Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе 1157Новлянская З.Н. АннотацияВ статье затрагивается проблема развития творческих художественных способностей школьников. В организованном экспериментальном обучении, нацеленном на формирование самостоятельного читателя, показано, что у детей от урока к уроку развиваются литературные способности: художественное воображение, наблюдательность и речь. Выявлено, что художественное творчество выступает для детей ведущим, наиболее значимым моментом обучения. Отдельно рассматривается творческая роль учителя в процессе развития литературных способностей. Ключевые слова: коллективный этюд, коллективное творчество, творческое руководство, творчество, творческие способности Рубрика: Психология образования Фрагмент статьи
В современном обучении литературе по традиционным программам задача развития творческих художественных способностей школьников заявлена лишь декларативно и чаще всего не решается. Но, во-первых, задача эта с особой остротой встает в связи с перестройкой всего школьного обучения и необходимостью воспитания гармонической личности, способной не только к репродуктивной, но и к продуктивной деятельности. Во-вторых, опыт собственного литературного творчества необходим и для развития читателя, способного к полному и глубокому восприятию литературного произведения, к «восхождению» через художественную форму к авторским смыслам и оценкам. Это положение, кратко зафиксированное М. А. Рыбниковой еще в 30-е гг. в формуле «от маленького писателя к большому читателю», общеизвестно и никем не отрицается. Но до сих пор его реализация не обеспечена ни теоретическими разработками, ни содержанием школьных программ, ни соответствующей методикой обучения. А ведь для того, чтобы понять суть работы автора-художника, лучший способ — побывать в его собственной авторской позиции, решать те же задачи, которые решает автор художественного произведения. Разумеется, полноправное введение детского художественного творчества в процесс обучения требует и особого педагогического мастерства. Точнее, того творческого руководства, которое поможет ребенку понять суть художественной задачи и направит поиск путей ее решения. В нашем экспериментальном обучении, осуществленном совместно с Г. Н. Кудиной в школе № 91 Москвы и нацеленном на формирование самостоятельного читателя, развитие художественных способностей детей стало одной из ведущих линий обучения. Основной метод творческой работы учителя на этой линии — коллективный этюд. С самых первых шагов обучения детей в школе (с I класса) на уроках развития речи и чтения перед классом ставились не формально-языковые, а содержательно-художественные задачи. Так как подобная работа на уроке содержательна и методически не традиционна, приведем выдержку из протокола одного из уроков-этюдов в первом классе. Статьи по теме
Литература | Лю Ц-Л. Инклюзивное образование, Клиническая психология | Суворова И.Ю. Творчество как метод встраивания людей с РАС в рабочую группу Литература, Психологическая диагностика | Баталова Т.П., Федянова Г.В. П.Н. Медведев о методологических основах изучения творчества Ф.М. Достоевского Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|