Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование особенностей «имплицитных теорий личности» в школьном возрасте 1150

Литаврина О.Б., Глава Совета директоров НОУ лицея "Разум-Л"
Панкина В.В., зав. учебной часть лицея "Разум-Л"
Кондаков И.М., кандидат психологических наук, заведующий лабораторией математических моделей Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ikondakow@mtu-net.ru

Рубрика: (null)

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В рамках практической психодиагностики возникают две наиболее существенные задачи, касающиеся прогнозирования (на основании полученных данных) поведения личности. Первая задача — выдвижение предположений об успешности выполнения данной личностью деятельности, имеющей определенное нормативное содержание. Эта деятельность осуществляется по заранее известным правилам, поэтому условно ее можно назвать конвергентной. Вторая задача — ожидание от личности тех или иных действий в ее «жизненном пространстве», где каждый шаг (т. е. тот или иной выбор из актуально предлагающихся альтернатив) в значительной мере является творческим. Данная деятельность может быть названа дивергентной.

Соответственно, для решения первой задачи наиболее адекватными являются объективные тесты, прежде всего тесты достижений, в которых оценивается уровень, или качество, выполнения той или иной деятельности. Кроме того, эти тесты позволяют установить соответствие субъекта предметной стороне выполняемой им деятельности. Центральным критерием здесь выступает факт: «справился» — «не справился».

Иначе обстоит дело с решением второй задачи. Основной акцент здесь следует сделать на субъективной стороне выполняемой деятельности, а критерием при этом должен быть феномен: «поставил перед собой цель» — «не поставил». В плане именно этой проблематики в последнее время получила особое развитие такая область психологии личности, как исследование «имплицитных теорий личности».

Основу этих исследований заложили в 1954 г. Дж. Брунер и Р. Тагиури. Они ввели понятие «имплицитная теория личности», под которым ими понималась одна из форм социального восприятия, включавшая в себя представления индивида о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека [14]. Следует отметить, что подобные представления формируются не в рамках научного исследования (т. е. не с использованием стандартизированных средств шкалирования и точных знаний о характере выборок, нормальности распределения и др.), а в повседневной жизни, часто на основе интуиции, мимолетного и малоосознанного ощущения. Такие представления не имеют строгого понятийного обоснования. Формирование у индивида «имплицитной теории личности» позволяет ему строить достаточно эффективные прогнозы поведения другого человека. Так, получив сведения о наличии у другого человека какой-либо черты (названной тем или иным термином на обыденном языке), индивид делает вывод о наличии у данного человека также и других черт, связанных (в соответствии с его личным опытом или наблюдениями за образцами) с данной чертой. Как показано в многочисленных экспериментах, в среднем «имплицитная теория личности» того или иного индивида бывает достаточно адекватной — она соответствует тем свойствам личности, которые могут быть зафиксированы в научном исследовании, т. е. с использованием точных измерительных средств (шкал, стандартов, моделей).

Литература
  1. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990.
  2. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
  3. Кондаков И. М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников // Журнал прикладной психологии. 1998. № 4.
  4. Кондаков И. М. Мониторинг образования: анализ ситуационно-специфического поведения учащихся // Журнал прикладной психологии. 2002. № 2.
  5. Крылов А. А., Ронгинская Т. И. Исследование личности с помощью модифицированной формы В опросника FPI // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1990.
  6. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
  7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М., 1982.
  8. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  9. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  10. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. М., 1987.
  11. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  12. Шмелев А. Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А. Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус личностных черт). М., 1988.
  13. Behzadi B. Unsicherheitsfragebogen. Berlin, 1985.
  14. Bruner J. S., Tagiuri R. The perception of people // Handbook of Social Psychology / Lindzey G. (ed.). Vol. 2. Reading. Mass., 1954.
  15. Fahrenberg J., Hampel R., Selg H. Das Freiburger Persoenlichkeits-inventar (FPI). Revidirte Fassung FPI-R und teiweise geanderte Fassung FPI-A1. Goettingen; Hogrefe, 1984.
  16. Frisch R., Schmalt H.-D. Vergleich von TAT- und Fragebogendaten der Leistungmotivation // Zeitsch. Exp. und Ang. Psychol. 1970. № 4.
  17. Kruezig H. W. Ueber den Zugang zu komplexem Problemloesen mittels prozessorientirter kognitiver Persoenlichkeitsmerkmale // Zietsch. Exp. und Ang. Psychol. 1981. № 2.
  18. Lehwald G. Verfahren zur Untersuchung des Erkenntnisstrebens // J. Guthke, G. Witzlack (Hrsg.) zur Psychodiagnostik fon Persoenlichkeiten bei Schulearn. B., 1981.
  19. Marlowe H. A. The Structure of Social Intelligence. Florida, 1984.
  20. Paedagogisch-psychologische Hilfen fur Erzihung, Unterricht und Beratung / B. Fittkau (Hrsg). Bd. 1. Braunschweig, 1983.
  21. Stumpf H., Angleiter A., Wieck T., Jackson D., Bloch-Till H. Deutsche Personality Research Form (PRF). Hogrefe, 1985.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика