Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) 66

Теплова А.Б.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1363-251X
e-mail: abteplova@mail.ru

Чернушевич В.А.
доцент кафедры юридической психологии и права, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1401-5070
e-mail: vasiha@mail.ru

Чупракова Н.Н.
старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4717-0133
e-mail: chuprakovan@mail.ru

Аннотация

Фольклорная игровая практика предлагается как вариант реализации идеи замещающего социогенеза. Игровые ситуации создают условия интенсивного взаимодействия, общения и позволяют решать задачу коррекции и профилактики девиантного поведения через социально-коммуникативное развитие детей. В формирующем эксперименте при апробации игровой программы показано влияние игровой практики на улучшение социометрического статуса детей, на их способность распознавать, принимать и соблюдать разнообразные правила, регламентирующие взаимодействие и общение. Проблемой внедрения игровой практики признается отсутствие субъектов-носителей игры. Наличие игр, представленных в текстовых описаниях, и рекомендаций по организацию игры не достаточно для успешной организации живых игровых ситуаций. Опыт внедрения, распространения игровой практики показал, что дети легко и радостно берут предлагаемый игровой опыт, однако для его воспроизводства недостает пространства и времени, а также носителей живого игрового опыта, которые бы его предлагали детям. Необходима игровая подготовка специалистов. Это основные трудности внедрения игровой практики как средства профилактики и коррекции девиантного поведения.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Авторы благодарны сотрудникам и студентам факультета юридической, принявшим активное участие в проведении экспериментальной работы (особенно: психолог Куприянова Е.А., психолог Ступина В.Н., психолог Щербакова Т.Н., студенты Валевич А.А., Тюмина Н. С.), большая помощь в статистической обработке материалов оказана авторам студентом Чеботаревым И.В.

Литература
  1. Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности в психологии: Труды ВНИИТЭ. Серия Эргономика. М., 1979. Вып. 17.
  2. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи: монография / Под ред. В.К. Рябцева. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО». 2019. 487 с.
  3. Григорьев В.М. Этнопедагогика игры. М.: Спутник+, 2008. 225 с.
  4. Казанцева О.А., Сычев О.А., Тютерева Т.А. Русскоязычная версия методики «Опросник поведения дошкольников» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 128—142. doi:10.17759/cpse.2016050410
  5. Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2011. 112 с. (Новый детский сад с любовью).
  6. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. 184 с.
  7. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2(34). С. 33—40. doi: 10.11621/npj.2019.0207
  8. Стельмах О.Д., Ступина В.Н., Чернушевич В.А. О возможностях игровой практики в детском саду // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 2. С. 49—55.
  9. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 51—59. doi:10.17759/chp.2017130307
  10. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Коррекционно-профилактический потенциал традиционной игры (планирование экспериментального исследования) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 296—309. doi:10.17759/psylaw.2019090321
  11. Чернушевич В.А. Экспериментальное исследование психоэмоциональных ресурсов народных игр (фольклора) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 1. URL: http:.psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68310.shtml (дата обращения: 07.02.2020).
  12. Чернушевич В.А., Куприянова Е.А., Бобрышова Е.И. Народная игровая культура как средство формирования норм общения в детском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 93—106. doi:10.17759/psylaw.2016060207 (дата обращения: 02.02.2020).
  13. Чупракова Н.Н. Играя, преодолеваем! Технология преодоления или как не стать жертвой и уметь противостоять насилию (профилактика насилия в образовательной среде) [Электронный ресурс] // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. Омск: ИЦРОН, 2016. С. 192—193. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26078707& (дата обращения: 07.06.2019).
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика