Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Вклад «непсихологических» факторов в адаптированность выпускников интернатных учреждений 887Радина Н.К. АннотацияВ статье освещаются вопросы адаптации выпускников интернатов к широкому социуму. Автор анализирует следующие факторы: положение выпускников сельских и городских домов, уровень их образования, трудоустройство, защита прав. Полученные данные показали, что психологическая поддержка воспитанников закрытых детских учреждений эффективна в том случае, когда она существует не изолированно, а в общем педагогическом контексте, а также в контексте социальной защиты социального сироты. Рубрика: Социальная психология Фрагмент статьи
Проблема развития ребенка, перемещенного из биологической семьи, не выполняющей свои воспитательные функции, в закрытое детское учреждение, — одна из востребованных современной практикой и избираемая исследователями [2, 3, 5 и др.]. Как правило, внимание психологов сосредоточено на влиянии различных форм психической депривации (эмоциональной, сенсорной, социальной) на формирование специфического типа развития личности воспитанника интернатного учреждения [10]. Следуя логике психологических исследований, мы сочли важным сфокусировать свое внимание на выпускниках интернатных учреждений, которые после выхода, например, из детского дома сталкиваются с проблемами адаптации к широкому социуму. На основании предыдущих исследований мы выяснили, что педагогический персонал интернатных учреждений считает главным «символический капитал» своих воспитанников (историю семьи, мотивацию к образованию и т. п.) и недооценивает значение организации педагогической среды в формировании адаптированности (обучение профессиям, организацию системы социальной защиты в рамках учреждения и т. п.) [13]. Мы предположили, что «непсихологические» факторы также значимы для успешной адаптации выпускников детских домов и интернатов [1, 4, 12]. В рамках данной статьи мы представляем эмпирическое исследование, которое объединило 32 городских и сельских детских дома Нижегородской области (318 выпускников, покинувших детские дома и интернаты с 1997 по 2002 г.). Опросник, с которым работали психологи или социальные педагоги интернатных учреждений, включал утверждения, описывающие материальное состояние, образование, семейное положение и т. д. бывших воспитанников детских домов по итогам их опыта самостоятельной жизни. Материалы опросника были обработаны при помощи SPSS v.l 1.0. В результате мы рассмотрели различные группы выпускников и проанализировали их адаптированность в широком социуме. Литература
Статьи по теме
Психология личности, Социальная психология | Харарбахова М.А., Мусатова О.А., Шпагина Е.М. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|