Психологическая наука и образование
2004. Том 9. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Некоторые задачи подготовки учителя XXI века (на примере системы образования Москвы)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: система образования, общее образование, педагогическая деятельность, подготовка педагогов
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Бекметов Е.П. Некоторые задачи подготовки учителя XXI века (на примере системы образования Москвы) // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 1.
Полный текст
Современная политика относит образование к важнейшим источникам развития общества. Приростом знаний и образования обеспечиваются от 40 до 70 % прироста национального дохода. Бесспорно, судьба нашего Отечества зависит от образованности и гражданской ответственности грядущего поколения. Поэтому в Российской Федерации образование признано государственным приоритетом.
Особое внимание благодаря стратегии действий столичного правительства этим задачам уделяется в Москве. Здесь есть все условия для того, чтобы молодежь могла реализовать свои способности и таланты. К тому же мотивация к знаниям и умениям у молодежи постоянно возрастает.
Департаментом формируется эффективная система непрерывного профессионального образования. В числе важнейших составляющих - интеллектуальный и материальный потенциалы, социальное партнерство, многопрофильность и вариативность образовательных услуг, адаптированных к рынку труда.
Особая роль отводится подготовке педагогов новой формации, соответствующих требованиям времени и мегаполиса. Сегодня московское педагогическое образование выстроено в доступную, качественную, непрерывную, многоуровневую систему, которая вносит существенный вклад в кадровое и научно-методическое обеспечение образовательного пространства Москвы.
Московская образовательная система состоит из трех высших педагогических учебных заведений, института открытого образования, научно-исследовательского института, 14 педагогических колледжей.
Кадровый корпус педагогических вузов и колледжей представляют 2700 преподавателей. Число студентов достигло 27 000. При этом вузовский контингент с 2001 г. вырос на 22% и составляет 17 710 человек.
Подготовка ведется по 22 педагогическим специальностям. Укрепляется учебноматериальная база. Активно пополняется компьютерный парк, который уже превышает 1000 машин.
Стратегию непрерывного образования реализует вертикальная и горизонтальная интеграция. Творчески работают Совет ректоров вузов и Совет директоров педагогических колледжей. В различном формате объединены все городские вузы, колледжи и более 160 образовательных учреждений столицы, в которых проводится учебно-консультативная, исследовательская и экспериментальная работа. На базе Московского городского педагогического университета действует университетский научно-образовательный округ.
Для обеспечения непрерывного педагогического образования департаментом создана многоуровневая система повышения квалификации и дополнительного образования, в которую входят 22 образовательных и методических учреждения.
В столице ежегодно повышают свое профессиональное мастерство около 30 000 педагогов. Постоянно укрепляется кадровый потенциал. В педагогических вузах и колледжах работают 237 докторов и 869 кандидатов наук. Все большую часть учителей и руководителей различных структур охватывает система соискательства.
Одним из базовых элементов модернизации является обновление методического обеспечения и развитие научно-исследовательской деятельности. Московским городским педагогическим университетом разработаны новые образовательные программы среднего и высшего звена, в том числе сопряженные, сквозные, для углубленного, дополнительного, коррекционного образования.
Активизирована научная деятельность высших учебных заведений и педагогических колледжей. Для их координации и повышения эффективности в 20оЗ г. создан Научно-экспертный совет. Возросла роль Научно-исследовательского института развития образования.
Эффективно работают студенческие научные общества. Проводятся научные конференции и выставки достижений. Больше внимания стало уделяться патриотическому, нравственному, экологическому и трудовому воспитанию студенческой молодежи. Становится приоритетом здоровый образ жизни. Для формирования новых социальных установок идет поиск эффективных технологий.
В городских вузах и колледжах широко используются различные демократические проекты, в том числе «Дебаты», «Лидер 21 века», «Шаг в будущее». Гражданскому становлению студентов содействуют молодежные предприятия. Они помогают формировать рыночное мировоззрение, профессиональные знания и практические навыки. Ярмарки таких компаний, выставки «Достижения молодых» стали в Москве уже традицией. Растут ряды студенческих педагогических и строительных отрядов. В городских вузах ширится волонтерское движение. Так, студенты организации «Единый мир» Московского городского психолого-педагогического университета работают с воспитанниками детских домов и школ-интернатов, с людьми, нуждающимися в психологической помощи.
В 20оЗ г. Департаментом образования Москвы было организовано несколько широкоформатных мероприятий: «Бал выпускников» для отличников учреждений начального и среднего профессионального образования; культурно-спортивный праздник «Посвящение в студенты»; «Чествование молодых специалистов», «Новогодний бал студентов вузов и колледжей» и т. д.
Московская система педагогического образования, динамично обновляясь и развиваясь, занимает высокий статус в образовательном сообществе. Участие России в Болонском процессе может укрепить столичные позиции на мировом рынке образовательных услуг, годовой оборот которого в конце прошлого века превышал 100 млрд долларов (из них 18 млрд зарабатывали США за счет целенаправленной работы по «рекрутированию» студентов).
Грядущее взаимное признание российских и европейских дипломов, возможность экспорта образования, особенно в страны СНГ, будут способствовать повышению качества образования и его конкурентоспособности. Но членство в Болонском клубе накладывает и серьезные обязательства, в том числе по структурной перестройке системы высшего образования. До 2010 г. России предстоит ввести общеевропейскую двухуровневую систему «бакалавр - магистр». По европейским стандартам прохождение первого уровня продолжается от 3 до 4 лет и завершается присвоением степени бакалавра, что дает возможность работать в определенной области. Дальнейшее годовое или двухлетнее обучение по программам второго уровня ведет к получению степени магистра, которая открывает двери в научную и прикладную деятельность. Две основные ступени дополняет докторский уровень. Следующая составляющая европейской системы образования - кредитная система. Размерность обучения определяется количеством кредитных баллов, которые необходимо набрать для получения диплома. Каким образом это будет достигнуто - неважно.
Подобный подход позволяет студенту не только участвовать в составлении собственной программы обучения, но и выбирать его форму. Правда, приоритетом при этом является не фундаментальность подготовки, а общеобразовательный ценз. Поэтому не следует просто копировать западные модели.
Для сохранения базовых принципов нашего образования при подготовке бакалавра нужно, чтобы дисциплины и курсы по выбору обучающегося дополняли в каждом цикле профильные дисциплины. И обязательно сочетались с научно-исследовательской работой. Таким образом, организационно-структурная модель «бакалавр - специалист - магистр» в городской системе педагогического образования должна создаваться на основании взвешенного подхода.
Сегодня обучение в университете обеспечивает получение студентом фундаментальных предметных и психолого-педагогических знаний, а также широкой общекультурной подготовки. При этом Программа модернизации столичного образования основным критерием определила качество. Данная программа представляет собой многомерную концепцию, которая охватывает учебные и академические программы, промежуточный и итоговый контроль, научные исследования и стипендии, укомплектование кадрами и учащимися, материально-техническую базу. В связи с этим целесообразно создать полноценную электронную систему информационностатистического обеспечения, включая банк данных образовательных программ и методик. Ведь очень важно учитывать все факторы, оценивать неиспользованные возможности и находить эффективные решения. В учебном процессе вузов и колледжей должны постоянно отрабатываться новейшие формы, методы обучения и апробироваться различные технологии диагностики знаний и умений. Основой в управлении качеством образования служат процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации.
Однако существуют и другие важные инструменты. К примеру, для определения качества, уровня и рейтинга английских университетов привлекаются различные общественные советы экспертов, которые осуществляют независимый аудит. Прогрессивной формой являются системы оценки, организованные самими учебными заведениями.
Проведение в вузах и колледжах проблемного анализа, принятие действенных мер по устранению выявленных пробелов - важный способ повышения качества образования.
Исследования показывают, что у молодых специалистов возникают трудности с психолого-педагогическими дисциплинами, информатикой, практическими навыками. Новые педагогические подходы призваны развивать компетентность, коммуникативность, творческий и критический анализ, независимое мышление и стремление к самообучению.
Серьезной задачей является подготовка к Единому государственному экзамену и к профильному обучению в старших классах общеобразовательных учреждений. Острым остается вопрос подготовки инженерно-педагогических кадров для профессиональной школы.
На повышение уровня практической подготовки учителей направлено решение Департамента образования о введении в вузах занятий по форме «мастер-класс». В Московском городском педагогическом университете введена система непрерывной педагогической практики для выпускного курса.
Создана реальная преемственность образовательного процесса. Довузовская подготовка осуществляется в педагогических классах. Значительная часть их выпускников выбирает профессию учителя. В базовых колледжах по ряду дисциплин ведут занятия преподаватели вузов. Сопряженные программы позволяют выпускникам колледжей продолжать обучение на втором или третьем курсе вузов. Обучение в педагогических вузах продолжают 58 % выпускников.
Термин «колледж» во всем мире традиционно указывает на высшую ступень профессионального образования. В США в двухгодичных колледжах обучаются 5,5 млн студентов, т. е. 37% всех студентов. Выпускники английских колледжей получают высший национальный диплом, или степень бакалавра.
К сожалению, в нашей системе статус бакалавра и должности, на которые он может претендовать, остаются недостаточно конкретизированными. Однако в русле Болонской декларации можно рассмотреть вопрос подготовки бакалавров на базе колледжей.
В деятельности городских педагогических колледжей развиваются перспективные направления: педагогики и информационных технологий; музыкальноэстетическое; социально-педагогическое и др.
Расширяется подготовка педагогов и воспитателей дошкольных и коррекционных образовательных учреждений, а прием на предметные специальности для основной школы и начального образования сокращается.
Вообще, перспектива развития педагогических колледжей зависит от многих факторов, часто прямо противоположных. С одной стороны, существует ориентация столицы на учителей с высшим образованием, введение профильного обучения, демографические тенденции. С другой стороны, наблюдается значительное увеличение потребности в воспитателях дошкольных учреждений, педагогах дополнительного образования, т. е. специальностях, не требующих полномасштабного высшего образования.
Проводимый Департаментом детальный мониторинг позволяет определять наиболее эффективные пути развития системы педагогического образования. Одним из них является формирование рыночных экономических отношений, которые требуют от руководителей умения работать в режиме менеджеров. Этой задаче способствует постепенный переход руководителей на контрактную систему и введение рейтинговой оценки их деятельности.
Рыночным инструментом служит развитие многоканального финансирования образовательных учреждений и их экономической самостоятельности. Значительно повышается уровень академической свободы. В режиме инноваций работают все городские вузы, 11 педагогических колледжей имеют статус федеральной и городской площадки по актуальным направлениям.
Важнейшей составляющей модернизации является продвижение новых технологий. Неотъемлемой частью столичного педагогического образования стали компьютерные обучающие программы, системы тестирования знаний, телеконференции, электронная почта.
Однако помимо улучшения оснащения необходима техническая подготовка каждого учителя, позволяющая обслуживать оборудование и использовать информационные технологии в учебном процессе. Для этого существует немало способов, доступных с точки зрения затрат.
Можно проводить целевую подготовку первокурсников и создавать студенческие группы технических консультантов, которые совместно с преподавателями будут реализовывать проекты с использованием информационных технологий.
Разветвленная инфраструктура должна вписать все учебные заведения в глобальную сеть Интернет. К примеру, сверхмощный немецкий провайдер «ДойчеТелеком» обеспечивает 40 000 школ Германии бесплатным доступом по регламенту «Т-online». В системе столичного педагогического образования большинство учреждений имеют доступ в Интернет и собственные веб-сайты. Но в ряде учебных заведений отношения с Интернетом остаются проблемными, а время обязывает нас более активно использовать технологии «открытого образования». Например, в шведском проекте «Сетевые университеты» участвуют 34 высших учебных заведения. В виртуальной форме там обучаются 40 000 студентов.
Темпы развития российского онлайнового обучения и западного пока несопоставимы. Это дело сложное и кропотливое, но потенциал столицы позволяет его форсировать. Так, активно занимаются созданием дистанционных форм обучения Московский институт открытого образования и Московский городской психолого-педагогический университет.
Новые ориентиры в организации вузовского обучения возникают в связи с европеизацией и глобализацией. Помимо информационных технологий они включают владение иностранными языками, знание европейской культуры и традиций. Важное условие нового века - создание партнерских отношений. Департамент содействует развитию многовекторного социального партнерства вузов, колледжей, в том числе с окружными управлениями образования. При этом особое внимание уделяется вопросам трудоустройства выпускников. Главное - создавать для молодых специалистов атмосферу психологического комфорта и поддержки в коллективе, в том числе возрождая институт наставничества.
Сегодня педагогический корпус столицы приближается к 140 000 человек. При этом остается дефицит учителей иностранного языка, физкультуры, информатики, воспитателей дошкольных учреждений. Хроническая нехватка преподавателей, высокий коэффициент текучести - все это давно не является тенденциями отдельных регионов или стран, а приобрело мировой статус. В 2002 г. 1300 английских начальных школ объявили вакансии на должность директора из числа зарубежных специалистов.
Эффективность российской системы педагогического образования, по утверждению заместителя министра образования А.Ф. Киселева, не превышает 20%. А 80 % молодых специалистов трудоустраиваются в негосударственные учебные заведения либо не по полученной профессии. В связи с этим важно продолжить практику выделения бесплатных мест на подготовительных курсах для учащихся из социально незащищенных семей, а также расширить столичный опыт по целевой подготовке специалистов на контрактных условиях.
Целесообразно предусмотреть педагогическую практику сроком до одного года как условие получения диплома (по типу врачебной интернатуры). Действенным механизмом может стать система государственных субсидий. Так, для обучения в педагогическом вузе человек получает субсидию, которую может не возвращать, если пойдет работать в школу, скажем, на три года.
Существенную помощь могут оказать мобильная база данных по кадровой обеспеченности и качественные механизмы прогнозирования потребности в специалистах.
В систему педагогического образования внесет коррективы и Единый государственный экзамен. Новая модель формирования студенческого контингента - это отбор на конкурсной основе наиболее подготовленной молодежи, которая, получив сертификаты, будет иметь право выбора учебного заведения. К сожалению, педагогические вузы, по данным социального опроса, в рейтинговые не попадают.
Кардинально повлиять на конкурентоспособность педагогического образования может только повышение престижа профессии учителя, расширение мер по социальной защите и поддержке преподавателей вузов и колледжей, в том числе по совершенствованию оплаты их труда, обеспечению жилой площадью, доступу к научной информации.
Востребована масштабная кампания по пропаганде профессии учителя с использованием современных рекламных приемов и административного ресурса. Каждое окружное управление образования, любое образовательное учреждение столицы может стать агитационной площадкой с красочной информацией о городских педагогических вузах и колледжах.
Не последнюю роль играют Дни открытых дверей, совместные конкурсы преподавателей, студентов, учащихся, включая КВН, музыкальные фестивали, спортивные состязания. Важно задействовать культовые увлечения молодежи. Например, огромным потенциалом обладает интернет-сообщество. Конструктивна организация сетевых конкурсов с обязательным призовым фондом. Главное, чтобы этой работой занимались студенты, поскольку активная жизненная позиция, реальная вовлеченность молодежи в процесс управления являются непременным условием при подготовке учителя.
Общей задачей для педагогов и психологов Москвы является эффективная реализация потенциала развития, заложенного в системе столичного профессионального образования.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1502
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 484
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0