В октябре 2017 года в Москве в стенах Высшей школы экономики прошла I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспектива». Программа конференции была насыщенной и интересной, представители многих университетов со всех регионов Российской Федерации и стран СНГ приехали поделиться своим опытом, обсудить актуальные трудности и проблемы развития психологических служб системы высшего профессионального образования. Самые интересные материалы прошедшей конференции представлены в сборнике.
Важно отметить, что, несмотря на то, что психологические службы в университетах современной России появились почти 20 лет назад, на сегодняшний момент нет четких представлений об основных задачах и принципах деятельности, нет регламентирующих и нормативных документов, регулирующих функционирование таких служб, нет профессионального стандарта психолога высшей школы. Такая ситуация предоставляет максимальную свободу психологам и психологическим службам в определении приоритетных направлений своей деятельности, выборе форм, методов, принципов организации психологической помощи и психологического сопровождения студенческой молодежи, что позволяет в творческом поиске искать и находить оригинальные решения многих сложных ситуаций и проблем. Нам кажется, что необходимо максимально бережно аккумулировать опыт, уникальные решения, программы и подходы, разработанные в разных университетах. Именно это стремление стало основой для отбора статей в представляемый сборник.
Одновременно с этим хочется подчеркнуть тот факт, что отсутствие четких ориентиров и регламентаций в нашей области имеют и иные следствия: спутанность профессиональной позиции психолога, размытость задач, многозначность трактовки профессиональных принципов, включая основные этические положения деятельности психолога. В сборник включены некоторые статьи, в которых изложен опыт оказания психологической помощи студентам в вузах, относительно которого у рецензентов и редакционной коллегии сборника есть сомнения. Прежде всего, это те случаи, когда легитимизуются, признаются допустимыми двойные отношения психолога со студентами, где психолог может одновременно быть преподавателем и проводить психологические консультации для студентов. Это случаи, когда не соблюдаются, нарушаются основные принципы оказания психологическойпомощи: добровольность, анонимность, конфиденциальность. Обсуждая наши сомнения, мы пришли к решению опубликовать эти статьи, для того, чтобы дать возможность специалистам и читателям ознакомиться с этим опытом, привлечь внимание профессиональной общественности к дискуссии по вопросам принципов профессиональной деятельности психолога, ее этических рамок. Чтобы мы все смогли почувствовать необходимость и ценность профессионального сообщества и наличия площадок для обсуждения важных для нашего профессионального бытия вопросов.
Ирина Вилориевна Макарова
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России,
директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ