Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование О некоторых особенностях детских обобщений 950Баянова Л.Ф. АннотацияАвтор описывает свое экспериментальное исследование по включению системы диалектических умственных действий в процесс эмпирического обобщения у детей младшего школьного возраста. Полученные данные показали, что эмпирическое обобщение обеспечивается системой диалектических умственных действий, являющихся процессуальным аспектом формально-логической операции классификации. Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
Обобщение в психологии развития рассматривается в двух контекстах: при образовании понятий [8] и при построении ребенком класса [13]. В настоящей работе предпринята попытка экспериментального исследования специфики умственных преобразований в процессе формирования ребенком эмпирического обобщения при классификации. При всем многообразии исследований средств, обеспечивающих процесс обобщения, не существует четкого описания интеллектуальных преобразований, позволяющих ребенку определять класс на основе выбора существенных признаков. Исходя из методологической установки дифференциации различных уровней обобщения, заданной С. Л. Рубинштейном, в психологии была создана концепция эмпирического и теоретического обобщения [17]. В результате такой дифференциации видов обобщения эмпирическое стало соотноситься с формально-логическими структурами, а теоретическое — с диалектическими [10]. Далее анализ данной проблемы в отношении обобщения принял форму противопоставления диалектической логики формальной. Наконец, довольно однозначно эмпирическое обобщение стало относиться лишь к формальной логике. А. Ф. Говоркова иронично заметила по этому поводу, что эмпирическое обобщение стало рассматриваться в психологии как «неполноценное, формальное, механистическое, дефектное» [9]. Подобная оценка эмпирического обобщения создала своего рода барьер на пути изучения мыслительных средств в эмпирическом обобщении. Следует заметить, что проблема эта имеет относительно давнюю историю. Еще в начале XX в. Дж. Селли предложил свое, оригинальное видение процесса формирования обобщения, основным средством которого он считал сравнивание. «Под сравниванием, — пишет он, — объективно разумеют быстрое попеременное устремление внимания на каждое из двух впечатлений или представлений. Когда мы говорим, что сравнивание является существенным элементом мыслительной деятельности, мы имеем в виду два главных соотношения, которые лежат в основе всех остальных, — сходство и различие (контраст); мы говорим преимущественно о первом, но всегда до известной степени имеем в виду и второе. Только путем сравнивания ребенок улавливает простые контрасты, например: белый — черный, большой — маленький, хороший — дурной и т. д.» [19]. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|