Внутриличностный ценностный конфликт как индикатор качества жизни личности

Общая информация

Рубрика издания: Социально-психологические феномены личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лысогорская М.В. Внутриличностный ценностный конфликт как индикатор качества жизни личности // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Политические и социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране, вызывают необходимость адекватных изменений  как во внутреннем мире современного человека, так и в  поиске  новых, взаимообогащающих отношений с обществом, конкретными людьми, окружающим миром вообще.  Критерием эффективности таких изменений может служить, по нашему мнению, показатель качества жизни человека. Актуальность изучения проблем качества жизни продиктована и теми негативными процессами в современном российском обществе, которые  затрагивают  личностное бытие человека – дезориентация в ценностно-смысловых понятиях, ощущение так называемого «экзистенционального вакуума», бессмысленности существования, дезадаптация и десоциализация. В настоящее время теоретическое и практическое решение вопросов качества жизни  становится  источником дальнейшего развития общества и проблемой  сохранения, выживания человечества.

Понятие «качество жизни»  появилось  в конце 50 гг. и активно развивалось в 60-70 гг. прежде всего в зарубежной социологии.

В отечественной научной литературе термин «качество жизни» используется  в основном   для характеристики социально-экономических условий существования  и трактуется как  субъективная оценка человеком достигнутого уровня материального благосостояния, включающего и удовлетворение духовных потребностей и запросов.

Некоторые отечественные исследователи рассматривают определение качества жизни через  ощущение благополучия [5] или удовлетворенности  определенными аспектами жизни [4, 15]. 

Исследования социально-психологических факторов качества жизни человека в современном обществе  как в отечественной,  так и зарубежной литературе представлены  либо отдельными публикациями, либо рассматриваются в рамках изучения других феноменов: смысл жизни; счастье; образ жизни и т. д. Решение  проблемы качества жизни  нуждается в более детальном и научно обоснованном изучении социально-психологических аспектов данного феномена, определении его содержания,  индикаторов,  механизмов и детерминант развития. Это  позволит усовершенствовать процессы социализации личности, разработать более совершенные системы  психодиагностики и  психокоррекции дисгармоничных состояний, оказывать психологическую помощь  в ситуациях экзистенциональных проблем и т. д.

По нашему мнению, наиболее полно и многосторонне  качество жизни может быть определено как  сложный социально – психологический феномен, проявляющийся в гармоническом взаимодействия духовного,  психологического, социального и физического  здоровья личности. Механизмом формирования и развития качества жизни являются ценности и ценностные ориентации личности. Духовное здоровье предполагает наличие общечеловеческих ценностей; гуманистического мировоззрения; устойчивого смысла своего существования; активно-созидательной  жизненной позиции; осознание гармонической связи своего бытия, всех событий  и явлений мира.

Состояние психологического здоровья может выражаться в наличии у человека  целостной и стабильной позитивной «Я»-концепции, возможностью эмоционально-волевой саморегуляции, гармонично  развитой иерархией мотивационно-потребностной сферы, творческим потенциалом для развития и самосовершенствования.                     

Социальное здоровье обеспечивает человеку  возможность конструктивных взаимоотношений с окружающими на основе сотрудничества, взаимного личностного роста; быструю и эффективную адаптацию  к изменяющимся социальным условиям.

Телесное (соматическое) здоровье проявляется через высокий энергетический потенциал организма; хорошее физическое самочувствие; стойкий иммунитет к заболеваниям, нормальное функционирование всех систем организма.

Теоретические и эмпирические исследования Г.М. Андреевой (1980), М.И. Бобневой (1978), Д.А. Леонтьева (1975), С.Л. Рубинштейна (1939); G. Tomas и F. Znanezki (1918-1920), I. Museka (1973), C. Kluckhoh (1951)  выявляют особую значимость ценностей  как социально-психологических образований. Являясь составляющими мотивационно-потребностной сферы, они выполняют роль важнейших регуляторов поведения личности; представляют  собой некие идеальные конечные цели для индивида; определяют возможность принимать решения в ситуациях выбора; активизируют и направляют деятельность человека. В то же время ценности, выступая в роли оценок индивидумом действительности, других и самого себя, служат основанием для познания и конструирирования моделей социального мира. Ценности выступают побудительной силой pазличных видов активности личности: познание, духовное самосовеpшенствование, социальное поведение и т.д.

В пpоцессе фоpмиpования целостного миpа человека ценности выполняют интегpативную pоль, побуждая к поиску смысла. Поиск смысла является одной из основных человеческих потpебностей, опpеделяющих его индивидуальность, его «Я». Личностный смысл ценности пpедставляет собой непосpедственное значение ценности, обосновывает индивидуальное сознание и выступает как основание замысла деятельности. Смысл предстается в виде возможности ценностного существования как специфического способа  человеческого бытия. Проблема смысла неразрывно связана с вопросом высших ценностей человеческого существования. Изучение проблемы смысла в данном контексте связано с построением иерархии ценностей и выявлением критериев значимости.  Переживание осмысленности жизни в процессе  самореализации и самоактуализации часто сопровождается состоянием счастья, гармонии, душевного здоровья, полноты жизни,  что и определяет  феномен качества жизни.

Развиваясь на протяжении всего онтогенетического периода личности, ценностные ориентации приобретают новое качественное преобразование в подростковом и юношеском возрасте. Формирование ценностных ориентаций в подростковый период оказывает влияние  на становление характера и личностного развития в целом. В связи с необходимостью определения жизненных целей в юности совершается переход к сознательному выбору системы ценностей. В этом возрасте интенсивно осуществляется процесс социализации, которая в русле рассмотрения данной проблемы представляет собой процесс усвоения социальных ценностей.

Исследователи развития личности в онтогенезе указывают, что формирование ценностных ориентаций ребенка осуществляется прежде всего в семье под влиянием системы ценностей родителей.

Особое место в онтогенетическом развитии отводится подростковому возрасту как периоду активного усвоения системы ценностей, ориентаций, социализации, становления взрослости. Развитие личности в подростковом возрасте обусловлено наличием противоречий между растущими возможностями ребенка и способами их удовлетворения (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Гурьева, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, А.Е. Личко, Е.В. Первышева, E. Erikson и др.), что выражается в особенностях протекания внутриличностного конфликта. Содержание ценностного конфликта представляет собой рассогласование операционально-целевой и смысловой сфер личности, которое в свою очередь определяет процесс выбора, принятия решения и, в конечном счёте,  весь процесс самореализации личности. С этой точки зрения, конфликт имеет позитивное для развития личности значение.

В свою очередь, осознание индивидом неразрешимости конфликта, его затяжной характер, переводит этот процесс в состояние кризиса, неразрешение которого может вызвать невротизацию, дезадаптацию и общую задержку развития личности.  Наличие,  проявление  и  характер разрешения внутриличностного конфликта  может служить одним из индикаторов качества жизни личности.

В рамках нашего исследования предпринята попытка изучения особенностей качества жизни  подростка в зависимости от структуры и психологического благополучия родительской семьи.   Индикатором качества жизни нами выбран показатель внутриличностного конфликта подростка, проявляющегося на когнитивном уровне в расхождении между ценным и доступным.

Е.Б. Фанталова [14]  рассматривает внутриличностный конфликт как соотношение двух «плоскостей сознания»: плоскость, вмещающая в себя сознание ведущих жизненных ценностей: личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскость всего, что является доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в «зоне легкой досягаемости». Применительно к конкретной жизненной сфере соотношение этих двух плоскостей можно выразить психологическими параметрами «Ценность» и «Доступность». Возникновение внутренних конфликтов в различных жизненных сферах будет определяться во многом характером взаимосвязи и степенью диссоциации между ценностью (Ц) и доступностью (Д). Глубина внутреннего конфликта и связанная с ним степень психологической неудовлетворённости определяется высокой степенью превышения “Ц” над  “Д”. Обратное соотношение, когда “Д” в значительной степени превышает “Ц”, свидетельствует о состоянии «внутреннего вакуума», душевной пустоты, отсутствия побуждений.

Семья, являясь первым и важнейшим институтом развития личности и социализации подростка, оказывает влияние на характер протекания внутриличностного конфликта.

Мы предлагаем ввести понятие «качество семейной жизни» как интегральный показатель эмоционально-когнитивного  благополучия семейных отношений. Нами были выделены критерии  благополучия или неблагополучия семьи и разработаны показатели данных критериев. В предыдущих исследованиях были изучены особенности различных  по составу и эмоциональному благополучию типов семей: полная благополучная семья (ПБС); полная неблагополучная семья (ПНС);  неполная благополучная семья (НБС); неполная неблагополучная семья (ННС). Результаты исследования показали, что признак полноты  состава семьи (наличие двух родителей: матери и отца) является важным показателем   качества как супружеских, так  и родительско-детских отношений. Таким образом, полная благополучная семья  может быть эталоном высокого качества семейной жизни и, соответственно, неполная неблагополучная – эталоном низкого качества.

Объектом исследования стали учащиеся сpедних школ и лицеев г. Саpатова в возpасте 13-15 лет и их родители. Общее количество участников исследования составило 300 человек

Для выявления  семей с высоким и низким качеством жизни нами были использованы  методики  опросов   в форме нестандартизированного и стандартизованного интервью; метод контент-анализа; анкетирование с использованием элементов методики «незаконченных пpедложений», pазpаботанной Саксом и Леви [10. С. 67-70], анализ результатов психологических исследований подростков и их родителей, проводимых школьными психологами; мини-сочинение «Пьеса о моей семье»; проективный тест «Рисунок семьи», позволивший выявить объективные и субъективные характеристики. Таким образом, были сформированы 4 группы испытуемых (по 30 человек в каждой группе) – подростков из неполных неблагополучных и полных благополучных семей. Следующий этап исследования состоял в проведении с этими группами  методики Е.  Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» [14].

Статистический анализ полученных данных показывает, что наблюдаются различия в проявлении внутриличностного конфликта по критерию «полная и неполная семья» по следующим жизненно важным сферам (табл.).

Интегральный суммарный показатель в неполных и неблагополучных семьях также  значительно превышает границы нормы.

Таким образом, интегральный показатель внутриличностного конфликта, как и частные его показатели,  может служить индикатором проявления качества жизни личности.

Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  3. Выготский Л.С.  Детская психология. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
  4. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.
  6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для студентов высш. педагогических учеб. заведений. М., 2002.
  7. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
  8. Леонтьев Д.А. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  10. Лучшие психологические тесты (для профотбора и профориентации) / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.
  11. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М., 1988.
  12. Первышева Е.В. Экспериментальные исследования межличностных конфликтов // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. М., 1989. С. 61-78.
  13. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1988.
  14. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию  мотивации и внутренних конфликтов // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 1. С. 107-117.
  15. Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000.
  16. Kluckhohn C. Valuss and Value Orientations in the Theory of Action                               (Toward a General Theory of Action) Eds. T. Рarsons, E. Shils. Cambridge, 1951. Р. 388-433.

Информация об авторах

Лысогорская Марина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии факультета коррекционной педагогики и специальной психологии СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: 212409@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5549
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 12