Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9098Новости 1795Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Компьютерные коммуникации в совместной учебной деятельности 1010

Крицкий А.Г.
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и развития, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО ВГСПУ), Волгоград, Россия
e-mail: Kritsky.Alexander@gmail.com

Щербинин М.Ю.
аспирант кафедры психологии образования и развития, старший преподаватель кафедры психологии образования и развития ВГПУ., Волгоградский государственный педагогический университет, Россия
e-mail: tscherbinin@t-k.ru

Аннотация

Ставится проблема организации совместных форм обучения в условиях использования информационных технологий, разработки новых технологий обучения, основанных на применении компьютера как средства формирования учебно-профессиональной деятельности. В приведенном исследовании, направленном на изучение особенностей компьютерно опосредованных коммуникаций в учебной деятельности, получены данные о влиянии управления коммуникативными потоками на изменение характера общения и становление совместных учебно-познавательных действий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

<...>

В отечественных психолого-педагогических исследованиях существует большой пласт работ, ориентированных на изучение психологических аспектов организации совместной учебной деятельности с использованием компьютера, в рамках проектирования коммуникативно ориентированных сред** [5, 6, 9]. Особое внимание
уделяется психологическим условиям, при которых возможно возникновение и развитие учебно-познавательных действий.

Методология вопроса о возможностях информационных технологий восходит к психолого-педагогическому пониманию смысла обучения. В своей исследовательской работе мы опираемся на представления культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теорию развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, где психическое развитие человека понимается как присвоение в коммуникативной практике обобщенных, объективно существующих способов деятельности. Особо заостряя внимание на том, что совместная деятельность осуществляется через коммуникацию, т. е. коммуникация является средством деятельности, а не только ее условием, полагаем важным и актуальным рассмотрение психологических особенностей использования компьютерных коммуникаций в качестве средства учебного взаимодействия. Данная область значима в решении психологопедагогических задач организации совместных форм обучения, опосредствованного компьютерными коммуникациями, например в дистанционном обучении.

<...>

Литература
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л., 1935.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  5. Коммуникативно ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Под ред. В.В. Рубцова. М., 1996.
  6. Крицкий А.Г. Методика групповой организации учебной деятельности с использованием компьютера // Вопросы психологии. 1989. № 1.
  7. Перре-Клермон А.-Н. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  8. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения. М., 1987.
  9. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  10. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.,1995.
  11. Cazden C.B., Forman E. Exploring the Intellectual Value of Peer Interactions. Chicago, 1980.
  12. Crook Ch. Children as computer users: the case of collaborative learning // Computers and Education. 1998. Vol. 30.
  13. Crook Ch., Light P. Information technology and the culture of student learning // Bliss J., Light P., Saljo R. (eds). Learning sites, 1999.
  14. Light P., Nesbitt E., Light V., White S. Variety is the spice of life: student use of CMC in the context of campus based study // Computers and Education. 2000.Vol. 34.
  15. Lipponen L. Towards knowledge building discourse: from facts to explanations in primary students’ computer mediated discourse // Learning Environments Research. 2000. Vol. 3.
  16. Lipponen L., Rahikainen M., Hakkarainen K., Palonen T. Effective participation and discourse through a computer network: investigating elementary students’ computer-supported interaction // Journal of Educational Computing Research. 2002. Vol. 27(4).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика