Влияние детско-родительских отношений на самоотношение ребенка

Общая информация

Рубрика издания: Социально-психологические феномены личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Тарасова Л.Е. Влияние детско-родительских отношений на самоотношение ребенка // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Особенности самоотношения определяют своеобразие внутреннего  мира личности, целый комплекс психических свойств, которые реализуются определенным стилем поведения. Позитивное самоотношение  связано с самоуважением, уверенностью  в себе, чувством превосходства и принятием себя, а поведенческие проявления описываются как независимая и уверенная манера держаться. Поскольку позитивное самоотношение отражает уверенность индивида в своих силах и ожидание успеха, то оно связывается со склонностью к риску, способностью принимать ответственные решения.

Изучение развития личности, формирования самоотношения невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Практически это означает, что подлинно научное понимание психологии личности достигается лишь тогда, когда личность рассматривается не изолированно, как некая абстракция, а в целостности ее социальных связей и межличностных отношений. Реализацией такого подхода, приобретающего в последнее время все большее распространение, является, в частности, изучение личности в рамках семейных взаимоотношений - супружеских и детско-родительских.

С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Представляя собой сложный узел человеческих взаимоотношений, реализующийся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности.

Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств в данной среде (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Т.В. Соколова и др.).

Остановимся на особенностях взаимоотношений родитель – дитя, имеющих решающее значение в становлении личности ребенка, его самооценки и самоотношения.

По выражению Г. Салливана, «Я-концепция» отражает опыт взаимодействия со значимыми другими. Связь между самоотношением и отношением других раскрывается как интроекция: путем идентификации ребенок усваивает, интериоризирует определенные параметры материнского отношения, формируя образ себя как «плохого» или «хорошего» [9. С.36]. Таким образом, принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку способствует самопринятию ребенка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к непринятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности. Это положение экспериментальное было подтверждено в ряде исследований (Л.И. Божович, Т.В. Соколова, И.И. Чеснокова, Г. Фидгор и др.).Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного «Я» ребенка. Он значительно раньше начинает чувствовать себя существом любимым или отвергаемым, чем приобретает способность и средства самопознания и самооценивания. На основе анализа литературных данных и собственного исследования В.В. Столин пришел к выводу, что кроме родительского отношения и конкретной оценки ребенка, на его самосознание оказывают влияние, конструируя его, следующие факторы:

  • ценности, нормы параметры оценок и самооценок, которыми снабжают его родители, и по которым он начинает оценивать себя сам;
  • образ себя как обладающего теми или иными способностями или чертами;
  • собственно самооценка родителей;
  • способ регуляции поведения ребенка родителями, который становится способом саморегуляции [7. С.236].

Можно выделить ряд неадекватных способов воздействия родителей на формирующийся образ «Я» ребенка. Это прежде всего навязывание, внушение ребенку нереалистического образа [7. С.114]. Довольно часто разнообразные искажения образа ребенка и эмоционального отношения к нему бывают обусловлены психологическим неблагополучием самих родителей (А.Н. Захаров, В.Н. Мясищев, И.И. Чеснокова и др.). Так, акцентуация характера родителя в виде тревожности, ригидности, гиперсоциализированности способны породить «комплекс умной Эльзы» - видение в ребенке черт, в настоящий момент отсутствующих или выраженных в минимальной степени. В этом случае образ ребенка испытывает искажения под воздействием негативных ожиданий матери как проявления страха, что ребенок повторит черты нелюбимого человека (например, бывшего мужа), или в ребенке воплотятся собственные нежелательные качества, которые  таким образом  бессознательно проецируются на ребенке.

Свой образ и отношение родители транслируют ребенку в различной форме: либо в прямой вербальной, либо  в косвенной – в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее конфликт между потребностью в самоутверждении, уважении и признании права на самостоятельность и навязываемом ему обесцененным образом «Я». Этот конфликт усугубляется еще и тем, что ребенок всегда стремится к согласию с родителями, удовлетворяя таким образом потребность в присоединении «Мы» с родителями, причем нередко ценой за ощущение своей защищенности является отождествление собственной «Я-концепции» с искаженным, внушаемым образом. Возникает реальный риск того, что побуждаемый этим образом (вопреки осознанным стремлениям родителей) ребенок будет развивать именно те качества и образцы поведения, которые вытекают из негативного родительского образа [9. С.174]. Тот же механизм обусловливает и развитие ребенка в направлении самосовершенствования, если у родителей сложился позитивный образ ребенка, но при условной родительской любви и несоответствии этого образа реальным возможностям и склонностям ребенка, превращается в уродливую форму: ребенок из кожи вон лезет, пытаясь соответствовать образу «хорошего ребенка» [4. С.38].

Р. Лейнг, анализируя отношения родителей и детей в неблагополучных семьях, ввел понятие «мистификация» – внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются и во что верят [7. С.98].  Одной из форм мистификации является приписывание, например, «слабости» – несамостоятельности, неспособности самому найти выход в трудных ситуациях, – или «плохости» – низости, аморальности. Другой формой мистификации можно считать инвалидизацию ребенка – принудительное обеспечение точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.

Существенным фактором, искажающим адекватное восприятие родителями своего ребенка, может быть неадекватная родительская самооценка. Известно, что матери, тепло и с симпатией относящиеся к своему ребенку, чаще обладают высокой самооценкой, чем матери, которые не выражали таких установок к собственным детям.

С. Куперсмит показал, что матери с высокой самооценкой были уверены в своей родительской компетентности и выполняли свою материнскую роль реалистически и эффективно. Матери с низкой самооценкой чаще наказывали своих детей, применяя более суровые наказания, хотя и не считали его действенным. Матери же с высокой самооценкой, применяя наказание, всегда считали его эффективным, приносящим положительный результат [9. С.57].  По мнению многих исследователей, то, как мать воспринимает и обращается со своим ребенком, и то, как она воспринимает себя, неотделимо одно от другого. Выстраивается следующая логическая цепочка: обращение родителей с детьми отражает их чувства относительно себя, а отношение родителей к детям будет определять самооценку ребенка. Это означает, что родители, которые принимают себя, с большей вероятностью будут принимать и своего ребенка, относиться к нему тепло и внимательно, в результате чего их ребенок также будет принимать себя.

Матерям с выраженной тревожностью и неуверенностью в своей родительской компетентности трудно быть нежными, любящими и принимающими в общении с ребенком. С этим положением согласуется и вывод А.С. Спиваковской, которая показала, что оценка родителями ребенка основывается не только на его объективных качествах, успехах, достижениях, но и находится под сильным влиянием «родительской позиции», в которой преломляются мотивационно-эмоциональные структуры их личности [10. С.81].

Хотя большинство исследователей приходит к выводу о наличии связи между самооценкой ребенка и родительским отношением, в ряде исследований не было обнаружено значимой зависимости между личностными характеристиками детей и родительским поведением. Указывается, что на разных детей сходное воспитание оказывает различное воздействие. Подчеркивается, что важно не столько родительское отношение само по себе, сколько то, как оно воспринимается ребенком. Так, например, Мединнус показал, что подросткам с высоким уровнем самопринятия и хорошей адаптацией чаще воспринимали своих родителей как любящих, а не отвергающих, что было характерно для подростков с низким самопринятием [6. С.79].

Л.И. Божович полагает, что причины формирования неадекватной самооценки у детей следует искать в их неправильном воспитании [1. С.120].

Исследования, сопоставляющие стиль детско-родительского общения и особенности самооценки ребенка, пока еще малочисленны. В работе В.Э. Пахальяна, исследующей связь между формой общения ребенка в семье и степенью адекватности и устойчивости самооценки, было выделено два типа общения: доверительное и регламентированное. У детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная и устойчивая самооценка. Для детей из семей с регламентированным типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка. В самом фундаментальном из имеющихся в этой области исследований С. Куперсмит на основе тестовых данных показал наличие положительной корреляции между самооценкой младших подростков и стилем детско-родительских отношений. Он анализировал родительское отношение и поведение по следующим параметрам: принятие-отвержение; демократическое отношение-доминирование, под которыми понимал терпимость/нетерпимость родителей к независимому и противоречащему их мнению  мнения ребенка, предоставление ребенку права голоса в семейных делах,  способы добиться послушания – с помощью силы или методом убеждения); степень автономии и типы контроля (степень требовательности и строгости родителей, насколько родители контролируют выполнение своих требований и какие методы наказания применяют - нейтральные или более эмоциональные). Было показано, что высокая самооценка и хорошая социальная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с  уважением и относительной автономией подростка.

Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели отрицательный опыт внутрисемейных отношений, в котором   преобладали рациональные воспитательные воздействия над непосредственными эмоциональными отношениями, строгое наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы.

Из вышеизложенного С. Куперсмит делает вывод, что наиболее благоприятными условиями развития позитивной самооценки ребенка является эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь ребенка и наличие четких, ясных правил, регулирующих поведение, но не препятствующих развитию самостоятельности ребенка [9. С.39].

Таким образом, развитие у ребенка представлений о себе во многом зависит от того, насколько взаимоотношения родителей с детьми удовлетворяют требованиям, необходимым для благополучного разрешения противоречий, возникающих на разных стадиях развития. Каждая из этих стадий вносит свой особый, уникальный  вклад в формирование самоидентичности личности. Это положение перекликается с идеей А.В. Запорожца о том, что «возникающие на разных возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование человеческой личности [3. С.134].

Мы считаем важным положение Э. Эриксона о том,  что ребенок сензитивен к особому аспекту социальных отношений, предполагающих специфический характер его собственной деятельности [11. С.328]. Тогда влияние взаимоотношений родитель-ребенок в перспективе формирования особенностей его личности анализируется с точки зрения того, как эти взаимоотношения соотносятся с задачами развития данного возраста и индивидуальными потребностями ребенка. Это положение очень созвучно развиваемым Л.И. Божович представлениям о внутренней позиции ребенка, согласно которым то или иное воздействие приобретает смысл только в контексте устремлений, потребностей и мотивов ребенка [1. С.143].

Развивая идеи Л.С. Выготского, Л.И. Божович исходит из положения, что условия жизни сами по себе непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Все внешние влияния преломляются через призму внутренней позиции ребенка, которая определяется уже сложившимися структурами психики. Поэтому в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, в зависимости от того, в каких взаимоотношениях со средой будет находиться сам ребенок. Чтобы понять, какое влияние оказывает среда на ребенка, надо понять характер его переживаний, за которыми стоит мир его потребностей, желаний, стремлений в соотношении с возможностями их удовлетворения. В свою очередь, для того чтобы проанализировать систему потребностей ребенка, надо учесть его место в системе доступных ему общественных отношений, которое определяется двумя условиями: исторически сложившимися требованиями общественной среды, предъявляемыми детям разного возраста, и той деятельностью, которую они при этом выполняют; и теми требованиями, которые окружающие предъявляют к данному ребенку, исходя из его особенностей и конкретной ситуации развития.

Формирование личности ребенка и будет определяться соотношением между тем местом, которое он занимает в системе человеческих отношений,  и психологическими особенностями, которые у ребенка уже сформировались. Из этого соотношения возникает внутренняя позиция ребенка, то есть система его потребностей и стремлений, субъективно представленных в соответствующих переживаниях, которые, преломляя воздействия среды, становятся движущей силой развития психических свойств [10. С.5].

Подведем некоторые итоги теоретическому обсуждению данной проблемы. Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями. Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей маленького ребенка,  и его эмоциональная привязанность к ним порождает своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка,  и именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.

Принимающее, то есть внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку способствует самопринятию ребенка.

Отвергающее, то есть неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к непринятию ребенком себя, к переживанию своей малоценности и ненужности.

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды. М., 1996.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.3.
  3. Запорожец А.В. Избр. психолог. Труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. СПб., 1998.
  5. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1996.
  6. Соколова Т.В., Чеснокова И.И. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопр. психол.  1996. № 2.
  7. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. ...д-ра психол. наук.  М., 1985. 420 с.
  8. Фидгор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой.  М., 1995.
  9. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: Дис. …канд. психол. наук.  М., 1987. 224 с.
  10. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.  М., 1997.
  11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.

Информация об авторах

Тарасова Людмила Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: let01@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 19950
В прошлом месяце: 121
В текущем месяце: 64