Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Вклад «непсихологических» факторов в адаптированность выпускников интернатных учреждений 840

Радина Н.К., доктор политических наук, профессор департамента социальных наук, НИУ "Высшая школа экономики", Нижний Новгород, Россия, rasv@yandex.ru

Аннотация

В статье освещаются вопросы адаптации выпускников интернатов к широкому социуму. Автор анализирует следующие факторы: положение выпускников сельских и городских домов, уровень их образования, трудоустройство, защита прав. Полученные данные показали, что психологическая поддержка воспитанников закрытых детских учреждений эффективна в том случае, когда она существует не изолированно, а в общем педагогическом контексте, а также в контексте социальной защиты социального сироты.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема развития ребенка, перемещенного из биологической семьи, не выполняющей свои воспитательные функции, в закрытое детское учреждение, — одна из востребованных современной практикой и избираемая исследователями [2, 3, 5 и др.]. Как правило, внимание психологов сосредоточено на влиянии различных форм психической депривации (эмоциональной, сенсорной, социальной) на формирование специфического типа развития личности воспитанника интернатного учреждения [10].

Следуя логике психологических исследований, мы сочли важным сфокусировать свое внимание на выпускниках интернатных учреждений, которые после выхода, например, из детского дома сталкиваются с проблемами адаптации к широкому социуму. На основании предыдущих исследований мы выяснили, что педагогический персонал интернатных учреждений считает главным «символический капитал» своих воспитанников (историю семьи, мотивацию к образованию и т. п.) и недооценивает значение организации педагогической среды в формировании адаптированности (обучение профессиям, организацию системы социальной защиты в рамках учреждения и т. п.) [13]. Мы предположили, что «непсихологические» факторы также значимы для успешной адаптации выпускников детских домов и интернатов [1, 4, 12].

В рамках данной статьи мы представляем эмпирическое исследование, которое объединило 32 городских и сельских детских дома Нижегородской области (318 выпускников, покинувших детские дома и интернаты с 1997 по 2002 г.). Опросник, с которым работали психологи или социальные педагоги интернатных учреждений, включал утверждения, описывающие материальное состояние, образование, семейное положение и т. д. бывших воспитанников детских домов по итогам их опыта самостоятельной жизни. Материалы опросника были обработаны при помощи SPSS v.l 1.0. В результате мы рассмотрели различные группы выпускников и проанализировали их адаптированность в широком социуме.

Литература
  1. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
  2. Войтенко Т. П., Миронова М. Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах // Вопросы психологии. 1999. № 2.
  3. Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М., 2000.
  4. Ильин В. И. Социальное неравенство. М., 2000.
  5. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.
  6. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  7. Лебедев О. Е., Майоров А. Н., Чепурных Е. Е., Золотухина В. И., Семья Г. В. Социализация и образование социальных сирот: Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. А. Н. Майорова. М., 2002.
  8. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.
  9. Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., 2000.
  10. Прихожан A. M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990.
  11. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.
  12. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996.
  13. Радина Н. К. Некоторые особенности формирования Я-концепции у детей в условиях депривации детско-родительских отношений // Шестилетние дети: Проблемы и исследования. Нижний Новгород, 1993
  14. Смирнова Е. О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и детском доме // Вопросы психологии. 1991. № 6.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика