Конкурс «Педагог-психолог — 2004»

572

Общая информация

Рубрика издания: Юбилейные даты

Для цитаты: Войтчик Т.Н., Савина В.В. Конкурс «Педагог-психолог — 2004» // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 1.

Полный текст

В Москве функционирует и активно развивается Служба практической психологии образования, имеющая свою историю, начало которой положено в 80-х гг. XX в. экспериментальным введением должности психолога в образовательные учреждения. Итогом этого эксперимента стало утверждение должности психолога в учреждениях образования в 1989 г. и ежегодное увеличение числа психологов. В дальнейшем закономерно обострился вопрос структурирования и содержательного наполнения их деятельности.
Чтобы помочь психологам в определении своего места в учреждении и содержания работы, с 1997 г. стали проводиться ежегодно конкурсы психологического мастерства. Основной задачей первых конкурсов профессионального мастерства педагогов-психологов было повышение статуса психологической работы в образовании и распространение опыта организации их деятельности. До 1999 г. эти конкурсы проводились в рамках Службы практической психологии образования города. Следствием этой работы стало введение номинации «Школьный психолог» в конкурс «Учитель года». Конкурс профессионального мастерства психологов, таким образом, занял свое место среди всех специалистов педагогического процесса. С 2003 г. эта номинация разделилась на номинацию «Учитель психологии» в рамках конкурса «Учитель года» и конкурс «Педагог-психолог», сопутствующий конкурсу «Учитель года».
В 2004 г. традиционно был проведен очередной конкурс «Педагог-психолог» с 102
целью дальнейшего повышения престижа Службы практической психологии образования Москвы, а также выявления талантливых специалистов, их поддержки и поощрения, распространения передового опыта работы.
Конкурс проходил в соответствии с Положением о Московском городском конкурсе «Педагог-психолог», в рамках Московского городского конкурса «Учитель года-2004», в два этапа: окружной и городской.
Первый (окружной) этап проходил с декабря 2003 г. по февраль 2004 г. В нем приняли участие б4 педагога-психолога из 10 учебных округов. В результате было выбрано 10 кандидатур, по одному человеку от каждого округа, для участия на городском этапе конкурса. Ими были Гурова Елена Валерьевна (Северо-Восточный административный округ); Сарвилина Елена Анатольевна (Зеленоградский АО), Лупа- нина Светлана Викторовна (Центральный АО), Шаповалов Дмитрий Сергеевич (Северный АО), Никифорова Галина Владимировна (Северо-Западный АО), Владимирова Юлия Николаевна (Восточный АО), Судейская Лариса Семеновна (Юго-Западный АО), Богачева Татьяна Анатольевна (Южный АО), Бобрышова Елена Ивановна (Юго-Восточный АО), Майзель Анна Семеновна (Западный АО).
Городской этап состоял из двух туров. Во время первого тура участники прошли собеседование с членами жюри, дали открытые занятия с последующим самоанализом, провели творческую самопрезен- тацию авторских материалов, включающую защиту рабочих программ, разработок и т. п.
Второй, финальный, тур имел форму публичных выступлений, раскрывающих личностные и профессионально значимые качества конкурсантов.
Работу каждого этапа оценивало жюри в составе:
председатель - Дубровина Ирина Владимировна , зав. лабораторией психологической службы МГППУ, доктор психологических наук, академик РАО, профессор;
заместитель председателя - Романова Евгения Сергеевна, декан факультета психологии МГПу, доктор психологических наук, профессор;
члены жюри:
Андреева Алла Домировна, старший научный сотрудник МГППУ, кандидат психологических наук;
Данилова Елена Евгеньевна, ведущий научный сотрудник МГППУ, кандидат психологических наук;
Дементьева Людмила Яковлевна, победитель конкурса «Учитель года - 2000» в номинации «Педагог-психолог»;
Зиновьева Марина Владимировна, главный специалист отдела коррекции, психолого-педагогического сопровождения, кандидат психологических наук;
Морозова Наталья Васильевна, директор Центра научно-методического обеспечения службы практической психологии в системе Департамента образования Москвы, кандидат психологических наук;
Парфенюк Ирина Викторовна, заместитель директора Центра научно-методического обеспечения службы практической психологии в системе Департамента образования Москвы;
Прихожан Анна Михайловна, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, доктор психологических наук, профессор;
Толстых Наталия Николаевна, старший научный сотрудник МГППУ, кандидат психологических наук;
Умняшова Ирина Борисовна, победитель конкурса «Учитель года - 2002» в номинации «Педагог-психолог».
До сих пор существует проблема оценки психологического мастерства и его инновационной составляющей. Особенно остро эта проблема стоит перед жюри и организаторами конкурса «Педагог-психолог», так как жюри конкурса приходится оценивать не просто урок, а занятие, не укладывающееся в рамки традиционной педагогической оценки. Естественно, ежегодно вносятся коррективы в психолого-педагогические критерии оценки представленного на конкурс опыта работы, так как профессиональная функция педагога-психолога имеет размытые границы, а профессиональная ответственность не может быть соответственно оформленной из-за недостаточности четких методических требований к содержанию работы и критериев оценки его деятельности.
Таким образом, выработка критериев оценки представляемого на конкурс опыта работы педагога-психолога становится в том числе основанием для оформления методических требований к его деятельности в целом.
Проведение конкурса «Педагог-психолог» на всех уровнях предполагает:
анализ содержания и технологии деятельности педагога-психолога в системе образования, новых приемов и подходов к работе;
оценку системы работы психолога, ее научно-методического и профессионального уровня;
знание психологических и научно-методических основ деятельности педагога- психолога;
владение профессиональными навыками работы;
использование достижений психологической науки в повседневной деятельности;
гуманистическую ориентацию на развитие личности учащегося и его индивидуальности, успешную самореализацию в обществе;
культурологическую позицию конкурсанта.
Таким образом, основной целью конкурсов профессионального мастерства является определение специалистов, владеющих эффективными, приносящими наилучший результат, методами, приемами и способами работы и, как следствие, профессионализация психологической работы специалистов Службы. Благодаря конкурсу выявляются новаторские идеи и инновационные технологии современной психолого-педагогической практики.
В результате всех конкурсных испытаний были определены победители: Никифорова Галина Владимировна - педагог- психолог Центра образования № 1619 Северо-Западного АО; Судейская Лариса Семеновна - педагог-психолог Славянско-англо-американской школы «Марина» Юго-Западного административного округа.
Приз зрительских симпатий получил Шаповалов Дмитрий Сергеевич - педагог- психолог Центра образования № 1601 Северного административного округа.
Конкурс «Педагог-психолог - 2004» стал очередным вкладом в повышение эффективности психологической практики образования, приближающим решение обозначенных проблем.

Информация об авторах

Войтчик Т.Н.

Савина В.В., педагог-психолог Центра научно-методического обеспечения службы практической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 899
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 572
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1