Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 4. С. 36–50
doi:10.17759/pse.2019240403
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического благополучия
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: осознанность, полнота сознания, психологическое благополучие , управление средой, жизнестойкость, автономность, эмпатия, положительная перефокусировка, помещение в перспективу
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240403
Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений
Для цитаты: Шульга Т.И. Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 36–50. DOI: 10.17759/pse.2019240403
Полный текст
Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического благополучия
Теоретический анализ зарубежных и отечественных психологических исследований дает основание полагать, что опыт изучения осознанности как психологического феномена требует дальнейшего изучения . Зарубежные авторы затрагивают изучение осознанности взрослых и подростков, появляются новые данные о проявлении осознанности в разных возрастах и ее взаимосвязи с благополучием [5; 7; 8; 9; 17] . В настоящее время возникает задача систематизации исследований для выявления наиболее значимой и полезной информации по изучению осознанности [1; 3; 4; 6] . Представление об осознанности пришло в западную психологию из буддизма в связи с попытками найти средство для повышения психологического благополучия личности . В психологических исследованиях понятие осознанности не до конца определено, что требует его более детального изучения [3; 18; 19; 21; 24] .
Постановка проблемы исследования
В статье понятие Mindfulness (осознанность) рассматривается как свойство сознания, предполагающее специфическую регуляцию аффективных и когнитивных процессов . Можно предположить, что именно этот тип регуляции способствует оптимальному психическому функционированию человека Основываясь на двухкомпонентной модели Mindfulness, предложенной Бишоп и др. [9], многие авторы рассматривают первый компонент, который представляет собой саморегуляцию внимания — направление его на текущие внутренние и внешние стимулы как на уровне восприятия, так и на уровне контроля действий [10; 12; 13] . Второй компонент представляет собой набор механизмов, позволяющих освободить ресурсы внимания от параллельных процессов обработки информации . Это нереагирующее отношение к своему опыту — то есть восприятие внешних и внутренних стимулов с возможностью отсрочки процессов вторичной переработки информации (ассоциативные мысленные потоки, включение цепочек эмоциональных реакций, механизмов регуляции эмоций, например, таких, как отрицание или подавление их и т д ) Воздержание от оценки своего внутреннего опыта, при котором каждая возникающая мысль, чувство, ощущение принимаются и признаются такой, как есть Умение вербально описывать внутренний и внешний опыт делает его осознаваемым, позволяет его интегрировать без «зависания» в нем [4; 7; 9; 20]
Анализируя исследования зарубежных авторов [2; 6], выделяют разные компоненты осознанности, при этом изучающие их методики ориентированы на отличающиеся содержанием осознанности По мнению исследователей, при измерении осознанности возникает ряд проблем, связанных с тем, что содержание Mindfulness не понятно человеку, не имеющему практики и не знакомому с теорией медитации [6]
Некоторые авторы для решения этой проблемы убирают пункты, труднопонимаемые респондентами, — специальную терминологию, а также произвольно вводят пункты, оценивающие уровни развития осознанности [3; 8; 10; 14] . Кроме того, осознанность измеряется через ее отсутствие, более понятное человеку западной культуры, — mindlessness (невовлеченность в происходящее вокруг, снижение внимания ко внутренним и внешним стимулам, действия на автомате) . Однако появляется другая проблема — что именно в каждом конкретном случае измеряется и как понимается при этом осознанность?
Наиболее известный зарубежный исследователь Кабат-Зинн считает, что осознанность — это присущая человеку способность, и что все мы осознанны в той или иной степени в разные моменты нашей жизни [20] По его мнению, важно изучать осознанность в различных группах населения, для чего необходимо разработать шкалу, которая использовала бы язык, понятный для людей без опыта медитации . Инструмент, который оценивает осознанность в повседневной жизни, по мнению автора, может быть полезен в практике работы
Концептуальный аппарат, лежащий в основе создания методики изучения осознанности, в наибольшей степени испытал влияние взглядов многих зарубежных исследователей, которые обеспечили наиболее эксплицитное и детальное описание поведенческой концепции осознанности [11; 15; 16; 22; 23; 25] .
В отечественной психологии только начинаются исследования осознанности лиц разных категорий людей и социальных групп . На основе теоретического анализа зарубежных и отечественных психологических исследований дано понятие осознанности как части сознания . По мнению Дорошевой Е . А . и Голубева А . М . , «в психологических исследованиях последних лет все больше возрастает интерес к такой психологической характеристике, как Mindfulness, что в различных российских источниках переводится как «осознанность», «полнота сознания», «внимательность», «бдительность», «холистическое настоящее», «присутствующее настоящее» [4, с . 90] . Теоретический анализ зарубежных исследований позволяет описать осознанность через психологическое благополучие, жизнестойкость, удовлетворенность, когнитивную эмоциональную регуляцию, готовность к помощи, самопринятие, цели жизни и т д [20]
Под осознанностью мы понимаем способность произвольно сосредотачивать внимание на текущих событиях и ощущениях, а также произвольность в переключении внимания с одних аспектов на другие, ощущая при этом подконтрольность процесса сосредоточения и управляемость им В состоянии осознанности субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем . Исследователи считают, что полнота сознания может рассматриваться как повышенное внимание (осознание) к текущему опыту [3; 4] .
В данной статье сделана попытка рассмотреть осознанность как свойство сознания, способствующее обеспечению его полноты (сознания) . Увеличение полноты сознания, его развитие может приводить к сокращению использования избегающих стратегий, увеличению эмоциональной устойчивости, когнитивной сложности и способности различать элементы впечатлений (большая дифференциация когнитивного и аффективного опыта), способности видеть связь между мыслями, чувствами и действиями [Bishop et . al . , 2004] . Полноту сознания можно рассматривать как один из видов временной ориентации или временной перспективы . Авторами (K . W . Brown и R . M . Ryan, 2003) установлено, что полнота сознания имеет отношение к другим конструктам, например, эмоциональному интеллекту, отражающему перцептивную ясность своих эмоциональных состояний . Полнота сознания связана с рядом аспектов личностного измерения —открытостью к новому опыту, которая включает восприимчивость и интерес к новым переживаниям [8] .
Особо следует подчеркнуть, что речь идет о непосредственной фокусировке на переживаниях, фокусировке без концептуализации воспринимаемого опыта. Более общее понятие внимательности означает способность безоценочно, предметно и буквально осознавать свой жизненный опыт (полноту и разнообразие содержания переживаемых событий и явлений) и одновременно осознание, что переживаемые ощущения есть внутренняя репрезентация опыта, некий субъективный слепок с реальности, а не сама объективная реальность [3; 4; 6] .
По мнению Пуговкиной О . Д . , «осознание и принятие опыта предполагает занятие субъектом метакогнитивной, наблюдающей позиции по отношению к своему опыту и внутреннему осмыслению его В результате этого мысли воспринимаются как переходные, несущественные ментальные события, а не как точное представление реальности . Этот процесс некоторые исследователи называют де- центрацией, или когнитивной гибкостью» [6, с 18] . В обоих случаях речь идет об отношении к мысли как просто мысли, а не как онтологическому отражению действительности Такое отношение предполагает более высокую эффективность совладания с негативными переживаниями, а именно легкость актуализации альтернативных аспектов опыта, воздержание от негативной концептуализации нейтральных событий, широту диапазона и адаптивность ответов на негативные стимулы [6; 14] .
В некоторых исследованиях выделено субъективное (психологическое) благополучие (subjective well-being), которое описывается через ряд характеристик: «оно основано на личном опыте человека, его восприятии и оценке этого опыта, включает в себя позитивные аспекты, а не просто отсутствие негативных, отражается в обобщенной оценке — “удовлетворенности жизнью”» [1, с . 68], а также в личностных установках по отношению к жизни [1; 18; 19] .
В психологических исследованиях накоплены данные о благополучии детей, имеется множество методик, изучающих его, от само- отчетов до внешних наблюдений и разработки более точных методик . При этом возникают трудности в систематизации информации, выявлении данных, наиболее значимых для практики [1; 2; 6], а также в оценке валидности и границ применения методик, инструментария для оценки субъективного благополучия детей, а также их психологического благополучия . Проведенные выше обзор и анализ состояния проблемы изучения осознанности стали основанием для выбора цели, гипотезы и задач нашей работы
Цель исследования — выявить взаимосвязь характеристик осознанности, психологического благополучия воспитанников подросткового возраста организаций для де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с их социально-психологическими особенностями личности
Гипотезой является предположение о том, что осознанность как свойство сознания в подростковом возрасте способствует развитию полноты сознания, тесно связана с психологическим благополучием, эмоциональной регуляцией и детерминирована социально-психологическими характеристиками личности
Задачами эмпирического исследования являются:
1. изучение взаимосвязи осознанности, психологического благополучия подростков- сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, с их социально-психологическими характеристиками;
2. выявление особенностей оценки психологического благополучия подростками—си- ротами и воспитателями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. адаптация методик изучения осознанности, психологического благополучия, когнитивной эмоциональной регуляции у наиболее уязвимой категории подростков
Методики и база исследования
Для эмпирического исследования использовался комплекс следующих методик:
1. Шкала осознанности (CAMM) для детей и подростков (Child and Adolescent Mindfulness Measure CAMM) LA. Greco, R .A. Baer, G . T . Smith .
2. Шкала «Жизнестойкость» (Resilience RS11: Schmacher J . , Leppert K . , Gunzelmann T . , Strauss B . , Brahler E . ) .
3. Шкала «Самосострадание» (Selfcompassion Scale: Raes F. , Pommier E . , Neff K . D . & Van Gucht D . ) .
4. Торонтский опросник эмпатии (Toronto Empathy Questionnaire TEQ, R . Spreng, M . McKinnon, R . Mar, B . Levin) .
5. Шкала психологического благополучия Рифф (The Ryff Scales of Psychological WellBeing) .
6 . Шкала благодарности (Gratitude Questionnaire-6 GQ-6: M . E . McCullough, R .A. Emmons, J .A. Tsang, валидизация: С . П . Елшанский, А. Ф. Ануфриев, З . Ф. Камалетдинова, О . Е . Сапарин, Д. В . Семенов) .
7. Шкала когнитивной эмоциональной регуляции (The Cognitive Emotion Regulation Questionnaire (CERQ) by N . Garnefski and V . Kraaij, адаптация О . Писаревой, А. Гриценко) .
8. Шкалы «готовности к помощи» и «агрессии» в классе (The «Landauer Skalen zun Sozialklima» LASSO 4-13 scales (Von Saldern & Littig, 1987)) .
9. Опросник для учителей, воспитателей: сильные стороны и трудности (ССТ) (The Streqths and Difficulties Questionnare . SDQ: Сооdman et. а!, апробация Е . Слободской, М . Розенбушем, Н . Бодягиной, С . Грачевым, Г . Князевым, В . Гафуровым) .
Все представленные методики относятся к составным многомерным шкалам изучения осознанности, психологического субъективного благополучия: они выделяют отдельные сферы жизни детей и оценивают их как в совокупности, так и по отдельности Составные шкалы могут быть одномерными, предполагая, что ответы по нескольким шкалам организованы в один-единственный фактор [1] . Спорными вопросами в отношении методик изучения психологического субъективного благополучия/качества жизни/жизнестойкости подростков-сирот являются расхождения между оценками, которые дают сами подростки и взрослые (их родители, воспитатели, педагоги), или чувствительность измерительных методик к изменениям уровня психологического субъективного благополучия [1; 6] .
Базу исследования составили подростки из разных организаций Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подростки живут в организациях от 5 до 10 лет Всего в исследовании принимали участие 20 подростков и 20 воспитателей, работающих с данными подростками Возраст испытуемых подростков — 13—16 лет, возраст воспитателей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — 25—55 лет Программа исследования включала изучение подростков- сирот по 8 методикам и оценку их сильных сторон и трудностей, по мнению воспитателей, работающих с ними . Изучались также осознанность (MASS), жизнестойкость, самосострада4ние, эмпатия, психологическое благополучие, благодарности, когнитивная эмоциональная регуляция, способы совладающего поведения, психологический климат в коллективе, а также стаж работы воспитателей
Результаты исследования
Применение 9 методик позволило получить на каждого воспитанника по 38 показателей Все полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу Учитывая, что осознанность заключается в безоценочном и принимающем внимании того, что происходит в данный момент с подростком, выявлены значимые взаимосвязи осознанности подростков-сирот и подростков, оказавшихся без попечения родителей, с психологическим благополучием и социально-психологическими особенностями
Выявлено, что осознанность связана с проявлением самосострадания (самосочувствия) по таким показателям, как гуманизм (доброта по отношению к самому себе, принятие, поддержка, понимание в отношении себя), изоляция, сверхидентификация (стремление зафиксировать внимание в случае неудачи на всем, что плохо, и преувеличение собственного жизненного опыта)
Кроме того, самосострадание включает осознание страдания в данный момент без преувеличения собственных негативных черт или жизненного опыта Можно предположить, что подростки—сироты и подростки, оставшиеся без попечения родителей, в большей степени погружены в себя и свои проблемы, переживают их, страдают от невозможности их исправить
Выявлена взаимосвязь у подростков-си- рот осознанности с таким показателем психологического благополучия, как управление средой (компетентность), что означает, что они сами несут ответственность за то, как они живут, при этом понимают, что не очень хорошо соответствуют окружающим людям и обществу, их характеризуют трудности в выполнении повседневных дел
Показатели |
Осознанность (CAMM) |
Гуманизм |
0,528* |
Изоляция |
0,564* |
Осознанность |
0,573* |
Сверхидентификация |
0,503* |
Управление средой |
0,591* |
(компетентность) |
|
Автономия подразумевает уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поведения, способность принятия сознательного решения в отношении себя . Получены данные, подтверждающие исследования, что наиболее динамичными периодами формирования жизнестойкости являются ранние периоды онтогенеза, а именно — детский и подростковый возраст [5] .
При этом получена отрицательная связь показателей психологического благополучия со шкалами когнитивной эмоциональной регуляции — с самообвинением, помещением в перспективу Подростки-сироты не считают себя виновными в том, что с ними произошло, не чувствуют себя единственными, кто ответственен за случившееся, не думают об ошибках, которые совершили, не ищут причину в себе . Отрицательная взаимосвязь с помещением в перспективу может объяснить то, что подростки-сироты считают, что их проживание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не самый плохой вариант, могло быть и хуже, и многие не имеют того, что имеют они
Можно предположить, что чем выше уровень психологического благополучия, тем меньше подросток-сирота обвиняет себя в том, как он живет, отличается меньшим уровнем сосредоточения на своей жизни и будущем, его в меньшей степени волнует перспектива будущего При высоком уровне автономии не проявляются такие трудности поведения, как гиперактивность, эмоциональные симптомы, проблемы с поведением и взаимоотношениями со сверстниками
Показатель шкалы психологического благополучия «управление средой» взаимосвязан с осознанностью, жизнестойкостью, гуманизмом, изоляцией, с высоким уровнем шкалы благодарностей, шкалой готовности к помощи
Отрицательная взаимосвязь выявлена с самообвинением (отсутствием мыслей взятия на себя вины за происшедшее), принятием (непримирение с тем, что случилось, тревожностью), помещением в перспективу (невозможностью отстранения от серьезных проблем), агрессией . Данные взаимосвязи могут объяснить выбор иждивенческой позиции под- ростками-сиротами (за меня пусть все решают сотрудники организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), отсутствие мотивации жить в замещающей семье, нежелание прикладывать усилия в учебе, убеждение, что в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жить намного лучше, чем в семье
Личностный рост как показатель психологического благополучия связан с жизнестойкостью, позволяющей успешно переносить стрессовые ситуации, при этом поддерживая и сохраняя внутренний баланс Отсутствие ориентации на будущее не стимулирует подростков к дальнейшему личностному развитию . Взаимосвязь с эмпатией приводит к анализу своих переживаний и чувств и способствует выработке защитных механизмов, требующих личностных изменений
Показатели |
Автоно мия |
Управление средой |
Личностный рост |
Позитивные отношения |
Цели жизни |
Само- принятие |
Осознанность (CAMM) |
0,235 |
0,591* |
0,417 |
0,360 |
0,090 |
0,084 |
Жизнестойкость |
0,535* |
0,577* |
0,511* |
0,471* |
0,009 |
0,431 |
Позитивное отношение к себе |
-0,351 |
0,271 |
0,073 |
-0,052 |
0,057 |
0,122 |
Суждение о себе |
0,140 |
0,197 |
-0,012 |
-0,009 |
0,273 |
0,023 |
Гуманизм |
0,482* |
0,500* |
0,387 |
0,596* |
0,289 |
0,640* |
Изоляция |
0,139 |
0,485* |
0,230 |
0,140 |
0,328 |
-0,079 |
Осознанность |
0,217 |
0,284 |
0,062 |
0,277 |
0,003 |
-0 . 055 |
Сверхидентификация |
0,380 |
0,436 |
0,227 |
0,116 |
0,066 |
0,021 |
Торонтский опросник эмпатии |
0,141 |
0,224 |
0,507* |
0,689** |
0,738** |
0,279 |
Шкала благодарности |
0,136 |
0,541* |
-0,010 |
0,318 |
-0,146 |
-0,461* |
Самообвинение |
-,719** |
-0,612** |
-0,379 |
-0,554** |
0,145 |
-0,016 |
Принятие |
-0,343 |
-0,398 |
0,168 |
0,036 |
0,395 |
-0,189 |
Сосредоточение |
-,674** |
-0,362 |
-0,168 |
-0,129 |
0,449 |
-0,407 |
Положительная перефокусировка |
-0,239 |
-0,187 |
0,021 |
-0,315 |
0,188 |
-0,535* |
Перефокусировка на планирование |
-0,244 |
-0,069 |
0,291 |
0,319 |
0,600* |
0,003 |
Позитивный пересмотр |
-0,321 |
0,007 |
-0,111 |
0,097 |
0,670** |
-0,017 |
Помещение в перспективу |
-,657** |
-0,467* |
-0,283 |
-0,261 |
0,197 |
-0,358 |
Катастрофизация |
-0,400 |
-0,252 |
-0,351 |
-0,423 |
0,014 |
0,047 |
Обвинение |
0,403 |
0,264 |
0,033 |
0,076 |
-0,174 |
-0,169 |
Шкала готовности к помощи |
0,083 |
0,606* |
0,071 |
0,215 |
0,317 |
0 .060 |
Шкала агрессии |
-0,394 |
-0,337 |
-0,356 |
-0,214 |
-0,553* |
-0,316 |
Г иперактивность |
0,286 |
-0,077 |
-0,178 |
-0,465* |
-0,436 |
0,014 |
Эмоциональные симптомы |
0 . 411 |
0,135 |
0,003 |
-0,064 |
-0,441 |
0,281 |
Проблемы с поведением |
0,400 |
-0,017 |
0,042 |
-0,126 |
-0,577* |
0,124 |
Проблемы взаимоотношений со сверстниками |
-0,411 |
-0,276 |
0,127 |
-0,506* |
-0,041 |
-0,348 |
Просоциальное поведение |
0,049 |
-0,043 |
0,132 |
0,198 |
0,175 |
-0,226 |
Дополнительные данные, сумма показателей по шкалам 1—4 |
0,268 |
-0,133 |
-0,072 |
-0,370 |
-0,566* |
-0,079 |
Выявлено, что шкала самопринятие положительно взаимосвязана с гуманизмом и отрицательно — со шкалой благодарности, положительной перефокусировкой Это можно объяснить тем, что подростки-сироты стараются думать о более приятных вещах, отвлекаясь от реальности их жизни . Подростки—сироты считают, что другие получили от жизни намного больше, чем они, испытывают разочарование в своих достижениях в жизни, отношение к себе не такое положительное, по сравнению с другими
Таким образом, получены противоречивые данные о взаимосвязи осознанности, психологического благополучия с социальнопсихологическими особенностями подрост- ков-сирот, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей С одной стороны, высокий уровень осознанности способствует проявлению доброты по отношению к самому себе, принятию себя, поддержке, пониманию в отношении себя и той ситуации, в которой они оказались . Изоляция позволяет обдумывать свою жизнь в настоящий момент и не задумываться о будущем . Психологическое благополучие подростков-сирот может определяться отношением с ближайшим окружением, в котором воспитателю, взрослому отводится наиболее значительная роль в их жизни Сверхидентификация (стремление фиксировать внимание в случае неудачи на всем, что плохо, и преувеличение собственного жизненного опыта) позволяет вырабатывать защитную реакцию
Кроме того, самосострадание приводит к осознанию страдания в данный момент без преувеличения собственных негативных черт или жизненного опыта Подростки—сироты и подростки, оставшиеся без попечения родителей, в большей степени погружены в себя и свои проблемы Взаимосвязь осознанности подростков-сирот с показателем психологического благополучия «управление средой» (компетентность) означает ответственность за то, как они живут, как соответствуют требованиям общества
После изучения подростков-сирот мы рассмотрели особенности осознанности воспитателей, работающих с ними, и их психологическое благополучие
Показатели |
MAAS |
Стаж работы |
-0,632** |
Жизнестойкость |
0,540* |
Сверхидентификация |
0,681** |
Автономия |
0,554* |
Цели жизни |
0,550* |
Самопринятие |
0,475* |
Самообвинение |
-0,720** |
Сосредоточение |
-0,476* |
Конфронтационный копинг |
-0,522* |
Принятие ответственности |
-0,565** |
Бегство-избегание |
-0,462* |
Психологический климат в рабочем коллективе (по Фидлеру) |
-0,437* |
Взаимосвязь осознанности и сверхидентификации приводит к мотивированному прекращению страданий, внимательности к субъективным переживаниям и объективным невзгодам Можно предположить, что воспитатели более позитивно, чем другие взрослые (например, учителя общеобразовательных организаций), относятся к подросткам-сиро- там и подросткам, оставшимся без попечения родителей, принимают ответственность за них, оказывают им помощь в выборе своего будущего. Такие особенности психологического благополучия воспитателей могут определяться их автономией, целями в жизни, самопринятием
Отрицательные взаимосвязи осознанности воспитателей получены со стажем работы, самообвинением, сосредоточением, конфронтационным копингом, принятием ответственности, выбором стратегии бегство-избегание, психологическим климатом в коллективе Оценка отрицательного психологического климата в коллективе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многом определена тем, что непонятно будущее данных организаций, идет их сокращение, уменьшение числа детей-сирот в данных организациях, поэтому перспектива в будущем с возможностью работать не ясна
При этом взаимосвязь с автономией, целями в жизни и самопринятием позволяет воспитателям уверенно отстаивать свою позицию, думать о том, как к ним относятся окружающие, не задумываться о том, чего они хотят добиться в жизни Положительные отношения с воспитанниками, возможность приносить пользу, видеть результаты своей работы улучшают их самопринятие В то же время они разочарованы своими достижениями, думают, что другим досталось в жизни больше хорошего . Выявленные отрицательные взаимосвязи дают основание считать, что чем больше стаж работы, тем ниже уровень осознанности, самообвинение, выбор стратегий во взаимоотношениях с педагогическим коллективом (конфронтация, бегство- избегание) В целом, чем выше осознанность, тем меньше стаж работы в данных организациях для детей-сирот, хуже психологический климат, воспитателям приходится принимать ответственность за свою профессиональную деятельность, к которой они недостаточно подготовлены
При анализе взаимосвязей психологического благополучия у воспитателей выявлено, что автономия (способность личности успешно преодолевать неблагоприятные средовые условия, демонстрируя высокую устойчивость к стрессогенным факторам, помогающая перерабатывать стрессовые воздействия и трансформировать негативные впечатления в новые возможности) взаимосвязана с осознанностью, жизнестойкостью, которая влияет как на оценку текущей ситуации, которая воспринимается менее травматичной, так и к их дальнейшим действиям, стимулируя к заботе о собственном психологическом благополучии, сверхидентификации (уподоблением себя другому человеку или группе людей), и выступающая как механизм психологической защиты Отрицательные взаимосвязи выявлены с самообвинением, принятием, помещением в перспективу, принятием ответственности, что может означать неудовлетворенность результатами работы, так как ситуации в отношениях с подростками-сиротами не всегда заканчиваются позитивно, что приводит к самообвинению и принятию ответственности за поведение воспитанников, жестким оценкам действий воспитателей, низкой оценке их профессиональной деятельности
Показатели |
Авто номия |
Управление средой |
Личностный рост |
Позитивные отношения |
Цели жизни |
Само- принятие |
Возраст |
-0,269 |
0,213 |
-0,046 |
-0,297 |
-0,246 |
-0,241 |
Стаж работы |
-0,402 |
-0,266 |
-0,275 |
-0,423* |
-0,319 |
-0,614** |
Maas (осознанность) |
0,554* |
0,227 |
0,344 |
0,264 |
0,550* |
0,475* |
Жизнестойкость |
0,653** |
0,419* |
0,716** |
0,684** |
0,642** |
0,544* |
Позитивное отношение к себе |
0,302 |
-0,152 |
0,199 |
0,285 |
0,101 |
0,158 |
Суждение о себе |
0,180 |
0,315 |
0,051 |
0,273 |
0,362 |
0,338 |
Гуманизм |
0,304 |
0,096 |
0,399 |
0,060 |
0,034 |
-0,013 |
Изоляция |
0,028 |
0,333 |
-0,119 |
0,213 |
0,233 |
0,596** |
Осознанность |
-0,261 |
0,085 |
0,009 |
0,064 |
-0,188 |
0,297 |
Сверхидентификация |
0,617** |
0,299 |
0,463’ |
0,603** |
0,606** |
0,659** |
Торонтский опросник эмпатии |
0,409 |
0,397 |
0,330 |
0,514* |
0,264 |
0,504* |
Шкала благодарности |
0,302 |
0,564** |
0,527* |
0,498* |
0,383 |
0,469* |
Самообвинение |
-0,565** |
-0,321 |
-0,402 |
-0,583** |
-0.682** |
-0,561** |
Принятие |
-0,552* |
-0,201 |
-0,475* |
-0,771** |
-0,662** |
-0,429* |
Сосредоточение |
-0,314 |
0,050 |
-0,171 |
-0,375 |
-0,218 |
-0,262 |
Положительная перефокусировка |
0,332 |
0,605** |
0,305 |
0,395 |
0,241 |
0,655** |
Перефокусировка на планирование |
0,369 |
0,561** |
0,385 |
0,475* |
0,263 |
0,443* |
Позитивный пересмотр |
0,156 |
0,452* |
0,318 |
0,301 |
0,191 |
0,317 |
Помещение в перспективу |
-0,436* |
-0,141 |
-0,394 |
-0,449* |
0,508* |
0,304 |
Катастрофизация |
0,093 |
-0,338 |
0,116 |
-0,270 |
-0,094 |
-0,267 |
Обвинение |
-0,246 |
-0,067 |
-0,362 |
-0,589** |
-0,355 |
-0,273 |
Конфронтационный копинг |
-0,093 |
0,045 |
0,137 |
0,071 |
-0,143 |
-0,317 |
Дистанцирование |
-0,246 |
0,236 |
-0,297 |
-0,049 |
-0,345 |
0,011 |
Самоконтроль |
-0,030 |
0,189 |
0,429* |
0,218 |
0,002 |
0,133 |
Поиск социальной поддержки |
0,389 |
-0,028 |
0,146 |
0,004 |
0,271 |
-0,052 |
Принятие ответственности |
-0,458 |
-0,234 |
-0,016 |
-0,342 |
-0,470* |
-0,379 |
Бегство-избегание |
-0,303 |
-0,350 |
-0,566** |
-0,473* |
-0,324 |
-0,510* |
Планирование решения проблем |
0,345 |
0,643** |
0,428* |
0,391 |
0,202 |
0,393 |
Положительная переоценка |
0,344 |
0,285 |
0,746** |
0,613** |
0,455* |
0,401 |
Психологический климат в рабочем коллективе (по Фидлеру) |
-0,329 |
-0,487* |
-0,631** |
-0,517* |
-0,459* |
-0,609** |
ми событиями), позитивным пересмотром и планированием решения проблемы . Отрицательная взаимосвязь получена с психологическим климатом в рабочем коллективе
Личностный рост взаимосвязан с высоким уровнем жизнестойкости, сверхидентификацией, шкалой благодарности, самоконтролем, планированием решения проблемы, положительной переоценкой . Можно предположить, что воспитатели способны изменить себя, свои черты характера в нужную сторону, ликвидировать комплексы, научиться контролировать проявление эмоций, избавиться от негативных мыслей Они удовлетворены своей работой, более лояльны к текущей системе (часто приходится работать в две смены, выходить на замену в другие группы и т д ) Отрицательная взаимосвязь выявлена с самообвинением, принятием, выбором стратегии бегство-избегание, что связано с неудовлетворительным психологическим климатом в рабочем коллективе
Позитивные отношения — наличие позитивного мышления — это фундамент, на котором строится отношение воспитателей ко всему окружающему миру — к жизни, к людям и к самим себе Выявлены положительные взаимосвязи с жизнестойкостью, сверхидентификацией (желанием стать таким, как идеал, стремлением воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале), эмпатией (установлением доверительных близких отношений с другими, пониманием, что нужно идти на уступки во взаимоотношениях), шкалой благодарности, перефокусировкой на планировании (размышлением о том, что нужно сделать для того, чтобы справиться с негативными событиями), положительной переоценкой своих действий .
Цели жизни как показатели психологического благополучия воспитателей взаимосвязаны с жизнестойкостью, позитивным отношением к себе, сверхидентификацией, положительной переоценкой Можно предположить, что наличие цели в жизни формирует чувство осмысленности своего прошлого и настоящего у воспитателей, они имеют убеждения, что способствует достижению поставленных целей
Отрицательные взаимосвязи обнаружены у воспитателей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с самообвинением, принятием (включенностью в постоянные переживания трудных ситуаций), помещением в перспективу (переосмыслением негативных ситуаций и планированием дальнейших действий), принятием ответственности, связанной с усилением тревожности, выбором стратегии бегства-избегания, связанной с неблагополучным психологическим климатом в рабочем коллективе Самопринятие как показатель психологического благополучия (проявляется в позитивном отношении к себе и своему прошлому, осознании и принятии своих разных сторон, положительных и отрицательных качеств) взаимосвязано с осознанностью (приспособляемостью, меньшей склонностью испытывать растерянность, противостоять стрессовым ситуациям и проявлением общительности с другими), жизнестойкостью, изоляцией, сверхидентификацией, эмпатией, шкалой благодарности, положительной перефокусировкой и перефокусировкой на планирование Полученные взаимосвязи могут свидетельствовать о том, что воспитатели организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются вовлеченностью в свою профессиональную деятельность, погружением в проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что позволяет им анализировать свое прошлое и настоящее более позитивно, по сравнению с другими Профессиональная деятельность формирует у воспитателей умение и привычку относиться к себе и своим особенностям без негативной окраски, безоценочно, безусловно положительно относиться к самому себе
Отрицательные взаимосвязи самопринятия воспитателей обнаружены со стажем работы, самообвинением, принятием, выбором стратегии бегство-избегание и психологическим климатом в рабочем коллективе Воспитателям, которые имеют небольшой стаж работы, чаще приходится испытывать чувство самообвинения Отсутствие поддержки в коллективе способствует выбору стратегии бегство-избегание
Выводы
1. Теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных авторов показал, что накоплен большой опыт изучения осознанности При этом авторы выделяют разные компоненты осознанности По мнению исследователей, при измерении осознанности возникает ряд проблем, связанных с тем, что содержание Mindfulness не имеет четких критериев
2. Проведенный анализ исследований осознанности показал, что данный аспект развития тесно связан с проблематикой психологического благополучия детей и подростков На сегодняшний день в многочисленных работах описаны методики, изучающие его (от самоотчетов до внешних наблюдений и разработки более точных методик) В то же время очевидно, что есть ряд трудностей именно в анализе данных, полученных непосредственно от детей, подростков и взрослых (родителей, педагогов, воспитателей)
3. Изучение осознанности подростков-си- рот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактора психологического благополучия показало, что выявлены значимые взаимосвязи осознанности подрост- ков-сирот и подростков, оказавшихся без попечения родителей, с психологическим благополучием и социально-психологическими особенностями Наличие большого количества взаимосвязей позволяет рассматривать осознанность как фактор психологического благополучия у подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей
4. Получены противоречивые данные о взаимосвязи осознанности, психологического благополучия с социально-психологическими особенностями подростков-сирот, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей С одной стороны, высокий уровень осознанности во многом определяет психологическое благополучие (получены корреляции со всеми его 6 показателями) С другой стороны, психологическое благополучие подростков-сирот может определяться отношением с ближайшим окружением, в котором воспитателю, взрослому отводится наиболее значительная роль в их жизни
5. Подростки—сироты и подростки, оставшиеся без попечения родителей, в большей степени погружены в себя и свои проблемы Взаимосвязь осознанности под- ростков-сирот с показателем психологического благополучия «управление средой» (компетентность) означает ответственность за то, как они живут, как соответствуют требованиям общества Оценка сильных сторон и трудностей подростков-сирот воспитателями дает возможность опираться на сильные стороны и изменять их поведение в обществе
6. Изучение особенностей осознанности и психологического благополучия воспитателей, работающих в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявило высокий уровень корреляционных связей осознанности с показателями психологического благополучия: автономией, компетентностью (управлением средой), личностным ростом, позитивными отношениями, жизненными целями и само- принятием
Высокий уровень психологического благополучия воспитателей может способствовать созданию комфортных условий для подрост- ков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, в организации, лучшему их пониманию, оказанию поддержки, выстраиванию перспективы будущей самостоятельной жизни
Проведенное исследование поставило множество вопросов, связанных с тем, имеются ли взаимосвязи между показателями психологического благополучия подрост- ков-сирот и воспитателей, работающих с ними? Каковы механизмы изменения отношения к своей настоящей и будущей жизни у подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей? Продолжение изучения осознанности будет способствовать улучшению психологического благополучия воспитанников организаций для детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей
[1] Шульга Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии ГОУ ВО МГОУ МО, Московский государственный областной университет, Москва, Россия . E-mail: shulgatatiana@gmail . com
[2] Shulga Tatiana Ivanovna, PhD in Psychology, Professor, Chair of Social Psychology, Department of Psychology, Moscow Region State University, Moscow, Russia . E-mail: shulgatatiana@gmail . com
Литература
- Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 6.C.68—76.doi: 10.17759/pse.2017220606
- Водяха С. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.114—120.
- Голубев А.М. Природа полноты сознания: адаптация опросника внимательности и осознанности MAAS // Вестник НГУ.Психология.2012.Т.6.Вып.2.С.44—51.
- Дорошева Е.А., Голубев А.М. Проблематика оценки аспекта осознанности «наблюдение» // Труды V Всероссийской конференции «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях» (Нижний Новгород, 25—29 сентября 2017 г.).Нижний Новгород: ИПФ РАН, 2017.С.90—94.
- Зеликсон Д.И. Влияние позитивных психологических интервенций на субъективное благополучие подростков // Российский психологический журнал.2015.Т.12.№ 3.С.33—39.
- Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология.2014.№ 2.С.18—28.
- Baer R.A., Smith G.T., Hopkins J., Krietemeyer J., Toney L. Using Self-Report Assessment Methods to Explore Facets of Mindfulness // Assessment.2006.V. 13 (1).Р.27—45.
- Brown K.W., Ryan R.M. The Benefits of Being Present: Mindfulness and Its Role in Psychological Well- Being // Journal of Personality and Social Psychology.2003.V.84 (4).P.822—848.
- Bishop S.R., Lau M., Shapiro S., Carlson L., Anderson N.D., Carmody J., Segal Z.V., Abbey S., Speca M., Velting D., Devins G. Mindfulness: A Proposed Operational Definition // Clinical Psychology: Science & Practice.2004.Vol.11 (3).P.230—241.
- Segal Z.V., Williams J.M.G., Teasdale J.D. Mindfulnessbased Cognitive Therapy for Depression: a New Approach to Preventing Relapse.New York, 2002.P.137—189.
- Seligson J.L., Huebner E.S., Valois R.F. An investigation of a brief life satisfaction scale with elementary school children // Social Indicators Research.2005.Vol.73 (3).Р.355—374.doi: 10.1007/s11205-004-2011-3
- Davis E., Young D., Waters E., Gold L. Children and Adolescents, Measuring the Quality of Life // International Encyclopedia of Public Health (2nd ed).2017.Р.539— 545 doi: 10.1016/B978-0-12-803678-5.00066-7
- Ellert U., Ravens-Sieberer U., Erhart M., Kurth B.M. Determinants of agreement between self-reported and parent-assessed quality of life for children in Germany-results of the German Health Interview and Examination Survey for Children and Adolescents (KiGGS) // Health and Quality of Life Outcomes.2011.№ 9.Р.102.doi: 10.1186/1477-7525-9-102
- Erhart M., Ellert U., Kurth B.-M., Ravens-Sieberer U. Measuring adolescents’ HRQoL via self reports and parent proxy reports: an evaluation of the psychometric properties of both versions of the KINDL-R // Instrument Health and Quality of Life Outcomes.2009.№ 7.Р.77.doi: 10.1186/1477-7525-7-77
- Ferran C., Gonzalez M., Navarro D. Social Psychology and Child Well-Being // Handbook of Child Well-Being / In A.Ben-Arieh et al.(eds.).Dordrecht: Springer Science+Business Media, 2014.Р.513—554.doi: 10.1007/978-90-481-9063-8_187
- Gutman L.M., Brown J., Akerman R., Obolenskaya P. Change in wellbeing from childhood to adolescence: risk and resilience, 2010 [Электронный ресурс] URL: http://www.dcsf.gov.uk/research/data/uploadfiles/DCSF-WBL1001-Brief.pdf (Accessed: 20.06.2019).
- Harnett P.H., Reid N., Loxton N.J., Leea N. The relationships between trait mindfulness, personality and psychological distress: A revised reinforcement sensitivity theory perspective // Personality and Individual Differences.2016.Vol.99.P.100—105.doi: 10.1016/j.paid.2016.04.085
- Hamill T.S., Pickett S.M., Amsbaugh H.M., Aho K.M. Mindfulness and acceptance in relation to behavioral inhibition system sensitivity and psychological distress // Personality and Individual Differences.2015.№ 72.Р. 24—29.doi: 10.1016/j.paid.2014.08.007
- Kabat-Zinn J., Lipworth L., Burncy R. & Sellers W. ‘Four-year follow-up of a meditation-based program for the selfregulation of chronic pain: Treatment outcomes and compliance // The Clinical Journal of Pain.1986.Vol.2 (3).P.159.
- Kabat-Zinn J. Full catastrophe living: Using the wisdom of your body and mind to face stress, pain, and illness.New York: Bantam Books Trade Paperbacks, 2013.467 р.
- Morone N.E., Greco C.M. & Weiner D.K. Mindfulness meditation for the treatment of chronic low back pain in older adults: A randomized controlled pilot study // Pain.2008.Vol.134 (3).P.310—19.
- Levin K.A., Currie C. Reliability and Validity of an Adapted Version of the Cantril Ladder for Use with Adolescent Samples // Social Indicators Research.2013.№ 119.Р.1047.doi: 10.1007/s11205-013-0507-4
- Peterson C. The future of optimism // American Psychologist.2000.Vol.55 (1).Р.44—55.doi: 10.1037/0003-066x.55.1.44
- Ravens-Sieberer U., Devine J., Bevans K., Riley A.W., Moon J.H., Salsman J.M., Forrest C.B. Subjective well-being measures for children were developed within the PROMIS project: presentation of first results // Journal of Clinical Epidemiology.2014.Vol.67 (2).Р.207—218.
- Russell J.A. Core affect and the psychological construction of emotion // Psychological Review.2003.№ 1.Р.145.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1847
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 973
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2