Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна?

1321

Аннотация

В фокусе внимания авторов находится социально-психологический анализ влияния технологий на человека, на его социальный опыт. Утверждается, что среди последствий проникновения социальных медиа в повседневную жизнь индивида находятся трансформация и упрощение процесса коммуникации, преобразование властных отношений и норм, сопряженных с этим процессом. Участники общения имеют разнообразные возможности для поддержания анонимности (с вытекающими психологическими последствиями).Они обладают степенями свободы для конструирования и модифицирования идентичности, прерывания и прекращения общения в любой момент. Анализ литературы позволяет говорить о негативной стороне использования Интернета и социальных сетей, свидетельствует о явлениях антинормативного спектра. Поиск причин агрессивного поведения онлайн и попытки прогнозировать поведение в реальном мире на основе наблюдения за действиями в Сети базируются в значительной степени на индивидуальных конструктах. Палитра этих объяснительных конструктов значительна, однако исследования носят дескриптивный характер. В работе представлен анализ потенциала социально-психологического знания (социально-когнитивная теория, теория социальных представлений и теория деиндивидуализации) для ответа на вопрос о соотношении поведения в сети Интернет и в реальности, обсуждаются механизмы социального поведения. Делается вывод об объяснительном потенциале теории социальных представлений, намечается перспектива дальнейшего исследования проблемы антинормативного поведения. Акцентируется внимание на перспективности использования теории социальных представлений для разработки профилактических программ, направленных на представителей подростково-молодежной среды.

Общая информация

Ключевые слова: социально-когнитивная теория, теория социальных представлений, теория деиндивидуализации, теория социальной идентичности, эффузия, поведение онлайн и офлайн, антинормативное поведение, кибербуллинг, социальные медиа, злоупотребление интернет-технологиями

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250309

Финансирование. Работа выполнена в рамках проекта «Разработка модели профайлинга онлайн-поведения несовершеннолетних в социальных сетях» при поддержке МГППУ.

Для цитаты: Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 101–115. DOI: 10.17759/pse.2020250309

Фрагмент статьи

В современном мире Интернет настолько встраивается в повседневную жизнь человека, трансформируя его картину мира, что у индивида возникает ощущение, будто бы он является важным участником различных глобальных процессов. Интернет, несомненно, открыл перед человеком такие возможности, которых у него не было ранее.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология.М.: Аспект пресс.2002.364 с.
  2. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление: изд.перераб.СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК.2003.384 с.
  3. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации.М.: Аспект пресс.2008.191 с.
  4. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Технология и идентичность: трансформация процессов идентификации под влиянием технического прогресса // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).2012.№ 9.С.33.
  5. Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения // Вопросы философии.2015.№ 2.С.15—24.
  6. Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Соблазны и ловушки темпоральной идентичности // Вопросы философии.2016.№ 8.С.115—125.
  7. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академичекий проект.2011.238 с.
  8. Тихонова А.Д. Социальные медиа и молодежь: риск радикализации // Психология и право.2018.Том 8.№ 4.С.55—64.DOI:10.17759/ psylaw.2018080406
  9. Тихонова А.Д., Дворянчиков Н.В., Эрнст- Винтила А., Бовина И.Б. Радикализация в подростково-молодежной среде: в поисках объяснительной схемы // Культурно-историческая психология.2017.Том 13.№ 3.С.32—40.DOI:10.17759/chp.2017130305
  10. Тхостов А.Ш. Трансформация высших психических функций в эпоху информационного общества [Электронный ресурс].URL:https:// www.youtube.com/watch?v=B8FuIeaAWfo (дата обращения: 08.05.2020).
  11. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психологический журнал.2005.№ 6.С.16—24.
  12. Юревич А.В. Три источника и три составные части поддержания нравственности в обществе // Психологические исследования нравственности / Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич.М.: Изд-во «Институт психологии РАН».2013.С.13—35.
  13. Abric J.-C. Pratiques sociales et représentations.Paris: Presses Universitaires de France, 1994.450 p
  14. Bandura A. Self-efficacy: towards unifying theory of behavior change // Psychological Bulletin.1977.Vol.84.P.191—215.
  15. Bandura A. Social cognitive theory // Mediapsychology.2001.P.265—299.
  16. Bandura A. The evolution of social cognitive theory.In:K.G.Smith, M.A.Hitt (eds.).The great minds in management.Oxford: Oxford University Press, 2005.P.9—35.
  17. Birkás B., Matuz A., Csathó Á. Examining the deviation from balanced time perspective in the dark triad throughout adulthood // Frontiers in Psychology.2018.Vol.9.DOI:10.3389/fpsyg.2018.01046
  18. Breakwell G. Social representational constraints upon identity processes // Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / K.Deaux, G.Philogène (eds.).Oxford: Blackwell Publishers, 2001.P.271—284.
  19. Buschini F. Diffusion, propagation, propagande : et après ? L’effusion, un nouveau mode de communication médiatique pour l’étude des représentations sociales // Paper presented at the EASP Small group meeting in honor of Serge Moscovici.2016.17—18 November.
  20. Cheung C.M.K., Wong R.Y.M., Chan T.K.H. Online disinhibition: conceptualization, measurement, and relation to aggressive // Thirty Seventh International Conference on Information Systems, Dublin, 2016.
  21. Doise W. Les représentations sociales: définition d’un concept // L’étude des représentations sociales / W.Doise, A.Palmonari (eds.). Neuchatel: Delachaux & Niestlé, 1986.P.86—98.
  22. Festinger L., Pepitone A., Newcomb T. Some consequences of deindividuation in a group // Journal of Abnormal and Social Psychology.1952.Vol.47.P. 382—389.DOI:10.1037/h0057906
  23. Global digital report 2019 — We are social [Электронный ресурс].URL:https://wearesocial.com/global-digital-report-2019 (дата обращения: 06.05.2020).
  24. Haslam C., Jetten J., Cruwys T., Dingle G., Haslam S.A. The new psychology of health.London: Routledge, 2018.490 p.
  25. Hogg M.A. Social identity theory.In: P.J.Burke (ed.).Contemporary social psychological theories. Palo- Alto: Stanford University Press, 2006.P.111—136.
  26. Joinson A.N. Causes and implications of disinhibited behavior on the Internet // Psychology and the Internet / J.Gackenbach (ed.).Boston, MA: Academic Press, 2007.P.43—60.
  27. Kende A., Ujhelyi A., Joinson A., Greitemeyer T. Putting the social (psychology) into social media // European Journal of Social Psychology.2015.Vol.45.P.277—278.DOI:10.1002/ejsp.2097
  28. Kim K.K., Lee A.R., Lee U.-K. Impact of anonymity on roles of personal and group identities in online communities // Information and Management.2019.Vol. 56.P.109—121.DOI:10.1016/j.im.2018.07.005
  29. Kircabum K., Bastug I. Predicting cyberbullying tendencies of adolescents with problematic internet use // The Journal of Academic Social Science Studies.2017.Vol.48.P.385—396.DOI:10.9761/JASSS3597
  30. Lapidot-Lefler N., Barak A. The benign online disinhibition effect: could situational factors induce self-disclosure and prosocial behaviors? // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace.2015.Vol.9.Article 3.DOI: 10.5817/CP2015-2-3
  31. Livingstone S., Haddon L., Görzing A., Őlafsson K., with members of the EU kids online network. EU kids online. London: Final report.September, 2011.54 p.
  32. Lowry P.B., Zhang J., Wang C., Siponen M. Why do adults engage in cyberbullying on social media? An integration of online disinhibition and deindividuation effects with the social structure and social learning model // Information Systems Research.2016.Vol.27.P.962—986.DOI:10.1287/isre.2016.0671
  33. Martínez-Ferrer B., Moreno D., Musitu G. Are adolescents engaged in the problematic use of social networking sites more involved in peer aggression and victimization? // Frontiers in Psychology.2018.Vol.9.Р. 1—13.DOI:10.3389/fpsyg.2018.00801
  34. Marzouki Y.La conscience collective virtuelle:un nouveau paradigme des comportements collectifs en ligne // Les représentations sociales.Théories, méthodes et applications / G.Lo Monaco, S.Delouvée, P.Rateau (eds.). Louvain-la-Neuve: De Boeck Supérieur, 2016.P. 413—415.
  35. Moliner P. Une approche chronologique des représentations sociales // La dynamique des représentations sociales / P.Moliner (ed.).Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble, 2001.P.245— 268.
  36. Moor L., Anderson J.A systematic literature review of the relationship between dark personality traits and antisocial online behaviours // Personality and Individual Differences.2019.Vol.144.P.40—55.DOI:10.1016/j.paid.2019.02.027
  37. Moscovici S. Foreword // Health and illness.A social psychological analysis / C.Herzlich (ed.).London: Academic Press, 1973.Р.ix—xiv.
  38. Moscovici S. La Psychanalyse: son image et son public.Paris: Presses Universitaires de France, 1961.652 p.
  39. Moscovici S. Vygotsky, le Grand Robert et la cyber-représentation // Les Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale.1995.Vol.28.P.15—21.
  40. Ovejero A., Yubero S., Larrañaga E., de la V. Moral M. Cyberbullying: definitions and facts from a psychosocial perspective // Cyberbulling across the globe / P.Navarro, S.Yubero, E.Larrañaga (eds.).Switzerland: Springer international publishing, 2016.P. 1—33.
  41. Patton D.U., Hong J.S., Ranney M., Patel S., Kelley C., Eschmann R.,Washington T. Social media as a vector for youth violence: A review of the literature // Computers in Human Behavior.2014.DOI:10.1016/j.chb.2014.02.043
  42. Piper S. Workplace toxic online disinhibition.Presented to the interdisciplinary studies program: University of Oregon applied information management, 2015.48 p.
  43. Pornari C.D., Wood J. Peer and cyber aggression in secondary school students: the role of moral disengagement, hostile attribution bias, and outcome expectancies // Aggressive Behaviour.2010.Vol.36.P. 81—94.DOI:10.1002/ab.20336.
  44. Postmes T., Spears R.Deindividuation and antinormative behavior: a meta-analysis // Psychological Bulletin.1998.Vol.123.P.238—259.DOI:10.1037/0033-2909.123.3.2381998
  45. Prislin R., Crano W. A history of social influence research // The Handbook of the History of Social Psychology / A.Kruglanski, W.Stroebe (eds.).New York, NY: Psychology Press, 2012.P.321—339.
  46. Rosa A. de, Fino E., Bocci E. From the psychoanalyst’s couch to social networks // Advanced methodologies and technologies in media and communications / M.Khosrow-Pour (ed.).IGI Global, 2019.P.391—402.
  47. Rost K., Stahel L., Frey B.S. Digital Social Norm Enforcement: Online Firestorms in Social Media // PLoS ONE.2016.Vol.11.DOI:10.1371/journal.pone.0155923
  48. Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L., Staksrud E., Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries.EU Kids Online. 2020.DOI: 10.21953/ lse.47fdeqj01ofo
  49. Spears R., Lea M., Postmes T., Wolbert A. A SIDE look at computer mediated communication: Power and the gender divide // Strategic uses of social technology: An interactive perspective of social psychology / Z.Birchmeier, B. Dietz-Uhler, G.Stasser (eds.).Cambridge: Cambridge University Press, 2014.P.16—39.
  50. Suler J. The online disinhibition effect // Cyberpsychology and Behaviour.2004.Vol.7.P.321—326.
  51. Tateo L.Représentations sociales et nouvelles technologies // Les représentations sociales.Théories, méthodes et applications / L.Monaco, S.Delouvée, P. Rateau (eds.).Louvain-la-Neuve: De Boeck Supérieur.2016.P.399—408.
  52. Udris R.Psychological and social factors as predictors of online and offline deviant behavior among Japanese adolescents // Deviant Behavior.2017.Vol. 38.P.792—809 DOI:10.1080/01639625.2016.11 97689
  53. Wu S., Lin T.-G., Shih J.F. Examining the antecedents of online disinhibition // Information Technology and People.2017.Vol.30.P.189—209.DOI:10.1108/ITP-07-2015-0167
  54. Young K.S. Internet addiction: the emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior.1998.Vol.1.P.237—244.DOI:10.1089/cpb.1998.1.237

Информация об авторах

Бовина Инна Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199, e-mail: innabovina@yandex.ru

Дворянчиков Николай Викторович, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469, e-mail: dvorian@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2157
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 37

Скачиваний

Всего: 1321
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 20