Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 9987Новости 1954Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 (24) / 2002 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Первый постулат общего человековедения 704

Михайлов Ф.Т.
доктор философских наук, зав. кафедрой философии и культурологии Московского государственного медицинского университета, профессор психологического факультета, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Аннотация

Здесь представлена проблема форм субъективности в образовании. Ф.Т. Михайлов представляет жизнедеятельность в качестве особого по форме и структуре, но естественного и тем самым объективного, по своему существу природного, взаимодействия. Предметом его концепции стал не мир сам по себе, не человек сам по себе, а "мир человека", т.е. его бытие в деятельно преобразуемом им же самим природном и социальном пространстве. Автор остро ставит вопрос о том, каким же образом всеобщие формы деятельности и общения воспроизводятся индивидом, определяя его потребности, способности и все другие личностные качества.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Изначально простой и ясный, доказательств не требующий, всеобщий, потому и априорный (для каждого следующего из него выражения) смысл бытия человеческого, аффективно прожитый, постоянно воспроизводимый всеми видами народного самоосознания, будучи теоретически рационализирован, может выглядеть, например, как развернутое суждение: Обращением людей друг к другу и к себе самим они обеспечивают главное условие своего существования — свою общность, а имеете с ней главную способность своего физического выживания: произвольность и целесообразность своего отношения друг к другу, к той форме общности, в которой живы, и ко всем объективным условиям ее существования, а тем самым и к Природе как Целому[1].

Это же можно сформулировать еще более «теоретично».

Порождающим и сохраняющим человека отношением было, есть и навсегда останется его обращение к субъективности других людей, формирующее своей мотивацией их сочувствие, со-мыслие (со-знании) и со-гласие в со-действии, способном обеспечить расширенное воспроизводство средств к жизни и главных его условий: самоорганизующейся общности людей, креативной и когнитивной духовной и духовно-практической его продуктивности.



[1] Мой термин обращение не случайно имеет двойной смысл: обращение к кому-то и ко всем воспринимающим (urbi et orbi, как говорили древние) и своеобразное «обращение обращений». Для пояснения обратим внимание на экономическое понятие обращения. В классической политэкономии производство рассматривалось как нечто обособленное от потребления и обращения (обмен, торговля, распределение, хранение, перевозки и т. п.). Актом критики ее логической формы стало Марксово определение производства. Оно как таковое существует тогда и только тогда, когда производитель создает некоторый продукт, тем самым — и потребность в нем, то есть потребителя. (Здесь не лишним будет и еще одно напоминание: в «Немецкой идеологии» Маркс заметил, что «первый исторический акт — производство потребности».) Производитель обращается к нему со своим продуктом (предложение). Но и потребитель только тогда заслуживает такого хозяйственного определения, когда обратится к производителю со своей потребностью в данном продукте (спрос). Производящее их обоих отношение (взаимоотношение) объективно существует как действия особых групп людей, обеспечивающих движение продукта, отождествляющее их в реальном пространство обращение. Именно в этом пространстве обнаруживается, что производитель в процессе создания продукта потребляет сырье, рабочую силу и средства своего производства, являясь тем самым и потребителем. В свою очередь, потребляющий его продукцию как самый настоящий производитель производит свою потребность и себя в качестве рабочей силы. Само же обращение — это двуликий бог Янус, обращен к производителю лицом потребителя, а к потребителю — лицом производителя, отождествляя собой и в себе, как и положено богу, того и другого и в каждом из них — его противоположность. При натуральном хозяйстве тождество и потребителя, и производителя натурально (естественно). При товарном хозяйстве связка (обращение) выполняет функцию обращения производителя в потребителя, а потребителя в производителя. И только этот триединый процесс взаимоотождествления всех трех элементов есть производство как таковое! Но тем самым процесс производства средств к жизни хотя и исходная (внутри еще не расчлененного тождества), но особенная форма реализации всеобщего Начала человеческого типа жизни — производства друг в друге потребностей в субъективной мотивации общего со-действия.

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика