Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Творческий путь в "трансгрессивной концепции личности" Я. Козелецкого 907

Пуфаль-Струзик И.
кандидат психологических наук, Свентокшиская академия

Аннотация

В данной статье представлена концепция личности, которая является попыткой системного рассмотрения творчества. Здесь сделан акцент на взаимосвязь индивидуальных потребностей человека с социальным и культурным контекстом, а сам он представлен многоразмерно, так как состоит из биологических, психологических и социальных структур, работает на сознательном и бессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Я. Козелецки был одним из первых польских психологов, занимавшихся творчеством как явлением (1966, 1969). В 1987 г. он представил «трансгрессивную концепцию личности», которую на протяжении многих лет развивал в своих книгах [7, 8].

В психотрансгрессионизме термин «трансгрессия» является фундаментальным, подобно бессознательности в психоанализе или самореализации в гуманитарной психологии. Под трансгрессией автор понимает «действия и мыслительные процессы — обычно намеренные и сознательные — выходящие за рамки существующих до сих пор материальных, символических и социальных возможностей и достижений человека, становящихся источником новых и важных ценностей — положительных и отрицательных» [8, с. 18]. Следует заметить, что трансгрессия должна быть сознательным пресечением какого-то барьера, поэтому нельзя говорить ни о бессознательном творчестве, ни о случайном открытии. Автор доказывает, что большинство творческих личностей уже в очень ранний период своего развития решают произвести трансгрессивные изменения; дальнейшие решения касаются уже только того, в какой области должно произойти изменение. Приобретение новых территорий, конструирование технических изобретений, преодоление познавательных и художественных стереотипов, борьба за права человека, самоформирование характера или освобождение от ограничений, навязываемых природой и культурой, — это немногочисленные примеры трансгрессии. Трансгрессии разрушают старые структуры, создают новые формы и тем самым приводят к преобразованию действительности. Человек выходит за границы того, что он собой представляет и что имеет. Растет, развивается. «Опережая себя на шаг, формирует свою личность, культуру и цивилизацию [8, с. 18].

Общие предпосылки, принятые автором концепции, следующие:

1. Человек наделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводить отбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этой свободе человек становится существом созидательным.

2. Человек-созидатель выступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительно самоуправляемой; источник его действия содержится прежде всего в субъекте, а не в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанные мысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что он делает и чего избегает.

3. Главной движущей силой является потребность (метапотребность) подтверждения своей ценности, называемая также губристической потребностью. Она удовлетворяется в основном благодаря осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий, благодаря созданию новых форм или разрушению старых.

4. Человек является созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Именно трансгрессии позволяют формировать его личность и обогащать культуру. Развитие — главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек, возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог бы построить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья.

5. Человек-созидатель имеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушает радикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременно радикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальные психоаналитики).

6. Действия человека, особенно его трансгрессивные мысли и действия, в большой мере влияют на то, какое место он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становится гуманным или негуманным. Автор отвергает утверждение, что природа (генетически переданная) в значительной мере влияет на то, каким становится человек — добрым или злым.

Литература
  1. Guilford J. P. Natura intcligcncji czlowieka. Warszawa, 1978.
  2. Jarymowicz M. Psychologia tozsa - mosci // Psychologia. Podreoznik akademicki / Pod red. J. Strelau. Gdansk, 2000.
  3. Koffa M., Dolinski D. Poznawcze podejscie do osobowosci // Psychologia. Podrecznik akademicki / Pod rod. J. Strelau. Gdansk, 2000.
  4. Kozieiecki J. Zagadnienia psychologii myslenia. Warszawa, 1966.
  5. Kozielecki J. Rozwiazywanie problemow. Warszawa, 1969.
  6. Kozieiecki J. Koncepcia transgresyjna czlowieka. Warszawa, 1987.
  7. Kozielecki J. Transgresja i kultura. Warszawa, 1997.
  8. Kozielecki J. Psychotransgresjonizm. Nowy kierunek psychologii. Warszawa, 2001.
  9. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
  10. Maslow A. Motywacja i osobowosc. Warszawa, 1990.
  11. Mayer J. D. A System Framework for the Field of Personality // Psychological Inquiry. 1998. № 9.
  12. McAdams D. P. Personality, Modernity and the Storied self: A Contemporary Framework for Studing Persons // Psychological Inquiry. 1996. № 7.
  13. Pervin L. A. Personality. Theory and Research. N.Y., 1993.
  14. Петровский В. А. Психология неадаптативной активности. М., 1992.
  15. Piaget J. Narodziny inteligencji clziecka. Warszawa, 1966.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика