Эффективность подсказки в формировании навыка отвечать на вопрос у детей с расстройствами аутистического спектра

1073

Аннотация

Описывается формирование интравербального поведения, включающего в себя понимание прочитанного, диалог и ответы на вопросы, а также мысли и воспоминания. Подчеркивается, что интравербальное поведение является базой для обучения простым коммуникациям, развития академических навыков, овладения профессиональными умениями. Отмечается, что многие люди с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности в освоении интравербального поведения, и до сих пор не существует методики, позволяющей научить их использовать его функционально верно и полно. Обращается внимание на то, что исследование эффективности различных видов подсказки в обучающих тренингах выполнено с целью оптимизации обучения интравербальному поведению детей с РАС. Проанализирована эффективность освоения навыка ответа на вопрос в условиях применения текстовых и эхоидных подсказок. Установлена более высокая эффективность текстовой подсказки в эксперименте с двумя испытуемыми, детьми разного пола 8 и 17 лет, имеющими диагноз аутизм. Делается вывод о том, что для вопросов, имеющих несколько или много правильных ответов, разница в эффективности текстовой и эхо-подсказок более существенна, чем для простых вопросов, имеющих единственный верный ответ.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, интравербальное поведение, текстовая подсказка, эхо-подсказка

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210310

Для цитаты: Первушина О.Н., Трубицына А.Н., Кондратьева Н.Г., Плисковская Е.Н. Эффективность подсказки в формировании навыка отвечать на вопрос у детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 85–96. DOI: 10.17759/pse.2016210310

Фрагмент статьи

Согласно Скиннеру, оперант Intraverbal определяется как вербальная реакция, возникающая в ответ на вербальный стимул . Интравербальное поведение подкрепляется социальным поощрением – ответом собеседника [6].

Литература

  1. Finkel A.S., Williams R.L. A comparison of textual and echoic prompts on the acquisition of intraverbal be- havior in a six-year-old boy with autism // The Analysis of Verbal Behavior. 2002. № 18. P. 61–70.
  2. Ingvarsson E.T., Hollobaugh T. A comparison of prom- pting tactics to establish intraverbals in children with autism // Journal of Applied Behavioral Analysis. 2011. Vol. 44(3). P. 659–664. doi: 10.1901/jaba. 2011.44-659.
  3. Neef N.A., Walters J., Egel A.L. Establishing gene- rative yes/no responses in developmentally disabled children // Journal of Applied Behavior Analysis. 1984. Vol. 17 (4). P. 453–460.
  4. Oah S., Dickinson A.M. A review of empirical studies of verbal behavior // The Analysis of Verbal Behavior. 1989. № 7. P. 53–68.
  5. Retard A.J.M. Response prompting and fading meth- ods: a review // American journal of mental retardation. 1990. Vol. 94(6). P. 603–615.
  6. Skinner B. F. Verbal Behavior. Acton. MA: Copley Publishing Group, 1957. 458 p.
  7. Valentino A.L., Shillingsburg M.A., Call N.A. Compar- ing the effects of echoic prompts and echoic prompts plus modeled prompts on intraverbal behavior // Jour- nal of Applied Behavioral Analysis. 2012. Vol. 45(2). P. 431–435. doi.org/10.1901/jaba.2012.45-431.
  8. Vedora J., Meunier L., Mackay H. Teaching intraver- bal behavior to children with autism: a comparison of textual and echoic prompts // Analysis of Verbal Beha- vior. 2009. № 25. P. 79–86.

Информация об авторах

Первушина Ольга Николаевна, кандидат психологических наук, декан факультета психологии, директор, зав. кафедрой психологии личности, Междисциплинарный центр прикладного анализа поведения для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, Новосибирск, Россия, e-mail: olgap7@yandex.ru

Трубицына Анна Николаевна, исследователь Центра прикладного анализа поведения Института медицины и психологии, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3702-4693, e-mail: atrubicyna@ngs.ru

Кондратьева Надежда Геннадьевна, ассистент кафедры психологии личности факультета психологии, сотрудник, Междисциплинарного Центра прикладного анализа поведения, Новосибирск, Россия, e-mail: n.kondratyeva@nsu.ru

Плисковская Евгения Николаевна, психолог кафедры психологии личности факультета психологии, сотрудник, Междисциплинарный Центр прикладного анализа поведения, Россия, e-mail: evgeniya-kalikina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3105
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1073
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4