О соотношении понятий индивидуального и коллективного субъектов деятельности

1116

Аннотация

Автор рассматривает проблему соотношения индивидуального и коллективного субъектов деятельности. Исследования процессов развития личности в учебной деятельности экспериментально обнаруживают принципиальные различия между субъектами коллективной и совместной деятельности, между субъектом индивидуальной деятельности и деятельностью личности.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Дусавицкий А.К. О соотношении понятий индивидуального и коллективного субъектов деятельности // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2.

Фрагмент статьи

Проблема соотношения понятий индивидуального и коллективного субъекта деятельности — одна из центральных в теории развивающего обучения. В.В. Давыдов неоднократно возвращался к ней в последние годы при рассмотрении содержания фундаментальных философско-логических и психологических понятий, без которых невозможно анализировать и изучать проблемы развивающего обучения.

Излагая положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского, В.В. Давыдов обозначает ее исходную посылку: введение в психологию категории коллективной деятельности в ее всеобщем родовом выражении. «На одном полюсе — исторически развивающаяся родовая, т. е. коллективная, деятельность людей (отсюда один шаг до понятия коллективного субъекта), на другом — индивидуальная человеческая деятельность. Чем заполнить гигантское пространство между ними?» И далее: «Это и есть центральная проблема психологической проблемы деятельности», истоки которой — в идее Л. С. Выготского о коллективной деятельности как генетически исходной ступени в формировании сознания человека [2, с. 403].

Анализируя современное состояние теории деятельности и размышляя о ее дальнейшей разработке, В.В. Давыдов в качестве важнейшей считал проблему соотношения «непосредственно коллективной и индивидуальной деятельности, соотношении коллективного и индивидуального субъектов» [2, с. 26]. Многие сторонники теории деятельности считают процесс интериоризации психологическим механизмом становления индивидуальной деятельности на основе коллективной, писал В. В. Давыдов. До сих пор стадии этого процесса, и, прежде всего условия его осуществления, изучены недостаточно.

Еще важнее, что при выделении факта определенного сходства структур обеих форм деятельности очень мало внимания обращают на их различие. Но именно характеристик этого различия и несходства являются особой проблемой теории деятельности [2, с. 26].

Выделяя эту проблему как еще во многом нерешенную, В.В. Давыдов отмечает, что вопрос о наличии коллективного субъекта деятельности, о его своеобразии является относительно новым в общественных науках. Он соглашается с тезисом философа В. А. Лекторского, что коллективный субъект в известном смысле существует вне отдельного индивидуального субъекта и выявляет себя не столько через сознание индивида, сколько через внешнюю предметно-практическую деятельность [4].

Литература

  1. Брушлинский Л. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  3. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.
  4. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1981.
  5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
  6. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

Информация об авторах

Дусавицкий А.К., доктор психологических наук, профессор Харьковского национального университета, Украина

Метрики

Просмотров

Всего: 1981
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 1116
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4