Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Система оказания психологической помощи в кризисной ситуации 2112Бурмистрова Е.В. Рубрика: Инновационные модели Фрагмент статьи
Как предотвратить чрезвычайные происшествия, уменьшить их воздействие на психическое и физическое здоровье человека, как реагировать в тех или иных кризисных ситуациях, как к ним подготовиться? Эти и другие проблемы, связанные с психологической безопасностью, становятся особенно актуальными в современном мире. Для того чтобы ответить на подобного рода вопросы, необходимо разобраться с такими понятиями, как кризис, кризисные ситуации, смысл и др. Итак, в самом общем виде кризисные ситуации можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека. В свою очередь, смысл понимается нами как установление соответствия между структурой ценностей человека и ситуацией, в которой он находится. Смысл жизни — это ценность, предпочитаемая человеком в кризисной ситуации. Смыслы жизни обнаруживаются в результате интерпретации поступков людей, совершаемых ими на основе тех или иных предпочтений в критических ситуациях. Невозможность установления соответствия между структурой ценностей человека и ситуацией, в которой он находится, приводит либо к внешнему, либо к внутреннему кризису. В основе кризиса лежат ситуации потери ведущей ценности либо ее фрустрации, а также столкновение двух равных ценностей или изменение жизненной ситуации. Различают два типа кризисных ситуаций в зависимости от того, какую возможность они оставляют человеку для реализации последующей жизни. Кризис первого типа представляет собой серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни. Ситуация второго типа — собственно кризис — бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения модификацию самой личности и смысла ее жизни. Кризис — серьезный срыв на базисном уровне функционирования, такой, что обычные механизмы не в состоянии восстановить утраченное равновесие. Это эмоционально значимое событие, в котором вероятны изменения дальнейшей жизни к лучшему или худшему. Он необязательно связан с опасностью для жизни или серьезными физическими повреждениями. Кризис часто влияет на развитие критического положения (emergency), но не является достаточным для его объяснения. Обычно существует много факторов, характеризующих кризисные ситуации. Кризис как непредвиденный случай, чрезвычайное происшествие, крайность, чрезвычайные обстоятельства, критическое положение, аварийная ситуация, срочность, неотложность происходит, когда психическое состояние человека, находящегося в кризисе, способно привести к действиям, которые могут закончиться серьезными повреждениями или смертью, если не последует немедленное вмешательство. Статьи по теме
Психотерапия и психокоррекция | Холмогорова А.Б. От главного редактора: предсказания А.Т. Бека о будущем психотерапии и опыт российских специалистов Инновационные модели | Бортаковский А.С., Евдокимова Е.А. Синтез оптимального управления группой объектов переменного состава |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|