Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Принципы и формы организации совместной учебной деятельности 2486Поливанова Н.И. Ривина И.В. АннотацияПроблема организации совместной деятельности рассматривается в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Указывается, что важной составляющей интериоризации учебных действий является совместное действие со сверстниками. Дается анализ наиболее эффективных подходов к организации совместной деятельно-сти, среди которых выделяются: 1) принцип «индивидуальных вкладов»; 2) «позиционный» принцип; 3) содержательный принцип. Показано, что организованная таким образом совместная деятельность приводит к перестройке мотивационной сферы, формированию рефлексивного компонента, овладению учащимися новыми способами действия. Ключевые слова: кооперация, интериоризация, совместная учебная деятельность Рубрика: Психология образования Фрагмент статьи
Согласно концепции Л. С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется социальными формами общения. Высшие психические функции ребенка имеют свой генез в совместной деятельности, в процессе взаимодействия участников кооперации. Таким образом, общее направление развития заключается в движении от социального к индивидуальному. С этой точки зрения, совместная деятельность рассматривается как необходимый этап и внутренний механизм индивидуально осуществляемой деятельности. Коллективное действие, по сравнению с индивидуальным, обнаруживает существенно иные возможности, обладает особым содержанием и характерной формой. Л. С. Выготский придавал большое значение взаимодействию ребенка со взрослым как носителем социальных и культурных образцов поведения. В психологических исследованиях, продолжающих традиции культурно-исторической теории, также изучается специфика форм кооперации ребенка со сверстниками, которая не просто усиливает эффект кооперации со взрослым, а воздействует на процесс интериоризации иначе. Так, показано, что помощи взрослого недостаточно для интериоризации некоторых учебных действий (например, контроля и оценки). Для их формирования необходимо также совместное действие со сверстниками, относительно автономное от взаимодействия со взрослыми и как бы «уравнивающие» права субъектов в процессе совместной работы. В настоящее время накоплена огромная литература, посвященная проблемам совместной деятельности. Исследования, которые проводятся в рамках общей и социальной психологии, ориентированы прежде всего на взаимодействие взрослых в процессе групповой работы, а совместная деятельность рассматривается в основном как фактор эффективности при решении задач. В педагогической психологии акцент делается на представлении о происхождении внутренних форм учебной деятельности из развернуты; форм совместной работы взрослого и учащихся, самих учащихся. В эти; работах ставится задача специальной организации совместной деятельности детей с целью формирования когнитивных и личностных структур, а также усвоения учебных действий. Е совместной деятельности достигается усвоение понятий различны; школьных предметов, отрабатываются такие учебные действия, как моделирование, контроль, оценка. Установлено, что только специальная организация совместной деятельности детей со взрослым и друг с другом приводит к перестройке мотивационной сферы участников, формированию рефлексивного компонента овладению учащимися новыми способами действия. Литература
Статьи по теме
Литература, Педагогическая психология | Сиднева А.Н. Основные направления критики теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий Психологическая диагностика, Социальная психология | Греченко Т.Н., Харитонов А.Н., Жегалло А.В. Инклюзивное образование, Психология развития | Конокотин А.В. Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|