Психология и право
2018. Том 8. № 4. С. 219–235
doi:10.17759/psylaw.2018080419
ISSN: 2222-5196 (online)
Психологическая подготовка: уроки и перспективы в контексте профессионально-личностного развития специалиста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая подготовка, устойчивость, профессионально-личностное развитие, сенсомоторная сфера, психофизический тренинг
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080419
Для цитаты: Кубышко В.Л., Крук В.М., Федотов А.Ю. Психологическая подготовка: уроки и перспективы в контексте профессионально-личностного развития специалиста [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 219–235. DOI: 10.17759/psylaw.2018080419
Полный текст
Актуальность проблемы
Последние годы свидетельствуют об усилиях психологов
силовых
структур России в осмыслении теории и практики психологической подготовки
специалистов [8; 16; 26]. На важность этой проблемы для сотрудников органов
внутренних дел указывают уроки истории полиции Российской империи [11]. Один из
них заключаются в том, что она не смогла противостоять деструктивным силам и
выполнить возложенные на нее задачи сохранения правопорядка в стране [1].
Вопросы психологической подготовки регулярно рассматриваются в научной и учебной литературе [13; 17; 18], на конференциях [2; 15] и т.д. Опыт участия в связанных с этим мероприятиях побуждает обратить внимание заинтересованных лиц на две группы вопросов.
Первая связана с необходимостью переосмысления базовых представлений о ней и месте психологов в ее реализации[1]. В большинстве случаев ее описания пространны и тавтологичны, а участие психологов в ней, подразумеваемое сущностью исходного понятия, весьма неопределенное. В одних работах излагаются ее виды, вариации названий, пожелания того, чему она должна способствовать и заверения в чудодейственности какого-либо психологического тренинга [13, с. 55-91]. В других она рассматривается как готовность, основой которой является психологическая подготовленность, складывающаяся из профессионально-психологической ориентированности и чувствительности, подготовленности по психологическим аспектам эффективности… [17, с. 5-6] и т.д. И таких примеров немало. Подобные проблемы справедливо ставятся ветеранами практической психологии [9].
Вторая обусловлена перспективностью разработки проблематики психологической подготовки на иных апробированных подходах. Одним из них является профессионально-личностное развитие специалиста.
Постановка этих вопросов актуальна также по характеристикам внешнего критерия, результатам экспертных оценок современного понимания и состояния рассматриваемой проблемы [12; 15].
История и результаты разработки проблемы
Психологическая подготовка как научно-практическая проблема в отечественных психологических исследованиях впервые поставлена в психологии спорта, а затем в других ее отраслях во второй половине XX в. Сначала она определялась комплексным педагогическим процессом развития волевых качеств спортсмена, позволяющих ему до конца бороться за лучший результат несмотря неожиданности и случайности (А.А. Лалаян, 1956) [24, с 100]. Позже речь пошла о формировании готовности преодолевать любые трудности в борьбе за результат (Г.М. Гагаева, 1960) [Там же, с. 100-101]. Именно эта идея была подхвачена в силовых структурах.
В.В. Сысоев указывает на неоднократное смещение акцентов в этой проблеме, в т.ч. на: эмоционально-волевой самоконтроль поведения и деятельности; формирование волевых свойств и ответственности перед обществом (1960-е гг.); развитие конкретных психических функций; формирование определенного психологического состояния (1970-е гг.); выявление и преодоление затруднений в достижении результата за счет формирования психологической готовности, устойчивости, надежности (1980-е гг.) [Там же].
По данным Н.П. Балыкова, за 1960-1987 гг. только в Минобороны страны по этой проблематике опубликовано более 500 статей, защищено 8 докторских и 20 кандидатских диссертаций, издано 30 монографий, около 40 учебных пособий, десятки брошюр и статей в специальных сборниках[2] [20, с. 7]. Были соответствующие разработки и в других силовых структурах, в частности, в МВД России[3] [6; 23; 28].
Развиваемый в них личностно-социально-деятельностный подход целенаправлялся на повышение результатов профессиональной деятельности. Этим была пропитана атмосфера сообщества профессионально-практических психологов. Таково содержание работ наставников (Г.Д. Луков, 1960; М.И. Дьяченко, 1966, 1974; Н.Ф. Феденко, 1964, А.И. Китов, 1979, А.М. Столяренко, 1983 и др.).
Наказом потомкам стала заключительная (при СССР) конференция, посвященная путям повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки. В двух сборниках ее материалов представлены наработки авторитетных психологов, по-разному расставлявших акценты в ее понимании [20; 21]. Одни подчеркивали, что она призвана быть направленной на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности и осуществляться на всех занятиях за счет приближения условий обучения к реальным условиям последней и выделения мотивационного, познавательного, сигнального и моторного компонентов в психологической модели такой подготовки (В.И. Варваров) [20, с. 36]. Другие определяли ее системой целенаправленных воздействий на специалистов с целью формирования у них готовности и устойчивости к успешному началу и последующему выполнению профессиональных действий за счет закрепления и активизации профессионально важных качеств, накопления представлений об условиях выполнения задач, приобретения опыта успешных действий в экстремальных условиях (П.А. Корчемный) [Там же, с. 42]. Третьи характеризовали ее целенаправленным, организованным процессом формирования таких характеристик психики, которые обеспечивают высокую надежность действий специалистов в соответствии с их морально-политическими и профессиональными устремлениями и задачами (В.П. Каширин) [21, с. 38] и т.д. При некоторых терминологических различиях в определении ее сущности, содержания, путей реализации и т.д. практически все вели речь как бы об одном и том же. Однако Н.Ф. Феденко, видный теоретик военной психологии в 1960-1990-е гг., констатировал разноуровневое понимание проблемы в документах, публикациях и на практике и сформулировал ряд предостережений (табл. 1).
Таблица 1.
Уровни толкования психологической подготовки к концу XX века (по Н.Ф. Феденко, 1989)
№ п/п |
Вариация исходного понятия |
Значение |
1. |
Морально-политическая и психологическая подготовка |
Общее обозначение содержания и направленности воспитательной работы на все стороны личности по ее значимости |
2. |
Морально-психологическая подготовка |
Работа по формированию ориентации специалиста на определенные действия и отношение к ним, выходящая за рамки собственно психологической подготовки и включающая этический аспект |
3. |
Психологическая подготовка в специальном смысле слова |
Включает только ее некоторые составляющие – эмоционально-волевую подготовленность, тренировку психических функций |
4. |
Психологическая подготовка |
Как тождественная всей подготовке специалиста на основании того, что она направлена на психику специалиста |
5. |
Психологическая подготовка в широком смысле слова |
Применяется не психологами как краткая форма вооружения специалиста знаниями психологии |
Данные таблицы 1 и анализа упоминавшихся современных источников свидетельствуют, что история повторяется.
Н.Ф. Феденко тогда отметил, что все эти подходы имеют право на существование, но выражают разные направления работы с личным составом, в связи с чем необходимо: а) добиваться их точного употребления, особенно в научно-исследовательской деятельности и в документах; б) проявлять психологам в этом отношении строгость; в) создать эталонное содержание термина, которое бы отражало его специфику, неповторимость, несводимость к другим. По его мнению, в собственном смысле слова она «выступает как относительно самостоятельный, отличный от других процесс формирования психологической устойчивости к опасности, готовности к действию, стремления к противоборству». Она призвана осуществляться в процессе профессиональной подготовки специалиста, а также путем некоторых специальных упражнений, тренажей, занятий и т.д. [Там же, с. 5-6].
Не снижать внимания к этой проблематике напутствовали в1990-е гг., участники первых постсоветских конференций силовых структур [7; 14]. Прошли десятилетия. Наработки и усилия предшественников не пропали даром, но предостережения не приняты в расчет [3; 19; 22].
А главное состоит в том, что существующие так называемые специализированные подходы нередко или не приносят ожидаемого результата, или для других малоприменимы на практике.
Так было и прежде. Современные исследователи и популяризаторы этой проблематики, обращающиеся к материалам прошлых лет, в них этого по понятным причинам не находят. Однако именно такими были тогда оценки на самом ответственном и авторитетном уровне.
Для понимания причин этого важно иметь в виду, что практических психологов в период постановки и активного исследования проблем психологической подготовки в силовых структурах не было. Так называемую прикладную проблематику разрабатывали немногочисленные преподаватели-психологи в составе разнопрофильных кафедр, а также психологи – сотрудники специализированных групп и лабораторий. Почти все они имели военное образование и определенный опыт службы на должностях командиров, начальников, политработников, инженеров и т.д. Соответственно их вариативные взгляды сводились к основанному на личном служебном опыте анализу проблем своего уровня понимания в выполнении задач профессиональной деятельности и обоснованию путей их уменьшения или (и) устранения за счет наращивания доступных усилий, описываемых уже с позиции их психологического осмысления, а также обоснованию важности учета полномочными должностными лицами в профессиональной подготовке специалистов психологических знаний, освоения и применения доступных психотехнологий.
Сегодня эти подходы могут быть отнесены к моделям психологической подготовки первого порядка или здравого смысла, основанным на личном локальном профессиональном опыте организаторов и степени его психологического осмысления, а также реализованным ими в исследованиях в пределах своих служебных полномочий и за счет определенных сверхусилий вовлеченных в это лиц. Масштабного и долгосрочного воплощения этих идей тогда не получилось ни в теории, ни в нормативных документах, ни на практике. В числе причин этого, среди прочего, в то время констатировалось отсутствие: заметного углубления и расширения фронта исследований проблем психологической подготовки; потребности практики в них; заниженный уровень их осознания потребителем и т.д. [20, с. 6; 21, с. 9-10].
В XXI в. по рассматриваемой проблематике в прямой постановке выполнено две отечественные докторские диссертации по психологическим наукам, из них одна связана с силовыми структурами (В.Н. Смирнов, 2004). За 2014-2018 гг. защищена одна кандидатская диссертация по психологии (А.Б.-Ц. Дишинимаева, 2015). Однако на практике ситуация изменилась и сегодня организация психологической подготовки все шире вменяется практическим психологам к исполнению. Результаты этого нередко оставляют желать лучшего. Причин этому много и это тема отдельного рассмотрения.
Перспективы совершенствования психологической подготовки на основе профессионально-личностного развития специалиста
Под психологической подготовкой в данном подходе, относимом к ее моделям второго порядка, понимается комплекс мероприятий по целенаправленному привнесению соответствующего конечным целям оперативно-служебной деятельности, профессионального обучения сотрудников, их профессиональной служебной и физической подготовке психологического содержания, а также внедрение в них апробированныхпсихологических технологий, позволяющих повысить результативность выполнения задач по предназначению.
Готовы ли к этому практические психологи? На уровне здравого смысла – да. И это уместнее определять рекомендациями по наращиванию общей психологической подготовки. А дальше за редким исключением – нет, по ряду понятных причин, в т.ч. их квалификации, статуса, возложенных задач и др. Эти проблемы носят комплексный характер, понимаются многими и для их решения предпринимаются определенные меры [12].
Могут ли практические психологи «пойти дальше»? Да. Для этого целесообразно с них и начать, выделив в их составе или введя в него тех, кто будет (готов) этим более основательно заниматься. Им кроме мотивации и других общеизвестных атрибутов целесообразно:
а) иметь соответствующую подготовку и опыт выполнения задач конкретной профессиональной деятельности;
б) иметь достаточное психологическое образование, позволяющее осмыслить с его позиций служебные знания и опыт;
в) владеть стандартизированным инструментом анализа первого через призму второго на предмет выявления разнополярных рассогласований и выработки аргументированных предложений по их учету;
г) иметь возможность участвовать в мероприятиях профессионально-психологического отбора, профессиональной подготовки специалистов и выполнения ими задач или (и) доступ к их анализу для целостного понимания того, что из трудностей выполнения задач обусловлено ригидными качествами и требует коррекции системы отбора (подбора), а что детерминировано пластичными качествами и может быть скорректировано иными средствами;
д) иметь возможность оперативного обмена информацией между собой и научно-методическими подразделениями психологической работы и др.
Предлагаемый подход «тянет за собой» понятный шлейф проблем, требующих решений. Однако представляется, что только так может быть пройден «Рубикон» в понимании и организации психологической подготовки к современным практико-ориентированным подходам.
Один из них основан на системно-ситуативном анализе (не путать с кейс-методом, ситуационизмом и др.), но не ограничен им. Он реализуется на межведомственной основе в инициативном порядке с 1990-х гг. в конструкте профессионально-личностного развития специалиста, относящемся к модели психологической подготовки второго порядка [25; 26; 27].
Он основан на нескольких теоретико-методологических конструктах.
1. Распространенной в силовых структурах психологической теории личности специалиста (рис. 1).
Рис. 1. Психологическая структура личности специалиста силовых структур и базовые подструктуры, на которые направлена его психологическая подготовка
Как видно на рисунке 1, подструктуры личности специалиста, на которые направлена психологическая подготовка, соотнесены с его базовыми элементами структуры личности.
2. Разработанном в силовых структурах системно-ситуативном подходе, реализация которого предполагает непрерывность исследования выполнения задач оперативно-служебной деятельности определенным инструментом с целью выявления проблем и их минимизации за счет уточнения задач, инструментария и т.д. профессионального психологического отбора и профессиональной подготовки [10; 25; 26] (рис. 2).
Рис. 2. Непрерывный цикл реализации системно-ситуативного подхода в психологической подготовке
Представленный на рисунке 2 психологический механизм реализации психологической подготовки специалиста является одним из базовых в рассматриваемом подходе. Это обусловлено тем, что совершенствующиеся задачи оперативно-служебной деятельности, формы, средства, методы и т.д. их выполнения, уровень готовности и устойчивости специалиста и проч. (и проблемы в этом) требуют оперативного и адекватного реагирования в т.ч. в системе психологической подготовки.
3. Структура сознания В.П. Зинченко в рамках деятельностного подхода и концепция «живого движения» как первичной ячейки, базиса развития психологической структуры личности по Н.А. Бернштейну [4; 5] (рис. 3) и др.
Рис.3. Структура сознания В.П. Зинченко на основе подхода А.Н. Леонтьева и концепции «живого движения» Н.А. Бернштейна
В соответствии с представленными на рисунках 1-3 конструктах, рассматриваемая модель психологической подготовки определена как процесс непрерывного профессионально-личностного развития специалиста, направленного на достижение ранее недоступной эффективности и надежности решения профессиональных задач за счет количественно-качественных и структурных психофизических изменений в его личности.
Для того, чтобы включенному в этот процесс практическому психологу понимать, как психологически осмысленно совершенствовать существующую систему подготовки специалиста, необходимо принять за аксиому идею о том, что и он, и соответствующие специалисты силовых структур должны быть непрерывно развивающимися профессионалами исходя из запросов практики, а также учета своих личностных особенностей и ресурсов [10, 26].
При этом первоначально акцент делается на трудностях (классифицируемых на срывы, ошибки, затруднения) для последующего психологического анализа их причин по элементам структуры ситуации (задача-условия-субъект, рис. 4).
Рис. 4. Структурно-содержательная теоретическая модель системно-ситуативного анализа деятельности специалиста
Ядром подхода является комплексная система развития универсальной профессионально-ориентированной сенсомоторной базы в рамках освоения разделов и дисциплин профессиональной подготовки (рис. 5).
Рис. 5. Структурно-содержательная теоретическая модель профессионально-личностного развития специалиста
Как видно на рисунке 5, реализация рассматриваемой модели начинается с целенаправленного развития инвариантной профессионально-ориентированной сенсомоторной сферы. На определенном этапе этот процесс реализуется уже самостоятельно и выступает условием совершенствования когнитивной, эмоциональной и волевой сфер на основе целенаправленного конструирования профессиональных образов в определенной последовательности. В свою очередь, способность к осознанному конструированию образов обуславливает формирование оптимальных для профессиональной деятельности психических состояний. На их основе в процессе погружения в ситуации выполнения реальных и моделируемых задач и условий формируются требуемые качества профессионала соответствующих уровней (рис. 6).
Рис. 6. Структурно-блочная теоретическая модель профессионально-личностного развития специалиста
Как видно на рисунке 6, психологическая подготовка в рассматриваемом конструкте представляет замкнутый контур непрерывного системно-ситуативного изучения запросов практики и их отработки психологически осмысленными средствами и технологиями с апробацией полученных результатов и т.д. Ее задачи реализуются в рамках плановых занятий профессиональной служебной и физической подготовки, специализированных разделов, тем и др., ситуативных тренингов и моделирования стрессовых факторов последовательно-параллельным методом.
Таким образом, психологическая подготовка с участием психологов нуждается в уточнении базовых положений и обоснования перспективных моделей ее реализации. Одной из них может быть профессионально-личностное развитие специалиста.
[1] Здесь и далее курсивом выделено авторами.
[2] Среди них диссертации по психологическим наукам Юсова В.Т. Психологическая подготовка личного состава как один из факторов предотвращения летных происшествий (канд. пед. наук по психол.), 1967; Волкова Л.И. Психологическая подготовка воинов-танкистов к форсированию рек под водой (канд психол. наук), 1971; Варварова В.И. Психологическая подготовка офицеров дежурных сил смен командных пунктов частей ракетных войск к несению боевого дежурства (канд. психол. наук), 1971; Корниенко Н.В. Психологическая подготовка личного состава к борьбе за живучесть корабля (канд. психол. наук), 1978; Шикун А.Ф. Проблемы психологической подготовки командных кадров войск ПВО (д-ра психол. наук), 1984.
В последующие годы исследования продолжили: Индюченко А.Д. Психологическая подготовка воинов-танкистов к активным боевым действиям (канд. психол. наук), 1988; Сысоев В.В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника (д-ра. психол. наук), 1989; Корчемный П.А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к ведению активных боевых действий в условиях современной войны (д-ра психол. наук), 1990; Радюкин Е.Е. Психологическая подготовка будущего офицера инженера-строителя к профессиональной деятельности в особых условиях (канд. психол. наук), 1993 и др.
[3] Среди них диссертации по психологическим наукам Зайцева В.В. Психологическая подготовка курсантов высших военных командных училищ МВД СССР к деятельности командира взвода во внутренних войсках (канд. психол. наук), 1990; Лури В.С. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США (канд. психол. наук), 1991; Сапарина О.Е. Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел и пути ее совершенствования (канд. психол. наук), 1990; Смирнова В.Н. Использование нетрадиционных психотехник в профессионально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях (на основе методик чань, дзэн-буддизма) (канд. психол. наук), 1999.
Литература
- Абдрахманов А.И. Трагедия полиции в феврале 1917-го // Служу Закону. 2018. № 2 (54). С. 8-9.
- Аппаратные средства в психологической подготовке: Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур / под ред. А.Г. Караяни, С.И. Данилова. – М.: ВУ, Школа современных психотехнологий, 2018.164 с.
- Ахметов Р.С. Психологическая подготовка сотрудников ОВД // Эпоха науки. 2016. № 5. С. 3-6.
- Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Ф и С, 1991. 287 с.
- Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. – М.: МГУ, 1982. – 208 с.
- Горлинский И.В., Постоев Б.П., Скобелев И.В. Опыт проведения психологической подготовки с младшим начальствующим составом. М: Академия МВД России, 1986. 58 с.
- Гуманизация взаимоотношений военнослужащих: разрешение конфликтов и психотерапия. Тезисы выступлений на Международной научно-практической конференции «Социальные аспекты военной реформы», 23-25 мая 1994 года, г. Москва. М.: ВУ 1995. 56 с.
- Дъячук И.А., О.Я. Безушко, Ю.Г. Жариков и др. Методические рекомендации по организации психологической подготовки личного состава. М.: ГУРЛС ВС РФ, Психологическая служба ВС РФ, 2016. 59 с.
- Захаров А.В., Хозиев Б.И. Психологическая подготовка войск: история, теория, практика // Военный академический журнал. 2016. № 2 (10). С. 138-150.
- Крук В.М., Кубышко В.Л. К обучению системно-ситуативному анализу понимания роли полиции в истории отечества // Психология обучения. 2017, № 8. С. 119-136.
- Кубышко В.Л. Психология истории российской полиции: уроки и вызовы // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2018). Материалы международной научно-практической конференции 29 марта 2018 г. / под ред. Ю.А. Шаранова, В.А. Шаповала. – СПб: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2018. Электрон. опт. диск. С. 15-20.
- Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. 2017. № 4 (28). С. 95-103.
- Марьин М.И., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. 157 с.
- Материалы третьей научной конференции по советской военной психологии (2 февраля 1990). М.: ВПА, 1991. 136 с.
- Научно-практическая конференция «Основные направления совершенствования психологической подготовки войск (сил). URL. https://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2018/03/blog-post.html (дата обращения 30.3.2018).
- Полковник Игорь Дьячук о «Школе военных психологов-2016»; полковник Вадим Савич о «Школе военных психологов-2016»; Школа ВП. Функциональная проба – 20 приседаний за 30 секунд; Доверься мне. Тренинг доверия и сплочения подразделения; Поза (проба) Ромберга. Экспресс-оценка состояния ЦНС. URL: https://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2016/10/2016_6.html (дата обращения 30.11.17).
- Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях [Электронное издание]: курс лекций /сост. А.В. Гирин. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. – 210 с.
- Психологическая подготовка сотрудников полиции: учебное пособие. – М.: ДГСК МВД России, 2016. – 64 с.
- Психологическая подготовка. URL. http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=14728%40morfDictionary (дата обращения 12.02.2018).
- Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части (тезисы докладов и научных сообщений). – М.: ВПА, 1987. – 56 с.
- Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. Материалы научно-практической конференции 1987 г. – М.: ВПА, 1989. – 195 с.
- Семчук И. Психологические аспекты формирования профессиональных качеств сотрудника ОВД // Профессионал. 2013. № 6. С. 33-38.
- Смирнов В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. Автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М.: Академия управления МВД России, 2004. – 38 с.
- Сысоев В.В., Овсяник О.А. К вопросу о психологической подготовке специалиста к профессиональной деятельности // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. 2015. № 3. С. 99-111.
- Федотов А.Ю. Принципы и основные технологии психологического обеспечения профессиональной надежности сотрудников силовых структур // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2017. № 3. С. 216-219.
- Федотов А.Ю. Современные подходы к профессиональной и психологической подготовке сотрудников ОВД к действиям в особых условиях //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1 (56). С. 107-113.
- Федотов А.Ю., Медведев И.Н. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел и их преодоление. 2-е изд. М.: ДГСК МВД России, 2014. 120 с.
- Юстицкий В.В. Психологическая подготовка работников уголовного розыска. М.: МВГИ МВД России, 1982. 93 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2840
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 676
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3