Особенности этнической идентификации современных подростков
Общая информация
Рубрика издания: Социальная психология личности в общественной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Лылина О.В. Особенности этнической идентификации современных подростков // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
Проблема идентичности, самоопределения является актуальной для большинства людей. Особое значение данная проблема приобретает в ситуациях нестабильности, социальных изменений, смены сложившихся ценностей. Данное описание характерно для современной России. Различные ученые отмечают рост национальной идентификации у населения. Результаты некоторых последних исследований свидетельствуют о доминировании национальных идентификаций над гражданскими («мы — россияне») и усилении в массовом сознании таких традиционных категорий, как история, земля, обычаи. В качестве констант самоопределения сохраняют свое значение язык и место рождения. А наиболее устойчивыми группами, за которые можно «зацепиться» в период слома социальной системы, оказались межпоколенные общности – семья и этнос.
Однако это явление характерно не только для России, а приобрело фактически массовый характер. Многие исследователи указывают на распространенное стремление народов сохранить свою самобытность, возрастание интереса к этническим корням. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.
Следует отметить, что этническая идентичность наиболее устойчива и значима для большинства людей, особенно в условиях общественного кризиса. Поэтому обращение именно к ней не случайно. Этническая принадлежность «задается» вместе с рождением, умением говорить на «родном» языке, культурным окружением, в которое человек попадает и которое, в свою очередь, «задает» общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. Для миллионов людей этническая идентичность - это само собой разумеющаяся данность, не подлежащая рефлексии, через которую они себя осознают и благодаря которой могут ответить сами себе «Кто я и с кем я?».
Осознание этнической принадлежности может строиться на основе различных характеристик. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать такие характеристики, как язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического окружения. Этнодифференцирующие признаки почти всегда отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духовной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, даже ложным.
В жизни современного общества можно обнаружить тенденции роста влияния сверстников на процесс формирования ценностно-нормативных ориентаций подростков и одновременного снижения влияния семьи. Но все-таки российские подростки, хотя и интенсифицируют связи со сверстниками, ориентируются, прежде всего, на нормы и ценности взрослых.
Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.
В стабильной ситуации этническая идентичность обычно не актуализирована, однако каждый человек соотносит себя обычно с какой-либо этнической общностью. Исходя из этой потребности в определенной психологической общности с другими людьми, вступая в различные отношения в обществе, человек осознает эти отношения как принадлежность к определенной общности. Один и тот же человек имеет профессиональное, возрастное, половое и т.п. самосознание, которое отражает различные стороны его участия в жизни общества. Сравнивая себя с другими членами общества по языку и культуре, человек или осознает свою общность с ними, или отличает себя от них.
Большинство исследователей утверждают, что процесс развития у ребенка этнической идентичности от диффузной до реализованной проходит в несколько этапов, а результатом этого процесса является формирование эмоционально-оценочного осознания принадлежности к этнической общности. Это осознание происходит в подростковом возрасте. Таким образом, в настоящее время уже существует целое поколение россиян, идентификационная структура которых формировалась в основном на фоне становления Российской Федерации как самостоятельного государства. Это предполагает складывание идентификационной модели на основе иных принципов, чем у старшего поколения, которое выросло в условиях необходимого принятия идеологии и ценностей «советского человека». То есть современная молодежь может иметь иные представления о своей культуре, этносе и его типичных представителях, которые будут отличаться от представлений старшего поколения россиян.
На основании обзора последних работ можно сделать вывод о том, что проблема этнической идентичности, этнического самосознания и этнических стереотипов чрезвычайно актуальна. На наш взгляд, малоизучены представления молодого поколения россиян о своей культуре и ее представителях, своих этнических корнях. В настоящее время встает вопрос об этнической толерантности, основой для которой служит позитивная этническая идентичность и позитивная групповая этническая самооценка. Поэтому исследования, посвященные проблемам этнической идентификации, представлениям населения о собственной этнической группе, в частности, у современных подростков, представляются нам актуальными в настоящее время и даже необходимыми.
В рамках данной проблематики нами было проведено исследование, направленное на изучение представлений современных подростков о собственном этносе и его типичных представителях.
В исследовании приняли участие 100 человек. Средний возраст испытуемых 15-16 лет. В качестве методов исследования использовались психологические методики, а именно тест личностных конструктов Келли и метод свободных описаний. Также использовались в качестве вспомогательных средств нестандартизированное интервью и наблюдение. Для обработки результатов эмпирического исследования применялись методы математико-статистического плана, в частности, критерий U Манна-Уитни. Использовалась процедура качественного анализа результатов (контент-анализ).
В данной статье мы остановимся на некоторых результатах исследования.
На основе результатов проведения теста личностных конструктов Келли были получены индивидуальные системы представлений подростков относительно изучаемой области. Помимо ТЛК использовался метод свободных описаний, на основе которого предполагалось соотнести стереотипные представления о типичном и современном русском, имеющиеся в сознании молодого поколения.
При сопоставлении результатов контент-анализа свободных описаний и кластерного анализа было обнаружено, что понятие «типичный русский» пересекается в сознании современных подростков с понятиями «современный русский», «россиянин». Подростки идентифицируют себя с этими категориями, о чем может свидетельствовать тесная связь между этими категориями и «Я». Следовательно, можно говорить об этнической и гражданской идентификации подростков.
Далее мы остановимся на более подробном описании и анализе этих категорий. Можно выделить следующие, наиболее часто упоминаемые, категории в описании «типичного русского»: социально-демографические характеристики, общий стиль поведения, социальные характеристики, внешность, интегральные характеристики («русская ментальность»), отношение к труду, отношение к людям и качества ума.
В целом, в описаниях преобладают положительные характеристики. Так, среди личностных черт наиболее часто упоминались качества, отражающие общий стиль поведения (38% испытуемых): подростки описывали «типичного русского» как доброго (16%), простого (12%), честного (12%). Часто (34,5% респондентов) упоминались качества, которые мы отнесли к категории интегральные характеристики («русская ментальность»). По мнению подростков, для «типичного русского» характерно: широта души (28%), духовность (12%), противоречивость личности (8%). Среди черт, отражающих отношение к людям (30% респондентов), чаще всего встречались следующие характеристики: добродушие, доброжелательность (20%), отзывчивость (16%), взаимопомощь и взаимовыручка (12%), душевность, сердечность (8%). Достаточно много испытуемых оценивают «типичного русского» как умного (16%), смекалистого (8%). Следует отметить, что в описаниях указывались наряду с позитивными и негативные черты. Например, среди черт, отражающих социально-демографические характеристики, чаще всего встречались: высказывания, касающиеся материального положения «типичного русского» (25% подростков). Испытуемые, как правило, описывали его как «материально необеспеченного», «бедного». Но следует заметить, что чаще данные характеристики давались испытуемыми обычной школы (44% из 25 человек), где, по мнению учителей данной школы, учатся дети в основном из малообеспеченных семей. Поэтому, скорее всего, высокий средний процент упоминания данной характеристики связан не с ее стереотипностью, а с ее актуальностью для одной из групп испытуемых. Вторая по частоте появления в этой категории характеристика отражает «общность проживания», «общность рождения» (22%). Этот результат не случаен, т.к. данные признаки большинство исследователей относят к числу основных и наиболее простых этнодифференцирующих признаков.
Среди черт, отражающих отношение к труду, также присутствуют как положительные, так и отрицательные характеристики. Так, 30% подростков называют «типичного русского» трудолюбивым и работящим, а 12% отмечают лень как одну из характеристик. Еще одна часто отмечаемая негативная социальная характеристика – пьянство, злоупотребление алкоголем. Ее отмечают 30% подростков.
Описания внешности «типичного русского» довольно разнообразны. Но наиболее часто респонденты упоминают светлые волосы (10%) и светлые глаза (8%).
Можно перечислить ряд характеристик, принадлежащих различным категориям, но получившим высокий процент. Знание традиций отмечают 14% испытуемых, использование нецензурной лексики 10%, 16% характеризуют «типичного русского» как веселого человека.
Таким образом, мы можем составить обобщенный портрет «типичного русского»: это добрый, доброжелательный, отзывчивый, умный, готовый прийти на помощь, духовный человек, с широкой душой, работящий, придерживающийся традиций и проживающий в России. Вместе с тем он может быть ленивым, малообеспеченным и злоупотреблять спиртными напитками. Такой портрет согласуется с описанием «русского народа», полученным в результате исследования московских подростков, проведенного В.К. Мальковой, Л.В. Остапенко и И.А. Субботиной. Так, московские подростки видят и отмечают как национальную особенность такие негативные черты современного русского народа, как пьянство, утраченный дух патриотизма, лживость, лень и др. Однако позитивные характеристики своего народа содержатся в представлениях московских подростков значительно чаще, чем негативные (около 60%). Среди них были названы такие личностные качества, как душевность, простота, открытая душа, честность, мягкий склад характера, внешняя красота, юмор, сила воли, порядочность, трудолюбие, «нежадность», веселость, простодушие, храбрость, ум, скромность, открытость, терпеливость, гениальность, а также гостеприимство, отзывчивость, заботливость, дружелюбие, патриотизм. Следовательно, здесь можно зафиксировать в целом позитивную групповую этническую самооценку, что в определенной степени является основой для этнической толерантности.
Далее рассмотрим портрет «современного русского», в нашем понимании эта категория близка понятию «россиянин». Можно отметить преобладание следующих категорий в описаниях «современного русского»: социально-демографические характеристики, культура поведения, внешность, интегральные характеристики («русская ментальность»), качества ума, социальные характеристики, отношение к людям. Портрет «современного русского» содержит позитивные и негативные черты и значительно отличается от портрета «типичного русского». Так, например, в числе интегральных характеристик 12% респондентов выделяют примат материальных ценностей над духовными, тогда как в портрете «типичного русского» подчеркивали широту души и духовность.
Среди личностных черт часто упоминались качества, отражающие уровень культуры. Видимо, для испытуемых эта характеристика является наиболее показательной для определения современного русского человека. На образованность указывают 16% опрошенных, тогда как на низкий уровень образования – 12%. Также 20% подростков оценивают «современного русского» как продвинутого, идущего в ногу со временем; компьютеризированного 12%. Целеустремленность, относящаяся к категории волевых качеств, также довольно часто упоминалась (9%).
Разделились мнения испытуемых в отношении категории «качества ума». Из 25% упоминаний умственных качеств 16% высказываний относятся к негативным. Непосредственно на глупость указывают 12% респондентов. Некоторые респонденты говорят даже о деградации поколения.
Среди черт, отражающих отношение к людям (23%), негативный характер носят 16%, среди них присутствуют такие характеристики, как злой, грубый, наглый и д.р.
Среди социальных характеристик наиболее часто упоминается злоупотребление алкоголем (15%).
Довольно много характеристик, касающихся описаний внешности и определяющих статус человека (30%). Так, испытуемые часто отмечают красивую, модную одежду (18%). Указывают на наличие машины, сотового телефона и т.п.
Наконец, одна из наиболее часто встречаемых характеристик отражает уровень материального благосостояния. Причем в основном отмечают высокий уровень (33%) и значительно реже низкий (8%).
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представления о «типичном русском» и «современном русском» сильно различаются между собой. Представление о «современном русском» у подростков смешивается с понятием «новый русский». Так, во время написания портретов учащиеся интересовались, что означает понятие «современный русский», следует ли его понимать как «новый русский» или как «наш современник». Такое смешение понятий также выражалось в том, что некоторые респонденты пытались одновременно писать два портрета. Подобный результат был интересен, т.к. мы вкладывали несколько иной смысл в понятие «современный» и давали его для сравнения и соотнесения с типичным представителем этноса. Тем не менее, это свидетельствует о преимуществе метода свободных описаний, т.к. испытуемые не были ограничены навязанным набором качеств. В целом, «современного русского» можно описать как человека обеспеченного, достаточно образованного, следящего за своей внешностью, идущего в ногу со временем, но не обязательно умного. Для него могут быть характерны плохие отношения с окружающими и приоритет материальных ценностей. Как и для «типичного русского», характерно злоупотребление алкоголем.
При проведении исследования мы столкнулись с тем, что часть подростков не имеет четкого представления о собирательном образе русского народа и испытывает сложности при его описании. Причинами этого явления могут быть и отсутствие межкультурного опыта, который способствует формированию более определенного представления о своей этнической группе, слабое знание русской культуры и психологии, возможно, и неактуальность для них этнических аспектов жизни вообще.
Подводя итог, можно сказать, что в описании «типичного русского» преобладают положительные характеристики, хотя присутствуют и некоторые отрицательные черты. Образ «современного русского» оказался двояким, так как подростки смешивают его с понятием «новый русский». В результате чего данный образ наполняется не только позитивными, но и негативными чертами, которые относятся в большей степени к «новому русскому». В целом, мы можем зафиксировать позитивную групповую этническую самооценку, что в определенной степени является основой для этнической толерантности.
Литература
- Андреева Г.М. К проблеме психологии социального познания // Мир психологии. 1999. № 3. С. 15-23.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143.
- Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2, №1.
- Данилова Е. Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // www.i-u.ru
- Даровских О.В. Феномен этнического самосознания молодежи. // http://e-lib.gasu.ru/SocPr/2002/sp13.shtml
- Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1. С. 3-13.
- Карыбаева М. Этническая идентичность в условиях социальных трансформаций // Этнический мир. № 2. 1998. С. 22-27.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. М., 1999.
- Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности. // Психол. журн. 1996. Т.17, № 4. С.45-61.
- Малькова В.К., Остапенко Л.В., Субботина И.А. Москва многонациональная конфликт или согласие? // http://www.iea.ras.ru/Russian/publications/applied/ 111..html
- Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998.
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.,1999.
- Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8341
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 13