Профессиональная подготовка и становление семейного консультанта-дефектолога
Общая информация
Рубрика издания: Социально-психологические проблемы подготовки личности к профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Молодиченко Т.А. Профессиональная подготовка и становление семейного консультанта-дефектолога // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
В программу профессиональной подготовки будущих дефектологов на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии Педагогического института Саратовского государственного университета с 1997 года включены учебные дисциплины по психологическому и, в частности, семейному консультированию.
Подготовка будущих дефектологов в качестве консультантов-психологов по семейным проблемам является актуальной в связи с задачей совершенствования их работы с семьями учащихся. Создание для детей с нарушениями в развитии оптимальной воспитательной среды через посредство улучшения социально-психологического климата семьи – одна из профессиональных задач дефектолога. Вместе с тем повлиять на климат семьи он может, используя разные формы, средства и приемы, среди которых семейное консультирование играет не последнюю роль.
В разработку теории и практики семейного консультирования внесли вклад такие известные исследователи, как Г.С. Абрамова, Р. Браун, Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев, Дж. Коттлер, Р. Мэй, Р.В. Овчарова, Н. Пезешкиан, К. Роджер, В.В. Столин, Н.Н. Обозов, О.В. Хухлаева и другие. Семейное консультирование является отдельной наукой и, в то же время, - отраслью практической психологии. Семейное консультирование в отраслях дефектологии все еще находится в стадии становления, сегодняшний этап которого характеризуется дифференциацией предмета исследования, разработкой новых технологий и техник, а также диагностического инструментария.
В качестве методологического и методического обоснования практическое консультирование семей с нетипичными детьми имеет работы А.Е. Айви, М.Б. Айви, А.В. Белопольской, А.К. Борич, Б.В. Бурменской, Л.Г. Красовской, А.Г. Лидерс, А.А. Сагдуллаева, Е.Р. Смирновой, В.В. Ткачева, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого.
Гуманизация специального образования предполагает, прежде всего, уважение личности каждого нетипично развивающегося ребенка и оптимальные в психолого-педагогическом и методическом смыслах отношения с членами семьи, в которой он воспитывается.
Профессиональная деятельность дефектолога – одна из самых насыщенных по разнообразию ее видов, средств и приемов, сложности субъектно-объектных отношений, в целом, - по проявлениям человеческой активности. Одним из таких сложных видов профессиональной деятельности является семейное консультирование.
Повышение уровня профессионализма в семейном консультировании возможно лишь в процессе формирования у дефектологов консультационной компетентности (наличия соответствующих знаний, умений и навыков) во время учебы в вузе и самосовершенствования на основе творческого подхода.
Самосовершенствование личности и деятельности дефектолога как психолога-консультанта не обходится без преодоления объективных и субъективных трудностей, тем значимее высокие результаты, достигаемые самыми творческими из этих профессионалов.
В 2001-2003гг. нами проводилось исследование 29 олигофренопедагогов, работающих постоянно в коррекционных школах (из них 12 учителей из Заводского района г. Саратова и 17 студентов-заочников – учителей вспомогательных школ разных районов Саратовской области), а также – 13 преподавателей факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Педагогического института СГУ, работающих в коррекционных школах по совместительству в качестве психологов.
Возраст практических олигофренопедагогов от 26 до 52 лет, педагогический стаж – от 5 до 34 лет. А возраст обследованных преподавателей, работающих в коррекционных учреждениях по совместительству, – от 27 до 51 года, педагогический стаж – от 5 до 35 лет.
В исследовании использовались методы:
- анкетирование (авторская анкета, включающая 4 вопроса);
- тест-опросник Г.С. Абрамовой («Исследование Я-концепции как обоснования воздействия на другого человека»);
- рейтинговая методика Т.А. Молодиченко по изучению соотношения четырех групп мотивов личности (узколичностной, эгоистической мотивации, материальной заинтересованности, мотивов саморазвития, самоактуализации и общественно-полезной мотивации);
- тест-опросник К.Н. Томаса для диагностики стратегий поведения в конфликтном общении;
- анализ результативности педагогической деятельности.
Результаты эмпирического исследования анализировались по следующим направлениям:
- частота проводимого семейного консультирования;
- проблемы воспитания детей в процессе семейного консультирования;
- проблемы супружеских отношений в консультировании;
- проблемы учебной деятельности в консультировании членов семей;
- коррекция воспитания и развития детей как проблема семейного консультирования;
- анализ используемых технологий и приемов консультирования (как диагностических, так и коррекционно-развивающих);
- особенности социальной мотивации личности консультантов;
- типичные стратегии поведения консультанта по проблемам семьи в конфликтном общении;
- развитие свойств самоактуализации личности консультантов.
Сравнение результатов исследования работающих олигофренопедагогов Заводского района г. Саратова (12 человек), студентов-заочников – учителей вспомогательных школ из разных районов Саратовской области (17 человек) и преподавателей факультета коррекционной педагогики и специальной психологии (13 человек) выявило различия между ними по нескольким направлениям анализа. Остановимся на интерпретации некоторых результатов исследования.
Так, было выявлено, что 56% олигофренопедагогов школ проводят семейное консультирование по мере обращения к ним клиентов (членов семей, в которых воспитываются их ученики) и, в среднем, - 1,3 раза в неделю. Преподаватели-консультанты проводят консультирование по семейным проблемам чаще (2,1 раза в неделю) - 53,7%.
Учителя вспомогательных школ консультируют родителей детей с интеллектуальной недостаточностью по вопросам: подготовка домашнего задания их ребенком, прогулы занятий и успеваемость ребенка, поведение на уроке, отношения между учащимися (86,4% от всех проблем консультирования). Преподаватели вуза в семейном консультировании чаще оказывают помощь по вопросам психодиагностики, коррекции воспитательного и учебного процессов с более широким диапазоном конкретных вопросов. Причем коррекционно-развивающие проблемы в их консультационной работе составляют 69,2%, а психодиагностические – 23%.
Интересные данные получены относительно применения разными группами обследованных специалистов форм, методов и приемов семейного консультирования. Так, на первом месте по диапазону используемых средств консультирования членов семей учащихся коррекционных учреждений – преподаватели факультета коррекционной педагогики и специальной психологии, на втором – студенты-заочники этого факультета, на третьем – обследованные олигофренопедагоги из Заводского района г. Саратова. Этот факт является свидетельством значения профессиональной подготовки по семейному консультированию для формирования консультационной компетентности.
Преподавателями вуза и студентами-заочниками названы следующие формы и средства семейного консультирования, применяемые ими на практике: лекции для родителей, родительские собрания, круглые столы, семинары, беседы (100%); анкетирование, интервью, тестирование, наблюдение, изучение документации, рейтинг (92,3%); из методов коррекции – психотехнические и ролевые игры, арттерапия, позитивная семейная психотерапия, элементы психоанализа, психорисунок, сказкотерапия (38,4%); из приемов консультирования названы рекомендации, интерпретация, информирование, обратная связь, отзеркаливание, парадоксальная инструкция (58,8% обследуемых).
Опрошенные олигофренопедагоги Заводского района назвали формы работы (100%). Методов диагностики они знают меньше (61,2% ответов). Методы коррекции и развития правильно назвали 23% учителей, а приемы семейного консультирования не назвал никто.
Исследование личностных особенностей консультантов из школ и факультета коррекционной педагогики и специальной психологии показало, что:
- значимость других людей одинакова у всех обследованных преподавателей, учителей-практиков, студентов-заочников;
- статистически значимые различия обнаружены между учителями-консультантами и преподавателями вуза-консультантами по следующим личностным свойствам (более развитым у преподавателей): сложное (а не простое) представление о механизмах развития человека; ответственность в процессе воздействия на другого человека; признание автономности личности и механизмов самоактуализации, а также реальная самоактуализация.
Группа студентов-заочников по развитию этих свойств находится (в соответствии с полученными данными) ближе к преподавателям вуза; статистическая значимость различий между ними меньше по названным выше свойствам, чем между преподавателями и учителями-практиками с большим, чем у студентов заочников, педагогическим стажем работы.
Результаты обследования учителей, студентов и преподавателей вуза по методике К.Н. Томаса позволяют сделать вывод о большей выраженности у учителей и студентов-заочников из коррекционных школ таких стратегий поведения в конфликтном общении, как компромисс и избегание конфликта (по сравнению с преподавателями).
Сотрудничество и приспособление как стратегии поведения в конфликте оказались одинаково выраженными у всех обследованных специалистов, занимающихся в процессе педагогической деятельности семейным консультированием.
Соперничество и у обследованных учителей вспомогательных школ, и у студентов-заочников, и у преподавателей факультета коррекционной педагогики и специальной психологии оказалось слабо выраженным (1,5 балла из 12 возможных), однако у последней из названных групп – более выражено (различия статистически значимы).
Проведенное исследование содержательных и процессуальных особенностей семейного психолого-педагогического консультирования, а также личностных свойств консультантов-олигофренопедагогов позволяет сделать следующие выводы.
1. Компетентность в семейном консультировании, проводимом специалистами по олигофренопедагогике, напрямую зависит от уровня их образования, а не от стажа педагогической деятельности. Среди компетентных в семейном консультировании есть специалисты со стажем работы от 7 до 35 лет. Вероятно, 7 лет является для компетентного семейного консультирования значимым порогом практической работы в коррекционной школе. Однако этот вывод (насчет 7 лет) требует уточнения в дальнейших исследованиях.
2. В процессе подготовки и переподготовки олигофренопедагогов необходимо решать задачу: повышать уровень знаний и умений в области семейного консультирования. Результативными в этом направлении работы оказываются практические занятия по освоению методов психодиагностики, психокоррекции проблем семьи, в которой воспитывается ребенок с интеллектуальными нарушениями.
3. Особое внимание в подготовке и переподготовке олигофренопедагогов в русле специальной психологии и семейного консультирования необходимо уделять социально-психологическим знаниям и освоению конкретных приемов консультационной работы с семьей.
4. Личность успешно работающих семейных консультантов, как показывают исследования многих ученых и наши собственные, включает: мотивацию самоактуализации, самосовершенствования; потребность в достижениях; направленность на сотрудничество в консультационной деятельности и реализацию его; личную организованность; социально-психологическую (коммуникативную, в частности) компетентность; развитый социальный интеллект; творческие способности и, в частности, - креативность в общении; преобладание интернального локуса контроля; развитые, в отношении социальных объектов (людей), внимание и память.
В настоящее время в научной дефектологии не созданы еще профессиограммы консультантов по проблемам семей, имеющих детей с различными нарушениями в развитии: речи, зрения, слуха, интеллекта. Это актуальная задача для профессионалов.
Для того чтобы качественно, компетентно проводить консультирование таких семей, недостаточно компетентности в соответствующих отраслях дефектологии. Необходима профессиональная подготовка дефектологов как специалистов по психологическому (и, в частности, - семейному) консультированию. Наше конкретное исследование показало, что в этом есть большая необходимость, поскольку без соответствующей подготовки консультационная работа осуществляется бессистемно, фрагментарно, односторонне.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2726
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3