Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Социально-экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования 1949Шведовская А.А. Загвоздкина Т.Ю. АннотацияВ статье описываются основные подходы к измерению социально-экономического статуса, распространенные в англоязычной социологической и психологической литературе. Рассматриваются близкие к социально-экономическому статусу понятия: «благополучие» и «качество жизни», их психологический смысл и подходы к их операционализации. Приводится краткий исторический обзор тенденций в организации исследований СЭС в сфере возрастной психологии и связанных с этим проблем. Анализируются две исследовательские стратегии: использование единого индекса и учет отдельных демографических и экономических переменных. Описывается модель переживания семьей экономического стресса, которая активно используется для изучения жизни современных семей с детьми, чей уровень жизни снизился в условиях экономического кризиса. Представлены данные о влиянии экономического стресса на детско-родительские отношения, на образ себя и школьную успеваемость у детей и подростков. Делается вывод о необходимости учета междисциплинарного характера СЭС в рамках психологических исследований и, в то же время, поиска путей перехода от объективных измерений СЭС к субъективным. Ключевые слова: социально-экономический статус, психосоциальное благополучие, качество жизни, детско-родительские отношения, модель переживания семьей экономического стресса Рубрика: Психология семьи Тип: научная статья Фрагмент статьи
Современная практика работы с семьями выдвигает новые требования к учету социальных факторов, влияющих на психологическое развитие ребенка. Одним из таких фак-торов является социально-экономический статус – понятие, используемое для описания экономических и социальных условий жизни как семьи, так и отдельно взятого индивида. В ряде современных исследований [8; 11; 15; 21; 22; 25; 28] описывается влияние социально-экономического статуса на специфику субъективного переживания людьми своего положения в обществе, на особенности психологического благополучия семьи и каждого из ее членов, на психологическое развитие детей, особенности их идентичности, на родительское поведение и способы воспитания. Американская психологическая ассоциация создала рабочую группу по изучению проблем, связанных с социальноэкономическим статусом, которая в 2006 году под руководством S. C. Saegert представила доклад, рассматривая социальноэкономические факторы как «фундаментальные детерминанты, определяющие развитие, благополучие, психическое и психологическое здоровье на протяжении всей жизни человека» [26]. Российские исследования роли СЭС в психологическом развитии ребенка в основном касаются уровня озабоченности подростков проблемами в различных сферах жизни [2], а также воспитательных возможностей и характера детско-родительских отношений, причем наибольшее внимание уделяется семьям с различными вариантами социально-экономического неблагополучия [6]. Отечественные психологи рассматривают социально-экономические факторы через призму концепции социальной ситуации развития, включающей в себя объективные характеристики среды и субъективное переживание их ребенком. При этом внешние условия развития ребенка в обществе определяются не только его фактическим положением (социальным, экономическим, правовым), но и потребностями общества. Социальноэкономические группы могут отличаться требованиями к знаниям и умениям ребенка в том или ином возрасте, представлениями об успешном взрослом, которым он должен стать [2]. Литература
Статьи по теме
Семейная психология | Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Инвариантные и вариантные социально-психологические характеристики успешных замещающих матерей Щелкова О.Ю., Усманова Е.Б., Исурина Г.Л., Валиев А.К., Сушенцов Е.А. Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова Е.В. Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами Юридическая психология | Сафуанов Ф.С., Савина О.Ф., Морозова М.В., Калашникова А.С., Кулаков С.С., Переправина Ю.О., Забежинская И. Д., Малиновская М.А., Солдатова К.М., Бодрова О.К. Взаимодействие ребенка с родителем: судебно-психологические экспертные оценки |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|