Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Восхождение от абстрактного к конкретному как принцип экспансивного обучения 373

|

Энгестрем У.
PhD, эмерит-профессор, Хельсинский университет, Хельсинки, Финляндия
e-mail: yrjo.engestrom@helsinki.fi

Аннотация

В статье рассматривается потенциал диалектического принципа восхождения от абстрактного к конкретному для трансформирующих практик обучения. Показано, что работы В.В. Давыдова создали основу для подобной трансформации. Теория экспансивного обучения опирается на наследие Давыдова и привносит принцип восхождения от абстрактного к конкретному в процесс обучения и формирования понятий за пределами школы, в «естественной среде». В статье также обсуждаются три исследования, посвященные разным шкалам экспансивного обучения, с акцентом на внутренне противоречивые «клеточки», обнаруженные и использованные в этих исследованиях. В заключение подчеркивается необходимость интеграции революционной педагогики Давыдова, а также затрагивается назревшая проблема трансформации школы в свете общественных изменений.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Bal A., Afacan K., Cakir H.I. Culturally responsive school discipline: Implementing Learning Lab at a high school for systemic transformation. American Educational Research Journal, 2018. Vol. 55 (5), pp. 1007—1050.
  2. Caldwell H., Krinsky J., Brunila M., Ranta K.. Learning to common, commoning as learning. ACME: An International Journal for Critical Geographies, 2019. Vol. 18 (6), pp. 1207—1233.
  3. Davydov V.V. Types of generalization in instruction: Logical and psychological problems in the structuring of school curricula. Reston, VA: National Council of Teachers of Mathematics, 1990.
  4. Davydov V.V. Problems of developmental instruction: A theoretical and experimental psychological study. New York: Nova Science Publishers, 2008.
  5. Engeström Y. Collective concept formation as creation at work. In A. Sannino & V. Ellis (Eds.), Learning and collective creativity. London: Routledge, 2013, pp. 246—270.
  6. Engeström Y. Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. 2nd Cambridge: Cambridge University Press, 2015.
  7. Engeström Y. Expertise in transition: Expansive learning in medical work. Cambridge: Cambridge University Press, 2018.
  8. Engeström Y. Concept formation in the wild: Towards a research agenda. Éducation et Didactique, 2020. Vol. 14 (14—2), pp. 99—113.
  9. Engeström Y., Nummijoki J., Sannino A. Embodied germ cell at work: Building an expansive concept of physical mobility in home care. Mind, Culture, and Activity, 2012. Vol. 19 (3), pp. 287—309.
  10. Engeström Y., Rantavuori J., Kerosuo H. Expansive learning in a library: Actions, cycles and deviations from instructional intentions. Vocations and Learning, 2013. Vol. 6 (1), pp. 81—106.
  11. Engeström Y., Sannino A. Studies of expansive learning: Foundations, findings and future challenges. Educational Research Review, 2010. Vol. 5 (1), pp. 1—24.
  12. Engeström Y., Sannino A. Concept formation in the wild. Mind, Culture, and Activity, 2012. Vol. 19 (3), 201—206.
  13. Engeström Y., Sannino A. From mediated actions to heterogenous coalitions: Four generations of activity-theoretical studies of work and learning. Mind, Culture, and Activity, 2020. DOI:https://doi.org/10.1080/1074903 9.2020.1806328
  14. Englund C. Exploring interdisciplinary academic development: The Change Laboratory as an approach to team-based practice. Higher Education Research & Development, 2018. Vol. 37 (4), pp. 698—714.
  15. Foot K.A. Cultural-historical activity theory as practice theory: Illuminating the development of conflict-monitoring network. Communication Theory, 2001. Vol. 11 (1), pp. 56—83.
  16. Gromyko Y.V., Rubtsov V.V., Margolis A.A. The school as ecosystem of developing child-adult communities: Activity approach to designing the school of the future. Cultural-Historical Psychology, 2020. Vol. 16 (1), pp. 57—67.
  17. Ilyenkov E.V. Dialectical logic: Essays on its theory and history. Moscow: Progress, 1977.
  18. Ilyenkov E.V. The dialectics of the abstract and the concrete in Marx’s Capital. Moscow: Progress, 1982.
  19. Land R., Meyer J., Smith J. (Eds.) Threshold concepts within the disciplines. Rotterdam: Sense Publishers, 2008.
  20. Lotz-Sisitka H., Mukute M., Chikunda C., Baloi A., Pesanayi T. Transgressing the norm: Transformative agency in community-based learning for sustainability in southern African contexts. International Review of Education, 2017. Vol. 63 (6), pp. 897—914.
  21. Mäkitalo J. Work-related well-being in the transformation of nursing home work. Oulu: University of Oulu, 2005.
  22. Meyer J., Land R. Threshold concepts and troublesome knowledge (1): Linkages to ways of thinking and practising within the disciplines. Edinburgh: University of Edinburgh, 2003, pp. 412—424.
  23. Meyer J.H., Land R. Threshold concepts and troublesome knowledge (2): Epistemological considerations and a conceptual framework for teaching and learning. Higher Education, 2005. Vol. 49 (3), pp. 373—388.
  24. Morselli D. The Change Laboratory for teacher training in entrepreneurship education: A new skills agenda for Europe. New York: Springer, 2019.
  25. Nummijoki J., Engeström Y., Sannino A. Defensive and expansive cycles of learning: A study of home care encounters. Journal of the Learning Sciences, 2018. Vol. 27 (2), pp. 224—264.
  26. Radford L. Davydov’s concept of the concept and its dialectical materialist background. Educational Studies in Mathematics, 2020. DOI:https://doi.org/10.1007/ s10649-020-09959-y
  27. Rantavuori J., Engeström Y. (forthcoming). Constructing degrowth: Long cycle of expansive learning in a food cooperative.
  28. Rantavuori J., Engeström Y., Lipponen L. Learning actions, objects and types of interaction: A methodological analysis of expansive learning among pre-service teachers. Frontline Learning Research, 2016. Vol. 4 (3), pp. 1—27.
  29. Sannino A. Enacting the utopia of eradicating homelessness: toward a new generation of activity-theoretical studies of learning. Studies in Continuing Education, 2020a. Vol. 42 (2), pp. 163—179.
  30. Sannino A. Transformative agency as warping: How collectives accomplish change amidst uncertainty. Pedagogy, Culture & Society, 2020b. DOI:https://doi.or g/10.1080/14681366.2020.1805493
  31. Sannino A., Engeström Y. Co-generation of societally impactful knowledge in Change Laboratories. Management Learning, 2017. Vol. 48 (1), pp. 80—96.
  32. Sannino A., Engeström Y., Lemos M. Formative interventions for expansive learning and transformative agency. Journal of the Learning Sciences, 2016. Vol. 25 (4), pp. 599—633.
  33. Tarlau R. Occupying schools, occupying land: How the landless workers movement transformed Brazilian education. Oxford: Oxford University Press, 2019.
  34. Vilela R.A. & al. (Eds.). Collaborative development for the prevention of occupational accidents and diseases: Change Laboratory in workers’ health. New York: Springer, 2020.
  35. Virkkunen J., Newnham D.S. The Change Laboratory: A tool for collaborative development of work and education. Rotterdam: Sense Publishers, 2013.
  36. Vygotsky L.S. Thinking and speech. In The collected works of L.S. Vygotsky, vol. 1: Problems of general psychology. New York: Plenum, 1987.
  37. Wagenschein M. Verstehen lehren: Genetisch, sokratisch, exemplarisch (Teaching to understand: Genetic, Socratic, exemplary). Weinheim: Beltz, 1968.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика