Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
О преподавании психологии в церковных учебных заведениях
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: пастырская психология, богословское психолого-педагогическое образование, духовные учебные заведения, модули и компетенции психологического образования
Рубрика издания: Психология религии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ященко К. О преподавании психологии в церковных учебных заведениях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47069 (дата обращения: 26.12.2024)
Полный текст
К истории вопроса. Известно, что психология преподавалась в духовных учебных заведениях достаточно давно. Потребность в дисциплинах психолого-педагогического цикла была обозначена, прежде всего, практическими нуждами. Многие священнослужители были законоучителями, а также окормляли детские приюты, богадельни и тюрьмы. Для более плодотворной работы нужны были знания о том, как учить, как воспитывать, как общаться, понимание психических закономерностей, возрастных и социальных особенностей, онтологии падшего человека, пораженного первородным грехом, и т.д.
Начиная с
Согласно Уставу духовных семинарий
Вследствие событий советского времени, после потепления отношений между православной церковью и государством и открытия нескольких семинарий в конце 1940-х гг. психологические дисциплины в учебных планах все же отсутствовали. Запрет государства на просветительскую, педагогическую, миссионерскую, социальную, благотворительную деятельности Церкви делал не нужным изучение этого предмета.
Но вот после стольких лет гонений и запретов в 1990-е гг. Церковь получила возможность заниматься самыми различными видами деятельности. Сразу же возникла необходимость ввести в учебные планы духовных академий, семинарий, училищ психолого-педагогические дисциплины для более эффективной подготовки будущих священнослужителей к важнейшему церковному послушанию нашего времени – психолого-педагогической и социальной работе, для выполнения особой просветительской миссии духовного и нравственного воспитания и восстановления традиционного уклада российской семьи.
Современное состояние. Психология как учебный предмет – неотъемлемая часть учебного процесса всех духовных семинарий и академий. Она является прикладной богословской дисциплиной и интегрирует знания из области Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, христианской антропологии, нравственного богословия, догматического богословия и др.
Решением Священного Синода Русской православной церкви от 2 октября
В течение десяти лет Педагогический кабинет содействует подготовке будущих пастырей к проведению учебных занятий в духовных и светских образовательных учреждениях, повышению квалификации священнослужителей и церковных работников по вопросам научного богословия, педагогики, психологии, духовно-нравственного воспитания, правовой поддержки сферы современного образования. Для этого по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2001 г. при МПДА Педагогическим кабинетом были созданы и продолжают работу Высшие богословские курсы. На их базе наряду с обучением осуществляется учебно-методическая помощь преподавателям духовных школ, в том числе в создании православных образовательных учреждений (гимназий, школ, детских садов, воскресных школ, летних лагерей и т.д.).
Педагогический кабинет оказывает непосредственную поддержку студентам Академии и Семинарии в проведении педагогической и психологической практики, научных исследований, конференций и конкурсов, в оформлении дипломных работ, а также плодотворно сотрудничает с другими духовными школами Русской православной церкви, решая задачу учебно-методического обеспечения разных видов психолого-педагогических практик в церковно-приходских школах и духовных образовательных учреждениях.
Педагогический кабинет внес существенный вклад в разработку и организацию преподавания курса «Православная педагогика и психология» и других учебных программ, пособий, дидактических материалов для духовных школ.
Достижения в образовательной и учебной деятельности. Одной из приоритетных задач, поставленных архиепископом Верейским Евгением перед новым структурным подразделением Академии в первые годы работы, стала организация серьезной теоретической подготовки по курсу «Православная педагогика и психология» и психолого-педагогической практики для семинаристов. На теоретико-ознакомительном этапе психолого-педагогической подготовки семинаристы изучали особенности церковной и светской систем образования в современной России, проблемы воспитания в творениях святых отцов, учителей Церкви, великих педагогов, а также – основные педагогические принципы и категории, их взаимосвязь с богословскими и нравственными понятиями и возрастными особенностями детей, законами дидактики.
Практически-деятельный этап заключался в активной подготовке к преподавательской и организаторской образовательной деятельности будущих церковнослужителей. Для этого Педагогическим кабинетом для студентов Семинарии организовывались посещения образцовых детских образовательных учреждений (Православных центров), встречи с ведущими учителями, психологами и методистами. Оказывалось содействие в проведении семинаристами духовных бесед в библиотеках и открытых уроков в общеобразовательных школах. Семинаристов-практикантов, по отзывам о проведенных занятиях, отличали серьезная подготовка, обширные теоретические знания, высокий уровень культуры, образность языка, убежденность и миссионерский дух. Основной результат психолого-педагогической практики семинаристов, имевшей просветительскую направленность, – начало необходимой для духовного становления современного общества работы с нецерковной молодежью.
В настоящее время существуют кафедры психологии, ориентированные на христианскую традицию. Ведущие из них: Самарская межвузовская кафедра православной педагогики и психологии; кафедра психологии РГПУ им. А.И. Герцена; РПИ св. Иоанна Богослова и др. Основы православной психологии преподаются в ряде светских вузов. Например, в качестве спецкурса членами Самарской межвузовской кафедры православной педагогики и психологии читается курс «Христианская антропология» в Самарском государственном университете.
Другим важнейшим направлением образовательной деятельности Педагогического кабинета с 2001 г. стали Высшие богословские курсы при МПДА. Именно здесь постепенно сформировалась образовательная среда, в которой наряду с интенсивным освоением богословских знаний изучается психолого-педагогический блок в православном аспекте.
Педагогический кабинет способствует развитию дополнительного богословско-психолого-педагогического образования и повышению квалификации выпускников богословских образовательных учреждений и мирян – он является рабочим исполнительным органом Отдела дополнительного образования Учебного комитета РПЦ.
Достижения в научной и методологической деятельности. С первых лет работы Педагогический кабинет оказывал помощь выпускниками Академии в подготовке кандидатских работ. Интересны, к примеру, работы по богословию, в которых раскрывается актуальность применения новых психолого-педагогических методов в церковных и светских учебных заведениях. Разрабатывались такие темы, как «Религиозно-нравственный аспект учебных предметов математического цикла», «Современная молодежная музыкальная культура и проблемы пастырского окормления молодежи», «Святоотеческое учение о добродетелях как мировоззренческая основа православного воспитания», «Научно-методическое обеспечение учебного курса “Православная педагогика” в Духовных школах» и др.
Педагогическим кабинетом осуществляется научно-методическое и информационно-методическое обеспечение духовных учебных заведений РПЦ с целью оказания учебно-методической помощи преподавателям педагогики и психологии: анализ, обобщение и внедрение в практику лучшего опыта церковного обучения и воспитания; разработка учебных программ, пособий, дидактических материалов и т.д.
С
К сожалению, помимо указанных достижений, есть и недостатки:
-
Согласно Церковному образовательному стандарту высшего духовного образования на психологию отводится 60 ч. Но до сих пор нет единообразия. В одних семинариях психологии выделено 300 ч, а в других – 30 ч. В одних духовных учебных заведениях разные аспекты психологии изучаются в рамках нескольких отдельных курсов, а в других такого предмета вообще в учебном плане не предусмотрено. Учебные программы и пособия, по которым занимаются студенты, совершенно различны. Зачастую необходимость преподавания предмета «Психология» ставится под вопрос.
-
Как показывает практика, выпускники духовных школ, священно- и церковнослужители нуждаются в получении дополнительных знаний и опыта в психолого-педагогической области. В связи с этим встает вопрос о создании и развитии системы дополнительного образования богословско-психолого-педагогического направления при Учебном комитете РПЦ.
-
В семинариях и академиях работают около 40 преподавателей психологии, но только некоторые из них имеют степень кандидата или доктора психологических наук. Большинство преподавателей нуждаются в повышении своего научного образования. Но проблема состоит в том, что защита диссертаций по церковной тематике в ВАКе не приветствуется, а, следовательно, многие темы, полезные для Церкви, приходится изменять. Для осуществления полноценного международного богословского диалога, проведения совместных научных исследований, объединения ученых с целью решения важных фундаментальных и практических задач необходимо создать в общецерковной аспирантуре соответствующую кафедру. Но несмотря на сложившиеся трудности число кандидатских диссертаций, защищенных по данному направлению, продолжает расти.
Предложения по совершенствованию преподавания психологии. В связи с необходимостью стандартизировать учебные программы и обеспечить дисциплины учебными пособиями, как было отмечено святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на совещании ректоров духовных учебных заведений 13 ноября
Так, 29–30 октября
В результате обсуждения данных проблем участники семинара (представители 29 духовных и 6 светских учебных заведений) констатировали целесообразность ведения практико ориентированного курса «Пастырская психология» в духовных учебных заведениях, который будет способствовать развитию у будущих священнослужителей следующих компетенций:
-
иметь систематизированные представления об истории развития основных психологических учений, о методологических основах современной психологии;
-
иметь представление об основных психологических методах семейного и индивидуального консультирования;
-
быть готовым оказывать помощь прихожанам с различными духовно-психологическими проблемами;
-
уметь использовать методы возрастной психологии в организации приходской жизни;
-
уметь устанавливать психологический контакт с различными представителями светских учреждений;
-
уметь осмысливать новые психологические направления с пастырской позиции;
-
быть готовым использовать в пастырском служении знания об отклонениях в развитии и о современных методах духовной психологической безопасности.
Были также уточнены цель и задачи курса «Пастырская психология» в духовных учебных заведениях.
Цель курса – овладение основами психологической культуры, необходимыми для современного священнослужителя.
Задачи:
-
сформировать у будущего священнослужителя готовность к осмыслению и овладению различными направлениями психологии с позиции святоотеческого учения о человеке;
-
познакомить с основами общей, возрастной, социальной (в том числе семейной), педагогической, клинической психологии;
-
сформировать умения и навыки психологической диагностики, консультирования и профилактики, применения психологических знаний на практике;
-
создать психологический базис для непрерывного саморазвития личности современного священника, а также поиска, переработки и творческого использования психологической информации для самообразования.
Было выработано пять модулей учебной программы «Пастырская психология», рассчитанных на 60 ч обучения в соответствии с Церковным стандартом:
Модуль 1. Основные психологические концепции в свете христианской антропологии.
Модуль 2. Основы общей психологии.
Модуль 3. Основы социальной психологии и психологии семьи в пастырском служении.
Модуль 4. Основы возрастной и педагогической психологии в пастырском служении.
Модуль 5. Основы патопсихологии и девиантологии в деятельности приходского священника.
Ввиду вхождения в Болонскую систему, на 1-й ступени обучения (бакалавр) предложено преподавать предмет на III и IV курсах по 30 ч соответственно. На 2-й ступени обучения (магистр) рекомендованы спецкурсы по направлениям и углубленный курс общей психологии (60 ч).
Был также составлен перечень основных и дополнительных рекомендуемых учебных пособий по предмету, в том числе ряд специальных Интернет-ресурсов.
Назначен редакционный совет из числа участников семинара по разработке учебного комплекта и подготовке разделов комплексного электронного учебно-методического пособия по предмету «Пастырская психология» для духовных учебных заведений, а также определены примерные сроки подготовки и апробации учебного комплекта – 2012 и 2014 гг. соответственно.
Также предложено:
-
провести в 2011 г. курсы повышения квалификации преподавателей психологии духовных учебных заведений «Преподавание светской психологии с православной точки зрения»;
-
в этом же году провести международную конференцию «Пастырская педагогика и психология», объединяющую усилия ведущих специалистов мира в указанной сфере, с целью решения общих методологических и практических проблем становления непрерывной системы церковного образования;
-
создать учебно-методический совет при Педагогическом кабинете МДА по психолого-педагогическим дисциплинам для лицензирования авторских и факультативных учебных программ, учебных пособий и учебных комплектов;
-
создать совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В.Ломоносова на базе Педагогического кабинета МДА центр для обобщения материала современных психологических исследований с духовной точки зрения, а также проведения совместных психологических исследований по актуальным проблемам подготовки и деятельности современного священнослужителя;
-
для рассмотрения психики человека с точки зрения христианской антропологии совместно подготовить хрестоматию из творений святых отцов;
-
создать долгосрочную программу сотрудничества богословов и представителей научной психологии, а также пастырей и практических психологов, трудящихся в многочисленных психологических консультациях.
Для разработки системы непрерывного образования и повышения квалификации в области психолого-педагогической и социокультурной деятельности для выпускников семинарий и теологических факультетов необходимо:
-
создать отдел дополнительного образования в Учебном комитете РПЦ;
-
создать центр дополнительного образования на базе педагогического кабинета МПДА;
-
институциализировать существующие в епархиях практики подготовки специалистов психолого-педагогического направления в форме факультетов, кафедр или центров дополнительного образования епархиальной семинарии.
Сформулированы и предложены задачи отдела дополнительного образования при Учебном Комитете РПЦ и факультетов дополнительного образования семинарий.
Для реализации церковных интересов в научных психологических исследованиях необходимо создать свой церковный психолого-педагогический ученый совет. Целесообразно было бы рекомендовать защиту диссертаций в общецерковном психолого-педагогическом Ученом совете, а осуществлять, по возможности, совместную защиту с государственными Учеными советами, признанными ВАКом. Создание таких прецедентов позволит либо открыть в ВАКе специальность «Православная психология», либо добиться признания ВАКом диссертаций, защищенных в общецерковной аспирантуре.
Литература
- Гавриил (Кикодзе), архим. Основания опытной психологии. СПб., 1858.
- Гиляревский А.К., свящ. Учебник психологии. Новочеркасск, 1883; 2-е изд. Гиляревский А.К., свящ. Пособие к изучению психологии. М., 1886 (6-е изд.: М., 1907).
- Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии (1870–1900) : Курсовое сочинение. На правах рукописи.
- Мрамонов А.И. Духовная семинария в России начала ХХ в.: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). На правах рукописи.
- Снегирев В.А. Психология. Харьков, 1893.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3297
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 20
Скачиваний
Всего: 1337
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2