6 июня 2025 года Ирина Владимировна Дубровина, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, советник ректора МГППУ, член президиума Федерации психологов образования России, отмечает 90-летний юбилей.
***
Дорогая Ирина Владимировна!
Коллектив преподавателей и сотрудников Московского государственного психолого-педагогического университета и Федерации психологов образования России, эксперты и участники Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России» с огромной радостью и уважением поздравляют Вас с замечательным юбилеем!
Выражаем Вам искрению признательность за огромный вклад в профессиональное становление и развитие психологов и преподавателей психологии, образование Психологической службы в системе образования России, развитие научных школ в области педагогической психологии образования, психологической культуры личности, преподавания психологии в средней и высшей школе!
Ваши коллеги и ученики, все, кто Вас знает, сегодня в Ваш адрес произносят много теплых пожеланий.
Мы горячо любим Вас и всегда будем дорожить знаниями и опытом, полученным благодаря Вашему труду и участию, временем, проведенным с Вами вместе! Здоровья Вам и долгих творческих лет!
***
Дорогая Ирина Владимировна!
От всего сердца, с трепетом и безмерным восхищением коллектив педагогов-психологов города Москвы поздравляет Вас с юбилеем!
Ваш юбилей — это не просто дата в календаре. Это — сияние мудрости, накопленной за эпоху; отпечаток бесценного опыта, которым Вы щедро делились и продолжаете делиться. Вы — душа отечественной педагогической психологии, создавшейся благодаря Вашему таланту, преданности и неугасимому интересу к Человеку, а особенно — к Ребенку.
Для нас, московских педагогов-психологов, Ваше имя — больше, чем имя ученого или автора книг. Вы — наш главный Ориентир в сложном мире детской души, в лабиринтах образовательного пространства огромного мегаполиса. Ваши фундаментальные труды, статьи, выступления — не просто «настольные книги». Это путеводители, помогающие нам находить верный профессиональный путь. Они учат не просто диагностировать и консультировать, а чувствовать, понимать, сопереживать и бережно сопровождать каждого ребенка — в какую бы школу он ни пришел.
Ирина Владимировна, Вы — хранительница истинных ценностей нашей профессии. Ваша научная честность, принципиальность и глубина — эталон для всех нас. Ваша душевная теплота, неподдельный оптимизм и редкий дар находить самые точные, самые ободряющие слова — согревают и вдохновляют поколения Ваших учеников, дают нам веру в себя, в свои силы и в возможность изменить мир вокруг каждого маленького человека к лучшему.
Спасибо Вам, дорогая Ирина Владимировна, за безграничную мудрость, ставшую основой нашей профессиональной совести; за проницательное сердце, научившее видеть за поступком — личность, за проблемой — потенциал.
В этот солнечный летний день мы желаем Вам крепчайшего здоровья и бодрости духа, неиссякаемого внутреннего света и тепла, которое Вы так щедро дарите миру. Пусть Ваш «великолепный век» продолжается долгие годы, наполненный любовью, вниманием и искренним восхищением всех, кому посчастливилось быть рядом с Вами.
Пусть Ваша мудрость и доброта еще долгие годы остаются путеводной звездой для всех нас!
С глубочайшим уважением и любовью, коллектив педагогов-психологов города Москвы
***
Дорогая Ирина Владимировна!
Не просто быть психологом и лекарем души!
Но Вы — великий мастер, мы Вами дорожим!
Вы — мэтр наш известный, душевный человек!
Насыщенным пусть будет великолепный век!
Улыбки и объятья пусть радуют всегда!
Вы наша дорогая, путеводная звезда!
От волгоградских-сталинградских психологов.
***
Дорогая, любимая Ирина Владимировна!
Примите от меня и от всех психологов Самарской области наши искренние поздравления с днем рождения, с Юбилеем! Вы тот человек, который своим душевным теплом, мудростью, тактом и оптимизмом вселяет в нас веру в себя, в свои силы и в то, что мы и как профессионалы, и просто «человеки» можем изменить мир, окружающий ребенка. Благодаря Вам многие смогли более внимательно, понимающе посмотреть на ребенка и на себя. Вы наш великий и добрый учитель и друг. Это великое счастье, что судьба подарила возможность быть рядом с Вами. И пусть эти времена будут длиться долго-долго!!!
Татьяна Николаевна Клюева, директор ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр», председатель Самарского регионального отделения Федерации психологов образования России
***
Педагоги-психологи системы образования Чувашской Республики и я лично от всей души, с огромным уважением и с искренней любовью поздравляют нашу дорогую и самую душевную Ирину Владимировну Дубровину с юбилейным днем рождения!
Обычно в такой день все желают, конечно же, здоровья и благополучия! И мы тоже этого желаем! И еще желаем Вам, Ирина Владимировна, вот именно так, одновременно и тихо, и весьма лихо, так, как только Вы умеете, говорить нам о своих мыслях и чувствах про то, что происходит здесь и сейчас в нашем профессиональном сообществе, у истоков создания которого Вы стояли в те далекие 80-90-е годы XX века!
Без Вашего мнения, без Ваших предложений, без Вашей критики и без Вашей похвалы нам всегда чего-то не хватает! Хочется обязательно уточнить: а что думает Ирина Владимировна?
Мы учимся у Вас чуткости и внимания к каждому собеседнику, прозорливости в отношении перспективности новых профессиональных идей, любви к Ребенку и содействию Родителям и Педагогам!
Ваши профессиональные идеи и ценности, заложенные в Ваших трудах, — это и наше профессиональное кредо!
Благодарим Вас за годы активного сотрудничества, за наставничество и поддержку! И дальше летим вместе!
Татьяна Николаевна Удина, директор МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содружество», председатель Чувашского регионального отделения Федерации психологов образования России, город Чебоксары
***
Глубокоуважаемая Ирина Владимировна!
Примите самые искренние поздравления с Днем рождения, с Юбилеем!
Вы — доктор самой лучшей из наук,
Ваш вклад в ее развитие так значим и велик!
Одна из самых важных, основных заслуг -
Что каждый из психологов в стране — Ваш ученик!
Вы — основатель службы в школе! И психолог
На страже детской психики всегда,
Вы — главный школьной службы идеолог!
Ее создание — плод Вашего труда!
Вы руку держите на «пульсе времени» —
Все Ваши начинания в моменте так нужны!
Они незыблемы и долговременны —
Для взрослых и детей особенно важны!
Ваш Юбилей — возможность снова
Благодарить Вас, поклониться до земли!
За деятельность Вашу, ставшею основой,
Чтоб мы на благо детства послужить могли!
Желаем Вам здоровья, процветанья!
Еще великих взлетов и побед!
В Ваш Юбилей звучат признанья —
Для нас Учителя важнее нет!
Калужская земля исконно считается местом духовной силы. Мы, педагоги-психологи Калужской области, передаем Вам частичку нашей силы, выражаем Вам искренние слова благодарности за неоценимый вклад в развитие психологической службы в нашей стране!
***
Уважаемая, любимая Ирина Владимировна!
Новосибирские психологи с глубоким восхищением встречают Ваш замечательный день рождения, Ваш потрясающий юбилей! Мы все ваши ученики, внимательно и глубоко изучаем ваши научные труды, статьи, выступления, и они поддерживают, вдохновляют нас, направляют, не позволяют сбиться с пути подлинной заботы о детстве, о безопасной и развивающей школе. Спасибо Вам за все: за вашу мудрость и проницательность, за научную глубину, честность и принципиальность, за умение найти самые верные, самые точные слова, за ваш оптимизм, энергию, очарование, человечность! Здоровья Вам, а мы, кто причисляет себя к профессиональной группе педагогов-психологов России, всегда будем испытывать уважение, почтение и любовь к Вам!
Татьяна Леонидовна Чепель, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
***
Дорогая Ирина Владимировна!
С сердечным теплом и искренними поздравлениями обращаюсь к Вам в этот знаменательный день — Ваш юбилей! Ваша жизнь и профессиональная деятельность являются ярким примером преданности психологической науке и служению людям. Вы внесли неоценимый вклад в развитие современной психологии образования, а особенно в развитие психологической службы в системе образования России.
Ваши труды по вопросам психологического здоровья детей и подростков открыли новые горизонты в понимании их потребностей и проблем. Благодаря этому специалисты в области образования получили возможность применять Ваши идеи на практике.
Еще я хочу отметить очень ценные человеческие качества, которые притягивают к Вам, как к магниту, — позитивное мышление, доброта, чуткость, внимание к людям, безусловная вера в человека, которые помогают людям, находящимся рядом с Вами, чувствовать уверенность и быть готовыми справляться с любыми жизненными и профессиональными трудностями.
В этот особенный день желаю Вам здоровья, благополучия и новых научных успехов. Пусть каждый день приносит радость и удовлетворение.
С юбилеем, дорогая Ирина Владимировна!
С уважением и любовью, Татьяна Анатольевна Егоренко, заведующий кафедрой «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» МГППУ
***
Уважаемая Ирина Владимировна!
Примите наши искренние поздравления в Ваш большой праздничный день. Мир смотрит на человека через его слова, через его дела в личной и социальной жизни и в профессии. Не каждому человеку дается счастье масштабных, по-настоящему ценных для общества дел, глубины и благодати созерцания, тонкости осмысления происходящего. Такое особенное счастье случилось в Вашей жизни, и оно всегда результат огромного трудолюбия самого человека. Желаем Вам самых простых человеческих вещей: здоровья, мира, благополучия, и пусть помощь, которую Вы оказываете другим, обернется поддержкой в трудную минуту.
С уважением, коллектив института психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского
***
Уважаемая Ирина Владимировна, с Юбилеем Вас!
Когда мы становились психологами, Ваши книги, работы были для нас важными ориентирами в мире школьной психологии, и сегодня Ваши мудрые слова о детях и образовании возвращают нас к истинным ценностям. Любим, всегда помним и ждем встречи!
Лариса Казимировна Чаусова, директор ГБУ Ростовской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
***
Дорогая наша Ирина Владимировна!
Из статуса Родительницы школьной психологической службы Вы в свой солидный Юбилей перешли в статус Прародителя. Позвольте Вам, как любимой-уважаемой-почитаемой Бабушке, пожелать благополучия, благоздравия и благосостояния! Будьте с нами, с Вашими психологами-детьми и психологами-внуками, долго. Вы нам нужны!
Жанна Геннадьевна Кулькова, старший методист МАУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска», председатель Челябинского регионального отделения Федерации психологов образования России
***
Уважаемая, дорогая Ирина Владимировна!
От всей души поздравляю Вас с прекрасным днем! Для нас, психологов образования, Вы являетесь профессиональным и личным ориентиром! Примером, как важно быть верным своей профессии, своему любимому делу! Вы своим примером показываете, как важно относиться с уважением и мудрым пониманием к окружающим нас людям и чутко относиться к детям. Ваши книги — мы на них учились и до сих пор это настольные книги психологов, где выстроен путь и векторы развития психологического сопровождения в образовании. Ценю наше общение, напутствия в работе и профессиональном развитии! Здоровья, долголетия, спасибо за все!
Светлана Валентиновна Мурафа, доцент ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
***
К юбилею профессора И.В. Дубровиной. Благодарственное письмо из Дании
Как мне повезло, что на моем профессиональном пути встретилась И.В. Дубровина! Сегодня, в дни празднования юбилея Ирины Владимировны, многие так думают. Я тоже.
С уверенностью могу сказать, что психолог, профессор Ирина Владимировна Дубровина — часть моей биографии. И профессионального становления. И это несмотря на то, что я не являлась ни ее студенткой, ни сотрудницей. Мы пересекались в жизни всего несколько раз. Но каких!
Я часто размышляю о пути профессионала — специалиста в профессии, его становлении, профессиональном мышлении, его формировании. Что и кто на него влияет? Все больше прихожу к мысли, что — личность. Личность другого профессионала, «старшего по профессии». Как он действует? В том числе, и по отношению к тебе. Как он решает свои профессиональные задачи. Какой он? Какие решения находит в самых разных жизненных и рабочих ситуациях?
Особенно это имеет значение в начале пути, для молодого специалиста, только входящего и осваивающегося в профессии. И дальше важно на пути становления, когда к тебе начинают обращаться как к коллеге.
Что отличает профессионала? Особенно если профессионал занимает должность руководителя науки. Я думаю, что в первую очередь, это то качество, которое Ю.М. Забродин называл «чувствительность к проблеме». Это качество как раз присуще Ирине Владимировне Дубровиной. Чувствительность к проблеме позволяет почувствовать новую нишу в исследованиях, поддержать развитие темы, начинание, дать шанс.
Мою первую встречу с И.В. Дубровиной я считаю своим первым благословением в профессии. И вот почему. 1988 год. Будучи молодым специалистом, три года отработавшим преподавателем педагогики и психологии, я намеревалась вернуться к своему научному интересу — психологии искусства, исследованиям в области театра. Для этого мне нужен был свободный доступ в какой-нибудь московский театр. Но кто я для директора театра, чтобы обеспечить мне свободный доступ? У меня на руках должно бы было быть что-то, с чем я могла бы к ним обратиться.
Куда может отправиться психолог с таким запросом? Размышления привели меня прямо в Психологический институт на Моховой. Тук-тук. «Можно войти?» — постучалась я в кабинет, на двери которого было написано «Заместитель директора по науке Дубровина Ирина Владимировна». И вот я сижу перед доброжелательной, очень красивой, с умными проницательными глазами женщиной. И тут же перехожу к делу: «Я — психолог. Хочу провести исследование в театре. Мне нужно направление от Института». И я такое направление получаю. В считанные минуты. Буквально человек с улицы. Без лишних вопросов: кто я, чья я, откуда я, что проводить, зачем проводить?? Решение было мгновенно. Надо — значит надо. Через несколько минут я уже вылетала обратно. На крыльях. Навстречу своей мечте. Крылья у меня выросли не столько от открывшейся возможности, сколько от того, что я восприняла это направление как кредит доверия мне как специалисту.
Вот просто так получила заветную рекомендацию. Легко. Думаю, кстати, что это одна из черт Ирины Владимировны — решать нестандартные вопросы легко, без напряжения.
Это направление от Психологического института действительно сработало тогда — директор одного из ведущих московских театров выписал мне постоянный пропуск в театр без каких бы то ни было вопросов. К слову сказать, воспользоваться этим мне не пришлось, потому что к открытию театрального сезона, в сентябре 1988 г., я была назначена ответственным исполнителем Всесоюзного эксперимента по разработке новых учебных предметов для школ по направлению «Психология». На следующие 4 года моей задачей было разработать 4-летний курс психологии для подростков 8–11 классов в условиях реального эксперимента. И тут уж мне было не до театра.
Тем не менее, этот пропуск так и хранится в моем архиве — как путевка в профессию, выданная мне лично И.В. Дубровиной. Мне кажется, что я ощутила себя специалистом именно в тот момент, когда держала это направление в руках. Я тогда первый раз почувствовала почву под ногами в своей профессии. И это дорогого стоит.
Следующая наша встреча была не менее впечатляющей. Через много лет, в 2011 году, Ирина Владимировна нашла меня в другой стране, чтобы пригласить на конференцию в честь 10-летия преподавания психологии в школе. Я уже с десяток лет жила в другой реальности — бытовой и профессиональной, иные заботы, и вовсе не планировала ехать в Москву. «Вот, — думаю, — какая новость! Да у меня и загранпаспорта-то нет». И вообще планы совсем другие. Нереально. Но! Раз И.В. Дубровина зовет, значит, надо ехать. Я поехала в посольство — сделать паспорт. Остается две недели до конференции. Паспорт делается 2 месяца. Все равно подаю документы. И…за день конференции получаю звонок из посольства — паспорт готов! Еду в Москву, на конференцию к И.В. Дубровиной.
Эта конференция, помимо собственной ценности обмена знаниями, мнениями, докладами и радости от общения с коллегами, породила целый круговорот важных событий и круто изменила мою жизнь. Дело в том, что там произошло знакомство с одним доктором наук, благодаря чему вскоре появился посредством наших общих усилий первый российско-скандинавский проект. Вслед за этим мне удалось создать многолетнюю программу в датском университете, благодаря которой более 70 преподавателей целого ряда вузов России смогли посетить в течение многих лет курсы повышения квалификации в Роскильдском университете. А затем в течение следующих 6 лет я организовала международные проекты для психологов Дании и России благодаря грантам. И это исторический момент, надо сказать, — первый раз психологии России и Дании поехали друг к другу, могли познакомиться, пообщаться, провести совместные семинары. Вот таким богатым, продуктивным оказалось приглашение мне от Ирины Владимировны в 2011, породившим возможность для международного сотрудничества психологов вплоть до 2021 года.
И еще об одной своей встрече с Ириной Владимировной — поистине знаменательной. В один из визитов датской делегации в Москву, при посещении нами Психологического института на Моховой, я получила из рук Ирины Владимировны ни с чем не сравнимый подарок — сборник статей «Психология — учебный предмет современной общеобразовательной школы», уникальный экземпляр, который из лаборатории даже выносить было нельзя. На нем написано: «Последний и единственный экземпляр». Ирина Владимировна отдала его мне, несмотря на сопротивление своих сотрудников. Это подарок имеет теперь статус реликвии для меня. В приложение к этому подарку я получила тогда еще два: целый комплект учебников «Психология» для школьников, созданный коллективом лаборатории Психологического института, и собственную книгу Ирины Владимировны о психологии в школе.
Могу себе представить, что и этот подарок Ирины Владимировны, как и предыдущие, определит новый поворот как в моей судьбе, так и в науке, которой мы служим.
Профессиональное психологическое чутье, профессиональная интуиция, стратегическое профессиональное мышление как психолога, как руководителя науки, как исследователя — высокая планка, на которую подняла нашу профессию Ирина Владимировна своим примером — своим творчеством, своим отношением к профессии.
Хотелось бы отметить еще вот что — личность психолога. В лице Ирины Владимировны Дубровиной мы видим личность, которая находится в удивительной гармонии, балансе со своей профессией. Это человек стабильности и какого-то внутреннего, завидного равновесия. И это создает впечатление точного попадания в профессию. Ибо от психолога, как известно, ожидается, в первую очередь, именно это. Психологам, в отличие от других специалистов, меньше всего прощают несовпадения профессии и личности. Понятно, что психолог — это профессия, а не свойство личности. А все-таки любому человеку хочется, чтобы у психолога одно с другим совпадало — человек и профессия. Не каждому это дано. Не каждому психологу удается «совмещать» личность и профессию настолько, что одно так корректно и ярко выражено в другом и наоборот. Поэтому так ценен живой пример гармонии и баланса. Реальное воплощение идеала профессии психолога. Когда человек конгруэнтен сам себе. И своей профессии.
К счастью, есть такой человек в нашей профессии — Ирина Владимировна Дубровна!
Многие лета! С днем рождения Вас, дорогая Ирина Владимировна!
С глубочайшим уважением и признательностью,
Маргарита Владимировна Попова, кандидат педагогических наук, преподаватель-исследователь по педагогике и психологии, автор-разработчик курса психологии как учебного предмета для школьников 8—11 классов, руководитель международных проектов, Москва — Копенгаген