Воспитание духовности у молодежи в условиях различных российских менталитетов

Общая информация

Рубрика издания: Социальная психология личности в общественной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мукашева А.К. Воспитание духовности у молодежи в условиях различных российских менталитетов // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

В России всегда сосуществовали различные менталитеты. Менталитет – это исторически сложившееся долговременное умонастроение, единство (сплав) осознанных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении, присущее той или иной социальной группе (общности) и ее представителям [9. С. 56-57].

Согласно В.Е.Семенову, существуют следующие базовые менталитеты в России: православно-российский – имеет тысячелетние корни на Руси, активно возрождается с конца 80-х гг. и утверждает ценности Бога, Духа, заповедей Христовых, святости, совести, соборности;  коллективистско-социалистический – имеет корни в крестьянской общине, сформировался за три четверти века в СССР, провозглашает ценности коллективизма, вождизма, социальной справедливости, труда на благо общества и др.: индивидуально-капиталистический – корни уходят на Запад, сформировался в XIX в.; возрождается в наше время, выдвигает ценности индивидуализма, рационализма, личного успеха, прагматизма, денег как абсолютной универсалии; криминально-мафиозный – заместно проявился с конца 70-х гг ХХ в., опирается на вульгарный материализм и гедонизм, культ грубой силы и обмана, клановую иерархию, мифологию, ритуалистику.

Помимо указанных  четырех основных менталитетов можно назвать еще менталитеты неправославных конфессий  (прежде всего исламский), а также мозаично-конформистский псевдоменталитет (порождение массовой культуры и средств массовой информации, конгломерат «осколков» указанных менталитетов) [9].

Профессор В.Е.Семенов приходит к выводу, что достойное и самостоятельное будущее России обеспечит именно православно-народная идеология, вобравшая в себя элементы концепции социализма «с человеческим лицом» и «христианского социализма» С. Булгакова [9].

Сотрудники Института психологии РАН под руководством К.А. Абульхановой провели исследование российской ментальности [8]. Это фундаментальное исследование показало, что российская ментальность не однородна и дифференцируется на разные группы по психологическим критериям, а не по экономическим. В результате исследования выделены основные характеристики российского мента­литета: преобладание у людей морального сознания; необходимость личных, доверительных отношений; представления людей о себе, неразрывно связанные с представлениями об обществе; рост российского самосознания и др. [8. С.29].

О.Е. Серова вскрыла существенные черты российского менталитета, отличающие его от любого другого: соборность (или общинность) как стремление к нравственному единению; понимание любви в качестве вселенской созидающей силы и закона обычной жизни человека; поиск высших целей и смыслов существования; стремление к внутренней свободе и охрана достигнутой независимости; аполитичность; иерархичность сознания; признание истинности за обычаем и равнодушие к значимости буквы закона; немеркантильность; стремление к справедливости; недовольство собой, жертвенность; нравственность [10. С.160-161].

Исследования К.А. Абульхановой, В.Е. Семенова и О.К. Серовой проникнуты верой в возрождение России. Они свидетельствуют о том, что, несмотря на различия менталитетов, россияне сохраняют свои исконные ценности и психологические черты. Но возникает вопрос: насколько способны россияне противостоять напору отчужденной и конкурентной окружающей действительности? На этот вопрос авторы ответа не дают. Есть лишь уверенность и предположение, что православно-народная идеология обеспечит России достойное будущее.

Ценности святости, совести, соборности, коллективизма, социальной справедливости, труда на благо общества создавались веками и живы в народе. Основная масса людей не принимает индивидуалистско-капиталистический и криминально-мафиозный менталитеты. Но обыкновенные люди не знают, как им жить в обстановке экстремизма и терроризма; не знают, как противостоять откровенно криминальным действиям некоторых групп людей; не знают, как отстоять нравственность и духовность... В этих условиях необходима целенаправленная, кропотливая совместная деятельность работников образования и священнослужителей русской православной Церкви.

Как свидетельствует А. Рогозянский, нынче духовное содержание личности в большинстве случаев представляет собой «отдельные, выхваченные из общего контекста фрагменты обширного ребуса» [7. С.71]. В российском обществе действуют новые «законы», по которым люди разобщены, и каждый человек заботится прежде всего о собственном комфорте, глядя на мир «изнутри своего «я». Печально, но «жизнь абсолютного большинства обывателей уже целиком подчиняется этим законам» [7. С.71]. А. Рогозянский констатирует, что «прежние мотивы и чувства, которые связывали человека с другими, показывают себя в новых условиях все менее эффективными. Простачок, не ожидающий подвоха, и доверчиво ищущий искренних отношений, в нынешнем мире за самое короткое время соберет себе на голову такое количество неприятностей, что спасать его душу, впавшую в депрессию, придется уже не только психологическими, но, вполне вероятно, также и психиатрическими  методами», – пишет он  [7. С.71].

Ни педагоги, ни психологи, ни Церковь не в состоянии изменить экономические условия жизни людей. Но они могут влиять на личность, воспитывая в ней духовность как «высшее достижение человеческой души» [5. С. 185] . Духовность, как она понимается в святоотеческом учении, – это «бытие человека в Высшем, нетварном Святом Духе... Это, во-первых, представление об уникальности человека как носителя разума. Во-вторых, словом «духовность» выражается неисчерпаемость, богатство и красота внутреннего мира человеческой личности. В-третьих, и это самое главное, духовность означает степень преображенности человека Божественной благодатью» [5. С. 153].

Такой духовный опыт необходим всему человечеству. Но его надо тщательно исследовать, создавать на его основе учебные пособия, методические разработки и рекомендации. «Только через обращение к духовным ценностям, создаваемым нашими предками, возможно и будущее возрождение России» [5. С. 155]. В условиях, когда большинство людей живет недуховной жизнью, изучение святоотеческой литературы будет полезно для россиян, обладающих различными менталитетами. Святоотеческая литература - бездонный источник духовности.

Российские психологи воспринимают духовность в двух аспектах: 1) признание человеком наличия Тайны, Таинства, особой Силы, превышающей его возможности, но которая оказывает постоянное воздействие на его жизнь; 2) способность человека прочувствовать и осознать присутствие этой Тайны и скрытой Силы, «искры Божьей» внутри самого себя, возможность услышать зов этой Силы, принять твердое решение следовать Ее указаниям [3. С.45]. Вуз и Церковь призваны прежде всего предоставить молодежи широкий спектр естественно-научных, социальных, философских, религиозных, литературно-художественных, космологических, историософских и других знаний. Как известно, взаимодополняющие научные и религиозные знания выдающихся философов, ученых, естествоиспытателей, художников, поэтов и писателей вдохновляли их на создание шедевров, на великие научные открытия, всякий раз «осуществляя концептуальное примирение двух основных понятий: Проблемы и Тайны» [6. С. 33].

Органическая связь светской и христианской психологии отражена в словах А. Рогозянского: «Понимание психологических механизмов, движущих человеком, несомненно, необходимо и пастырю, и верующему, и учителю, и родителю» [7. С.72]. И если А. Рогозянский предлагает ввести обзорные лекции для прихожан по истории психологии, то мы полагаем, что в светских университетах необходимо ввести курсы «Религиозная психология» и «Христианская психология».

Литература

  1. Вопросы православной педагогики. М., 1992. Вып.1.
  2. Гараджа В.И. Религиоведение: пособие для студентов педагогических
    вузов. М., 1994.
  3. Консонанс. М. Фонд «Епифания», 1995.
  4. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Синапс. Рига,
    1991. №1. С.48-58.
  5. Невярович В. Терапия души. Воронеж, 1997.
  6. Ничипоров  Б.В.  Введение в  христианскую  психологию.  М., 1994. С. ЗЗ.
  7. Рогозянский А.  Психология и церковное душепопечение // Журнал
    Московской Патриархии. М. 2002.  № 6. С.66-72.
  8. Российский менталитет / Под ред. К. А. Абульхановой и др. М.,1997.
  9. Семенов   В.Е.   Типология   российских   менталитетов   и   имманентная идеология России // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. 1997. Вып. 4 (№ 27). С. 57-67.
  10. Серова      О.Е.      Актуальные      аспекты      наследия      отечественной
    психологической мысли и решение проблем практической психологии // Психология и практика: Ежегодник Российского   психологического общества. Ярославль. Т. 4, вып.1. С. 160-161.

Информация об авторах

Мукашева А.К., Владимир, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2486
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2