Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Представление курса «Мировидение» для детей 5-7 лет. Осознание реальности. 706

Ефимова Л.И.
научный сотрудник Московского института социально-педагогических технологий и искусств

Аннотация

В статье описывается развивающий курс в области естествознания. Его можно считать пропедевтическим, затрагивающим научную область естествознания. Авторы учитывали особенности детского мировосприятия, что в свою очередь определило характер преподавания различных дисциплин, основанного на серии образных учебных ситуаций. Автор подробно описывает особенности структуры курса и методики его преподавания, варианты использования и рекомендации учителю.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Настоящий курс был задуман как развивающий пропедевтический, затрагивающий научную область естествознания. Возник он в стенах гимназии как альтернатива существующему предметному преподаванию на начальной ступени обучения.

Каждый из авторов курса, специализируясь в своем направлении, имел достаточно опыта по введению детей в ту или иную область естествознания и успешно обучал их основам биологии, географии и физики. Как многие наши коллеги, мы искали точек соприкосновения и, возможно, так бы и остались на уровне межпредметных связей и интеграции, если бы не появилась возможность обучать детей с 5 лет под научным руководством Психологического института РАО.

После долгих раздумий и дискуссий, опираясь на большой опыт работы с дошкольниками и понимая специфику их возраста, мы взялись за создание развивающего курса в области естествознания.

Для начала нам нужно было ответить на два основных вопроса:

  1. Как обучать детей в условиях квазиучебной деятельности, чтобы не передавать им знания в чистом виде?
  2. Как и какую деятельность нужно организовать, чтобы процесс научения проходил плавно и соответствовал данному возрасту, чтобы дети стали активными участниками этого действия?

Ясно, что первый вопрос касается изменения позиции обучающего, а ответ на второй затрагивает внутренний мир обучаемого, и, таким образом, нам предстояло моделировать сам процесс научения детей 5 и 6 лет.

Мы понимали, что отвечать на эти вопросы следует не поочередно, а одновременно, тем более что перед нами были реальные дети. Поэтому поиск по этим двум направлениям велся непосредственно в работе с детьми.

Для того чтобы к окончанию школы подвести детей к самостоятельному формулированию проблемы, вычленению интересующих их предметов, поиску средств и способов действия для достижения конечного результата и еще многому другому, прежде всего необходимо научить их ориентироваться в окружающем мире, позволить им овладеть наиболее общими способами работы с любым материалом. Это достаточно ясно и понятно. Непонятно только одно: где взять на это время? Ведь социальный заказ родителей диктует свои условия: ребенок должен знать больше, чем обычно, и раньше, чем обычно.

Статьи по теме

Психология развития  |  Галасюк И.Н., Шинина Т.В., Шведовская А.А., Морозова И.Г., Ефремова Е.В., Нгуен Т.Х., Нгуен Т.Л.

Взаимодействие значимого взрослого с ребенком раннего возраста в России и Вьетнаме

CrossRef doi:10.17759/pse.2019240605

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика