Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 53Авторы 8838Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе 1116

Новлянская З.Н.
кандидат психологических наук, ведущий сотрудник психологического института РАО, Москва, Россия

Аннотация

В статье затрагивается проблема развития творческих художественных способностей школьников. В организованном экспериментальном обучении, нацеленном на формирование самостоятельного читателя, показано, что у детей от урока к уроку развиваются литературные способности: художественное воображение, наблюдательность и речь. Выявлено, что художественное творчество выступает для детей ведущим, наиболее значимым моментом обучения. Отдельно рассматривается творческая роль учителя в процессе развития литературных способностей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современном обучении литературе по традиционным программам задача развития творческих художественных способностей школьников заявлена лишь декларативно и чаще всего не решается.

Но, во-первых, задача эта с особой остротой встает в связи с перестройкой всего школьного обучения и необходимостью воспитания гармонической личности, способной не только к репродуктивной, но и к продуктивной деятельности.

Во-вторых, опыт собственного литературного творчества необходим и для развития читателя, способного к полному и глубокому восприятию литературного произведения, к «восхождению» через художественную форму к авторским смыслам и оценкам. Это положение, кратко зафиксированное М. А. Рыбниковой еще в 30-е гг. в формуле «от маленького писателя к большому читателю», общеизвестно и никем не отрицается. Но до сих пор его реализация не обеспечена ни теоретическими разработками, ни содержанием школьных программ, ни соответствующей методикой обучения.

А ведь для того, чтобы понять суть работы автора-художника, лучший способ — побывать в его собственной авторской позиции, решать те же задачи, которые решает автор художественного произведения.

Разумеется, полноправное введение детского художественного творчества в процесс обучения требует и особого педагогического мастерства. Точнее, того творческого руководства, которое поможет ребенку понять суть художественной задачи и направит поиск путей ее решения.

В нашем экспериментальном обучении, осуществленном совместно с Г. Н. Кудиной в школе № 91 Москвы и нацеленном на формирование самостоятельного читателя, развитие художественных способностей детей стало одной из ведущих линий обучения.

Основной метод творческой работы учителя на этой линии — коллективный этюд. С самых первых шагов обучения детей в школе (с I класса) на уроках развития речи и чтения перед классом ставились не формально-языковые, а содержательно-художественные задачи.

Так как подобная работа на уроке содержательна и методически не традиционна, приведем выдержку из протокола одного из уроков-этюдов в первом классе.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика