Психологическая наука и образование
1996. Том 1. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик»
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Инновационные модели
Для цитаты: Кравцов Г.Г., Бережковская Е.Л., Кравцова Е.Е. Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик» // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.
Фрагмент статьи
Переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, — это задача переустройства всей совместной жизни детей и взрослых, изменения «социальной ситуации развития», по терминологии Л.С. Выготского. Выдвинутый им принцип единства аффекта и интеллекта вместе с другими фундаментальными понятиями его культурно-исторической теории развития психики и личности ребенка составляют научную основу программы «Золотой ключик».
Исключительное значение работ Л.С. Выготского состоит в том, что в них впервые была показана возможность новой, неоклассической психологии, которая может строиться не по образу и подобию естествоиспытательных наук (к чему всегда стремилась классическая психология), а исходя из идеи свободного, самообусловленного действия, из идеи «causa sui», причины самого себя.
Одной из главных в научном творчестве Л.С. Выготского была идея развития. «В центре внимания Выготского, — пишет Д.Б. Эльконин, — было выяснение основных закономерностей психического развития ребенка». В ряде своих работ Л.С. Выготский прямо и непосредственно обсуждает закономерности психического развития, однако чаще эта проблема стоит как бы за скобками конкретных исследований, но имеет главенствующее значение. Прямым выходом этой идеи в педагогическую практику должна стать приоритетная ориентация на полноценное развитие ребенка, а не на другие второстепенные моменты, например на интересы государства, родительские предпочтения, педагогические установки, традиции и т. п.
Психическое развитие Л.С. Выготский связывал с двумя фундаментальными представлениями: системного и смыслового строения сознания и опосредствования психических процессов. Он полагал, что «изменение межфункциональных связей, т. е. изменение функционального строения сознания, и составляет главное и центральное содержание всего процесса развития в целом». Конкретные психические функции и процессы в ходе онтогенетического развития меняют свое место, значение и взаимосвязи с остальными функциями, переходя из периферических областей на центральную магистраль психического развития, затем снова уходя на периферию, но уже в другом качестве.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2336
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 910
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2