответствующим современным отечественным и международным стандартам, ставит вопрос о необходимости решения проблемы качества профессионально-экологической подготовки. Специфика сферы деятельности выпускников вузов РХБЗ состоит в необходимости непосредственного личного контакта с ОВ, ХО и другими видами ОМП. Это обстоятельство и определяет высокую степень ответственности исполнителей, выдвигая на первый план их профессиональное мастерство, квалификацию, творческий потенциал и факторы мотивации. Однако, по данным экспертов, в настоящее время выпускники вузов РХБЗ могут удовлетворить потребности по УХО только на 25-30%.

Указанные проблемы требуют решения других задач: устранения диспропорции в количестве и структуре учебных часов по специализации и общевоинской подготовке, перехода от узкоспециализированной подготовки к расширению квалификационного профиля военного специалиста по УХО, пересмотра организации профессионально-экологической подготовки в направлении развития постоянной и органичной связи между практикой УХО и всеми компонентами системы профессионального образования.

В условиях проводимых преобразований и реформирования военного образования, частая смена специальностей, учебных планов и программ, несмотря на свою позитивную роль (обновление, улучшение), имеет и негативный фактор: зачастую преподаватели вузов РХБЗ за короткий промежуток времени не успевают решать актуальные педагогические и методические проблемы, связанные с обеспечением условий качественной профессионально-экологической подготовки кадров по УХО, с установлением прочных взаимосвязей с деятельностью арсеналов по хранению ХО. Этим осложняется и проведение многих педагогических исследований, экспериментов в этой области, особенно носящих лонгитюдный характер.

В рамках проблемы совершенствования современной системы профессионально-экологической подготовки военного специалиста по УХО актуальным вопросом становится комплексная подготовка курсантов, ориентированная на качественный результат. Для этого необходимо решить проблемы междисциплинарного взаимодействия, преемственности образовательных звеньев в рамках многоуровневой непрерывной подготовки военных кадров, проектирования научно-методического содержания обучения специалистов по УХО, внедрения инновационных технологий обучения.

Особую проблему при обучении инженеров-экологов составляет установление междисциплинарных взаимосвязей, преемственности в изучении общетеоретических, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Экологическая деятельность тесно соприкасается с другими сферами инженерного труда. УХО — прикладная деятельность, служащая целям экологической безопасности страны. Она тесно связана со знаниями других научных дисциплин и использует их достижения. При разработке алгоритма экологической деятельности военный специалист должен учитывать целый комплекс факторов, влияющих на процесс УХО, использовать знания и умения, полученные по смежным предметам.

Таким образом, в качестве основных особенностей экологического образования в вузе РХБЗ могут быть названы:

  • признание экологического образования фундаментальным компонентом образовательной модели (в отличие от дополнительного компонента в других вузах);
  • восприятие его сквозь призму высшего военного инженерного образования, то есть в интересах вооружения военных специалистов по УХО – разумным эколого-техническим взглядом на взаимодействие с природой;
  • понимание того, что экологическое образование является неотъемлемой частью учебного плана на всех уровнях и обязательно для всех курсантов независимо от их основной специальности и специализации;
  • комплексность подбора преподаваемых дисциплин и междисциплинарный обмен информацией;
  • экоцентрический подход;
  • поливариантность (возможность выбора фундаментального или прикладного направлений, объектов и методов и т.д. вплоть до языка написания дипломного проекта и его защиты) как средство воспитания экологического мышления будущего военного специалиста по УХО;
  • непрерывность в течение всего срока обучения в вузе РХБЗ.

Таким образом, обеспечение экологической готовности курсантов к будущей профессиональной деятельности по УХО как процесс должно опираться на комплексное формирование знаний, умений, качеств специалиста, положительно влияя на профессиональное развитие обучаемых.

Информация об авторах

Шебанов Н.П., Саратов, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2116
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1