Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Обусловленность отношения учащихся к школе социальными условиями развития 702

Соснова И.В.
кандидат психологических наук, Заместитель директора по воспитательной работе, негосударственное образовательное учреждение Центр образования «Новое образование» , Москва, Россия
e-mail: ivsosnova@gmail.com

Аннотация

В статье раскрывается решение одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем современной школы – пассивность учащихся. Проводится анализ социально средовых условий учебной, а точнее, образовательной мотивации учащихся. На основе проведенного теоретического и эмпирического материала показано, что организация развивающих возможностей, которые предоставляет школьная среда, приводит к качественным изменениям характера субъективного отношения учащихся к школе. В свою очередь, это детерминирует образовательную активность учащихся по использованию школьной среды. Проведенный анализ направлен на усиление личностно ориентированного подхода в образовании, который позволяет по-новому проанализировать социально-педагогические условия школы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Анализ  образовательной  среды  проводится  с  помощью  следующих  дескрипторов:  модальность,  широта,  интенсивность, осознаваемость,   устойчивость,   обобщенность,   эмоциональность,   доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность.

1. Модальность  образовательной  среды  является  ее  качественно содержательной  характеристикой.  В  то  время  как  все другие   параметры   дают   количественную характеристику   образовательной   среды, показывая   высокую   или   низкую  степень выраженности  того  или  иного  показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки  зрения.   В   качестве   эффективного инструмента   психолого-педагогической экспертизы образовательной среды выступает, в частности, коэффициент модальности,  который  отражает  степень  использования  воспитанниками  развивающих  возможностей  (ресурсов  среды).  Коэффициент  модальности,  во-первых,  тем  больше, чем   выше   активность   и,   во-вторых,   при равной степени активности он больше в условиях  свободной  активности  и  меньше  в условиях свободной пассивности.

2. Широта служит ее структурно-содержательной   характеристикой,  показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее.

3. Интенсивность образовательной среды – ее структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной  среды  условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.

4. Степень  осознаваемости  ...

Литература
  1. Братченко  С. Л.  Введение  в  гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.
  2. Выготский   Л. С.   Основы  педологии.   М., 1934.
  3. Гусинский Э. Н. Тренинг семинар как средство  достижения полного  образовательного эффекта  //  Международная программа  переподготовки преподавателей психологии и педагогики  для  педагогических  учебных  заведений России. М., 1994.
  4. Давыдов  В. В.  Теория  развивающего  обучения. М., 1996.
  5. Зимняя  И. А.  Педагогическая  психология. М., 2001.
  6. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1.
  7. Кочеткова О. И., Ясвин В. А. Разработка методики  диагностики   отношения   к   школе   // Школьная образовательная среда: педагогическое проектирование и мониторинг качества / Под ред. В. А. Ясвина и В. А. Карпова. М., 2001.
  8. Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности: тексты. М., 1982.
  9. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
  10. Хараш  А. У.  Гуманитарная  экспертиза  в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1996.
  11. Ясвин   В. А.   Образовательная   среда:   от моделирования к проектированию. М., 2001.
  12. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика