Хломов К.Д. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, начальник психологической службы, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154 e-mail: khlomov-kd@universitas.ru
Давыдов Д.Г. кандидат психологических наук, руководитель Лаборатории проблем социализации в подростковом возрасте, Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, Москва, Россия e-mail: DavydovDG@edu.mos.ru
Бочавер А.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602 e-mail: a-bochaver@yandex.ru
Агрессивное поведение в интернет-пространстве становится все более распространенным среди подростков в России и за рубежом. Кибербуллинг — один из наиболее новых и опасных с точки зрения последствий риск, с которыми сталкиваются современные подростки. В статье анализируется опыт встреч российских подростков с эпизодами травли в интернете в роли агрессора, жертвы или свидетеля: частота таких встреч, эмоциональные и поведенческие реакции на них, возрастные и гендерные различия, моральная оценка. Это исследование дает возможность разрабатывать меры пресечения и профилактики кибербуллинга в рамках психолого-педагогической работы с опорой на эмпирические данные, собранные на русскоязычной выборке, что чрезвычайно важно для эффективности разрабатываемых программ. Обсуждаются перспективы прикладной работы в сфере интернет-безопасности подростков, в частности, повышения их информированности и формирования у них ответственной пользовательской позиции, а также психотерапевтическая работа с подростками в контексте проблемы кибербуллинга.
Финансирование. Исследование проведено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-00941.
Ссылка для цитирования
Подкаст
Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских
подростков
Литература
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект
исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
2013. Т. 10. № 3. С. 149—159.
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в
пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы
экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 178—191.
Кон И.С. Социологическая психология. М., Воронеж,
1999. С. 173—175.
Неравенства в период взросления: гендерные и
социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и
подростков [Электронный ресурс] // Поведение детей школьного возраста в
отношении здоровья (HBSC): Международный отчет по результатам исследования
2013/2014 гг. Политика здравоохранения в отношении детей и подростков. № 7.
Всемирная организация здравоохранения, 2016. URL:
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/331711/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report-ru.pdf
(Дата обращения: 22.05.2019)
Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова
Е.Ю.. Цифровая компетентность подростков и родителей результаты
всероссийского исследования [Электронный ресурс]. М., Фонд Развития Интернет,
2013. 144 с. URL:
http://detionline.com/assets/files/research/DigitalLiteracy.pdf (Дата
обращения: 22.05.2019)
Федунина Н.Ю. Представления о триаде
«Преследователь — жертва — наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной
литературе [Электронный ресурс] // Психологические исследования, 2015.
Вып. 8. №41. С. 11. URL:
http://psystudy.ru/num/2015v8n41/1143-fedunina41 (Дата обращения:
22.05.2019)
Anderson M. Key trends shaping technology in 2017.
Pew Research Center Report. Dec 28, 2017. URL:
http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/12/28/key-trends-shaping-technology-in-2017/
(Дата обращения: 22.05.2019)
Bastiaensens S., Vandebosch H., Poels K., Van
Cleemput K., DeSmet A., De Bourdeaudhuij I. ‘Can
I afford to help?’ How affordances of communication modalities guide
bystanders' helping intentions towards harassment on social network sites //
Behaviour and Information Technology. 2015. 34(4). P. 425—435.
Bauman S., Bellmore A. New Directions in
Cyberbullying // Research, Journal of School Violence. 2015. Vol. 14. №1. P.
1—10.
Bauman S., Toomey R.B., Walker J.L. Associations
among bullying, cyberbullying, and suicide in high school students // Journal
of Adolescence. 2013. Vol. 36. №2. P. 341—350.
Hinduja S., Patchin J.W. Bullying, cyberbullying,
and suicide // Archives of Suicide Research. 2010. Vol. 14. №3. P.
206—221.
Hinduja S., Patchin J.W. Bullying Beyond the
Schoolyard: Preventing and Responding to Cyberbullying (2nd edition). Thousand
Oaks, CA: Sage Publications. 2014. 312 p.
Hinduja S., Patchin J.W. Cyberbullying:
Identification, Prevention, & Response. Cyberbullying Research Center.
2014. 9 p. URL:
https://cyberbullying.org/Cyberbullying-Identification-Prevention-Response-2018.pdf
(Дата обращения: 22.05.2019)
Kowalski R.M., Limber S.P., Agatston P.W.
Cyberbullying: Bullying in the digital age. 2nd ed. Wiley-Blackwell,
2011.
LenhartA., MaddenM., SmithA., PurcellK., ZickuhrK., Rainie L. Teens, kindness and cruelty on social network sites:
How American teens navigate the new world of digital citizenship // Pew
Internet Report. 2011. № 9. URL:
http://www.pewinternet.org/2011/11/09/teens-kindness-and-cruelty-on-social-network-sites/
Litwiller B.J., Brausch A.M. Cyberbullying and
physical bullying in adolescent suicide: the role of violent behavior and
substance use // Journal of Youth and Adolescence. 2013. Vol. 42. №5. P.
675—84.
Online Bullying Among Youth 8-17 Years Old — Russia.
Microsoft Trustworthy Computing. URL:
http://download.microsoft.com/download/E/8/4/E84BEEAB-7B92-4CF8-B5C7-7CC20D92B4F9/WW%20Online%20Bullying%20Survey%20-%20Executive%20Summary%20-%20Russia_Final.pdf
(Дата обращения: 22.05.2019)
Price D., Green D., Spears B., Scrimgeour M.,
Barnes A., Geer R., Johnson B. A qualitative exploration of
cyber-bystanders and moral engagement // Australian Journal of Guidance and
Counselling. 2014. Vol. 24. №1. P. 1—17.
School violence and bullying: Global status report. 2017.
URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002469/246970e.pdf (Дата обращения:
22.05.2019)
Sinclair K.O., Bauman S., Poteat V.P., Koenig B.,
Russell S.T. Cyber and bias-based harassment: associations with academic,
substance use, and mental health problems // Journal of Adolescents Health.
2012. Vol. 50. №5. P. 521—523.
Sourander A., Klomek A.B., Ikonen M., Lindroos J.,
Luntamo T., Koskelainen M. et al. Psychosocial risk factors associated with
cyberbullying among adolescents: a population-based study // Archives of
General Psychiatry. 2010. Vol. 67. №7. P. 720—728.