Бовина И.Б. доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199 e-mail: innabovina@yandex.ru
Дворянчиков Н.В. кандидат психологических наук, декан, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469 e-mail: dvorian@gmail.com
В фокусе внимания авторов находится социально-психологический анализ влияния технологий на человека, на его социальный опыт. Утверждается, что среди последствий проникновения социальных медиа в повседневную жизнь индивида находятся трансформация и упрощение процесса коммуникации, преобразование властных отношений и норм, сопряженных с этим процессом. Участники общения имеют разнообразные возможности для поддержания анонимности (с вытекающими психологическими последствиями).Они обладают степенями свободы для конструирования и модифицирования идентичности, прерывания и прекращения общения в любой момент. Анализ литературы позволяет говорить о негативной стороне использования Интернета и социальных сетей, свидетельствует о явлениях антинормативного спектра. Поиск причин агрессивного поведения онлайн и попытки прогнозировать поведение в реальном мире на основе наблюдения за действиями в Сети базируются в значительной степени на индивидуальных конструктах. Палитра этих объяснительных конструктов значительна, однако исследования носят дескриптивный характер. В работе представлен анализ потенциала социально-психологического знания (социально-когнитивная теория, теория социальных представлений и теория деиндивидуализации) для ответа на вопрос о соотношении поведения в сети Интернет и в реальности, обсуждаются механизмы социального поведения. Делается вывод об объяснительном потенциале теории социальных представлений, намечается перспектива дальнейшего исследования проблемы антинормативного поведения. Акцентируется внимание на перспективности использования теории социальных представлений для разработки профилактических программ, направленных на представителей подростково-молодежной среды.
Работа выполнена в рамках проекта «Разработка модели профайлинга онлайн-поведения несовершеннолетних в социальных сетях» при поддержке МГППУ.
Фрагмент статьи
В современном мире Интернет настолько встраивается в
повседневную жизнь человека, трансформируя его картину мира, что у индивида
возникает ощущение, будто бы он является важным участником различных глобальных
процессов. Интернет, несомненно, открыл перед человеком такие возможности,
которых у него не было ранее.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология.М.: Аспект
пресс.2002.364 с.
Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды:
Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление:
изд.перераб.СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК.2003.384 с.
Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой
коммуникации.М.: Аспект пресс.2008.191 с.
Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш.
Технология и идентичность: трансформация процессов идентификации под влиянием
технического прогресса // Современные исследования социальных проблем
(электронный научный журнал).2012.№ 9.С.33.
Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Деформация хронотопа в
условиях социокультурного ускорения // Вопросы философии.2015.№
2.С.15—24.
Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Соблазны и ловушки
темпоральной идентичности // Вопросы философии.2016.№ 8.С.115—125.
Лебон Г. Психология народов и масс. М.:
Академичекий проект.2011.238 с.
Тихонова А.Д. Социальные медиа и молодежь: риск
радикализации // Психология и право.2018.Том 8.№ 4.С.55—64.DOI:10.17759/
psylaw.2018080406
Тихонова А.Д., Дворянчиков Н.В., Эрнст- Винтила А.,
Бовина И.Б. Радикализация в подростково-молодежной среде: в поисках
объяснительной схемы // Культурно-историческая психология.2017.Том 13.№
3.С.32—40.DOI:10.17759/chp.2017130305
Тхостов А.Ш. Трансформация высших психических
функций в эпоху информационного общества [Электронный ресурс].URL:https://
www.youtube.com/watch?v=B8FuIeaAWfo (дата обращения: 08.05.2020).
Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных
технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации:
обратная сторона социализации // Психологический журнал.2005.№ 6.С.16—24.
Юревич А.В. Три источника и три составные части
поддержания нравственности в обществе // Психологические исследования
нравственности / Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич.М.: Изд-во «Институт
психологии РАН».2013.С.13—35.
Abric J.-C. Pratiques sociales et
représentations.Paris: Presses Universitaires de France, 1994.450 p
Bandura A. Self-efficacy: towards unifying theory
of behavior change // Psychological Bulletin.1977.Vol.84.P.191—215.
Bandura A. Social cognitive theory //
Mediapsychology.2001.P.265—299.
Bandura A. The evolution of social cognitive
theory.In:K.G.Smith, M.A.Hitt (eds.).The great minds in management.Oxford:
Oxford University Press, 2005.P.9—35.
Birkás B., Matuz A., Csathó
Á. Examining the deviation from balanced time perspective in the
dark triad throughout adulthood // Frontiers in
Psychology.2018.Vol.9.DOI:10.3389/fpsyg.2018.01046
Breakwell G. Social representational constraints
upon identity processes // Representations of the Social: Bridging Theoretical
Traditions / K.Deaux, G.Philogène (eds.).Oxford: Blackwell Publishers,
2001.P.271—284.
Buschini F. Diffusion, propagation, propagande : et
après ? L’effusion, un nouveau mode de communication médiatique pour l’étude
des représentations sociales // Paper presented at the EASP Small group meeting
in honor of Serge Moscovici.2016.17—18 November.
Cheung C.M.K., Wong R.Y.M., Chan T.K.H. Online
disinhibition: conceptualization, measurement, and relation to aggressive //
Thirty Seventh International Conference on Information Systems, Dublin,
2016.
Doise W. Les représentations sociales: définition
d’un concept // L’étude des représentations sociales / W.Doise, A.Palmonari
(eds.). Neuchatel: Delachaux & Niestlé, 1986.P.86—98.
Festinger L., Pepitone A., Newcomb T. Some
consequences of deindividuation in a group // Journal of Abnormal and Social
Psychology.1952.Vol.47.P. 382—389.DOI:10.1037/h0057906
Global digital report 2019 — We are social [Электронный
ресурс].URL:https://wearesocial.com/global-digital-report-2019 (дата обращения:
06.05.2020).
Haslam C., Jetten J., Cruwys T., Dingle G., Haslam
S.A. The new psychology of health.London: Routledge, 2018.490 p.
Hogg M.A. Social identity theory.In: P.J.Burke
(ed.).Contemporary social psychological theories. Palo- Alto: Stanford
University Press, 2006.P.111—136.
Joinson A.N. Causes and implications of
disinhibited behavior on the Internet // Psychology and the Internet /
J.Gackenbach (ed.).Boston, MA: Academic Press, 2007.P.43—60.
Kende A., Ujhelyi A., Joinson A., Greitemeyer T.
Putting the social (psychology) into social media // European Journal of Social
Psychology.2015.Vol.45.P.277—278.DOI:10.1002/ejsp.2097
Kim K.K., Lee A.R., Lee U.-K. Impact of anonymity
on roles of personal and group identities in online communities // Information
and Management.2019.Vol. 56.P.109—121.DOI:10.1016/j.im.2018.07.005
Kircabum K., Bastug I. Predicting cyberbullying
tendencies of adolescents with problematic internet use // The Journal of
Academic Social Science
Studies.2017.Vol.48.P.385—396.DOI:10.9761/JASSS3597
Lapidot-Lefler N., Barak A. The benign online
disinhibition effect: could situational factors induce self-disclosure and
prosocial behaviors? // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on
Cyberspace.2015.Vol.9.Article 3.DOI: 10.5817/CP2015-2-3
Livingstone S., Haddon L., Görzing
A.,Őlafsson K., with members of the EU kids online network.
EU kids online. London: Final report.September, 2011.54 p.
Lowry P.B., Zhang J., Wang C., Siponen M. Why do
adults engage in cyberbullying on social media? An integration of online
disinhibition and deindividuation effects with the social structure and social
learning model // Information Systems
Research.2016.Vol.27.P.962—986.DOI:10.1287/isre.2016.0671
Martínez-Ferrer B., Moreno D., Musitu
G. Are adolescents engaged in the problematic use of social networking
sites more involved in peer aggression and victimization? // Frontiers in
Psychology.2018.Vol.9.Р. 1—13.DOI:10.3389/fpsyg.2018.00801
Marzouki Y.La conscience collective virtuelle:un
nouveau paradigme des comportements collectifs en ligne // Les représentations
sociales.Théories, méthodes et applications / G.Lo Monaco, S.Delouvée, P.Rateau
(eds.). Louvain-la-Neuve: De Boeck Supérieur, 2016.P. 413—415.
Moliner P. Une approche chronologique des
représentations sociales // La dynamique des représentations sociales /
P.Moliner (ed.).Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble, 2001.P.245—
268.
Moor L., Anderson J.A systematic literature review
of the relationship between dark personality traits and antisocial online
behaviours // Personality and Individual
Differences.2019.Vol.144.P.40—55.DOI:10.1016/j.paid.2019.02.027
Moscovici S. Foreword // Health and illness.A
social psychological analysis / C.Herzlich (ed.).London: Academic Press,
1973.Р.ix—xiv.
Moscovici S. La Psychanalyse: son image et son
public.Paris: Presses Universitaires de France, 1961.652 p.
Moscovici S. Vygotsky, le Grand Robert et la
cyber-représentation // Les Cahiers Internationaux de Psychologie
Sociale.1995.Vol.28.P.15—21.
Ovejero A., Yubero S., Larrañaga E., de
la V. Moral M. Cyberbullying: definitions and facts from a psychosocial
perspective // Cyberbulling across the globe / P.Navarro, S.Yubero, E.Larrañaga
(eds.).Switzerland: Springer international publishing, 2016.P. 1—33.
Patton D.U., Hong J.S., Ranney M., Patel S., Kelley C.,
Eschmann R.,Washington T. Social media as a vector for youth violence: A
review of the literature // Computers in Human
Behavior.2014.DOI:10.1016/j.chb.2014.02.043
Piper S. Workplace toxic online
disinhibition.Presented to the interdisciplinary studies program: University of
Oregon applied information management, 2015.48 p.
Pornari C.D., Wood J. Peer and cyber aggression in
secondary school students: the role of moral disengagement, hostile attribution
bias, and outcome expectancies // Aggressive Behaviour.2010.Vol.36.P.
81—94.DOI:10.1002/ab.20336.
Postmes T., Spears R.Deindividuation and
antinormative behavior: a meta-analysis // Psychological
Bulletin.1998.Vol.123.P.238—259.DOI:10.1037/0033-2909.123.3.2381998
Prislin R., Crano W. A history of social influence
research // The Handbook of the History of Social Psychology / A.Kruglanski,
W.Stroebe (eds.).New York, NY: Psychology Press, 2012.P.321—339.
Rosa A. de, Fino E., Bocci E. From the
psychoanalyst’s couch to social networks // Advanced methodologies and
technologies in media and communications / M.Khosrow-Pour (ed.).IGI Global,
2019.P.391—402.
Rost K., Stahel L., Frey B.S. Digital Social Norm
Enforcement: Online Firestorms in Social Media // PLoS
ONE.2016.Vol.11.DOI:10.1371/journal.pone.0155923
Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L.,
Staksrud E.,Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU
Kids Online 2020: Survey results from 19 countries.EU Kids Online.
2020.DOI: 10.21953/ lse.47fdeqj01ofo
Spears R., Lea M., Postmes T., Wolbert A. A SIDE
look at computer mediated communication: Power and the gender divide //
Strategic uses of social technology: An interactive perspective of social
psychology / Z.Birchmeier, B. Dietz-Uhler, G.Stasser (eds.).Cambridge:
Cambridge University Press, 2014.P.16—39.
Suler J. The online disinhibition effect //
Cyberpsychology and Behaviour.2004.Vol.7.P.321—326.
Tateo L.Représentations sociales et nouvelles technologies
// Les représentations sociales.Théories, méthodes et applications / L.Monaco,
S.Delouvée, P. Rateau (eds.).Louvain-la-Neuve: De Boeck
Supérieur.2016.P.399—408.
Udris R.Psychological and social factors as
predictors of online and offline deviant behavior among Japanese adolescents //
Deviant Behavior.2017.Vol. 38.P.792—809 DOI:10.1080/01639625.2016.11
97689
Wu S., Lin T.-G., Shih J.F. Examining the
antecedents of online disinhibition // Information Technology and
People.2017.Vol.30.P.189—209.DOI:10.1108/ITP-07-2015-0167
Young K.S. Internet addiction: the emergence of a
new clinical disorder // CyberPsychology and
Behavior.1998.Vol.1.P.237—244.DOI:10.1089/cpb.1998.1.237