О преподавании психологии в церковных учебных заведениях

1337

Аннотация

Статья посвящена проблеме преподавания психологии в духовных учебных заведениях. Кратко излагается история и современное состояние психолого-педагогического образования в духовных учебных заведениях РПЦ. Обозначены основные направления деятельности Педагогического кабинета Московской православной духовной академии в области духовно-нравственного просвещения и православной педагогики и психологии. Обоснована необходимость развития психолого-педагогического образования будущих священнослужителей в целях более эффективной подготовки их к пастырской деятельности, а также психолого-педагогической и социальной работе, выполнению особой просветительской миссии духовного и нравственного воспитания молодежи, восстановлению традиционного уклада российской семьи.

Общая информация

Ключевые слова: пастырская психология, богословское психолого-педагогическое образование, духовные учебные заведения, модули и компетенции психологического образования

Рубрика издания: Психология религии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ященко К. О преподавании психологии в церковных учебных заведениях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47069 (дата обращения: 26.12.2024)

Полный текст

К истории вопроса. Известно, что психология преподавалась в духовных учебных заведениях достаточно давно. Потребность в дисциплинах психолого-педагогического цикла была обозначена, прежде всего, практическими нуждами. Многие священнослужители были законоучителями, а также окормляли детские приюты, богадельни и тюрьмы. Для более плодотворной работы нужны были знания о том, как учить, как воспитывать, как общаться, понимание психических закономерностей, возрастных и социальных особенностей, онтологии падшего человека, пораженного первородным грехом, и т.д.

Начиная с 1808 г. с целью повышения общеобразовательного уровня в программу обучения семинарий вошла психология. Например, архимандрит Феофан (Авсенев) известен как основоположник курса психологии в Киевской духовной академии с 1836 г., пробудивший у студентов живой интерес к науке о душе человека. Этот предмет преподавался в рамках философских дисциплин (философия, логика, психология). Епископ Гавриил (Кикодзе) ратовал за «важность изучения психологии для всякого человека, назначающего себя в духовное звание», ибо «знание психологии, как знание самого себя, важно для всякого человека; но для Богослова оно приобретает двойную цену по тому благому употреблению, какое он в состоянии сделать из него» [Гавриил (Кикодзе), архим, 1858, с. 208]. Уже тогда встал вопрос о единообразии читаемого в духовных учебных заведениях курса. Возникла необходимость руководствоваться строго определенными учебниками. Например, «Учебник психологии» (1883 г.) священика Александра Гиляревского был одобрен Священным Синодом в качестве учебного пособия по психологии для духовных семинарий [Гиляревский]. Учебник «Психология» В.А.Снегирева, профессора Казанской духовной академии (1893 г.), также был принят в духовном образовании [Снегирев, 1893].

Согласно Уставу духовных семинарий 1884 г., определявшему 6-летнюю программу обучения, курс психологии читался в IV классе, в объеме двух уроков в неделю [Мрамонов, с.222]. Что касается Академии (4-летнего курса обучения), то, например, с 1872/73 по 1883/84 уч. г. психология на I курсе читалась по четыре урока в неделю. Причем, она являлась обязательным предметом для всех отделений Академии (богословского, церковно-исторического и церковно-практического) [Киселев, с.50]. С 1884/1885 по 1900/1901 уч.г. психология на II курсе МДА читалась в объеме четырех уроков в неделю и также являлась обязательной [Киселев, с.51]. После 3-летнего курса обучения студентам присваивалась степень кандидата богословия. Это преподавание не прекращалось вплоть до закрытия духовных школ после 1917 г. История сохранила имена таких преподавателей психологии, как М.О.Вержболович (Московская духовная семинария), И.П.Назарьев (Воронежская духовная семинария) и другие.

Вследствие событий советского времени, после потепления отношений между православной церковью и государством и открытия нескольких семинарий в конце 1940-х гг. психологические дисциплины в учебных планах все же отсутствовали. Запрет государства на просветительскую, педагогическую, миссионерскую, социальную, благотворительную деятельности Церкви делал не нужным изучение этого предмета.

Но вот после стольких лет гонений и запретов в 1990-е гг. Церковь получила возможность заниматься самыми различными видами деятельности. Сразу же возникла необходимость ввести в учебные планы духовных академий, семинарий, училищ психолого-педагогические дисциплины для более эффективной подготовки будущих священнослужителей к важнейшему церковному послушанию нашего времени – психолого-педагогической и социальной работе, для выполнения особой просветительской миссии духовного и нравственного воспитания и восстановления традиционного уклада российской семьи.

Современное состояние. Психология как учебный предмет – неотъемлемая часть учебного процесса всех духовных семинарий и академий. Она является прикладной богословской дисциплиной и интегрирует знания из области Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, христианской антропологии, нравственного богословия, догматического богословия и др.

Решением Священного Синода Русской православной церкви от 2 октября 1997 г. в 1998/1999 уч. г. в учебный план семинарий была включена обязательная дисциплина «Педагогика и психология». Для организационного и научно-методического обеспечения развития богословского психолого-педагогического образования в духовных учебных заведениях РПЦ в 1999 г., согласно распоряжению ректора академии архиепископа Верейского Евгения, был создан Педагогический кабинет МПДА. Он осуществляет и координирует деятельность по созданию системы психолого-педагогической подготовки студентов духовных учебных заведений РПЦ, а также по повышению психолого-педагогической и научной квалификации выпускников духовных академий, семинарий, училищ, теологических факультетов и кафедр учебных заведений РФ, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

В течение десяти лет Педагогический кабинет содействует подготовке будущих пастырей к проведению учебных занятий в духовных и светских образовательных учреждениях, повышению квалификации священнослужителей и церковных работников по вопросам научного богословия, педагогики, психологии, духовно-нравственного воспитания, правовой поддержки сферы современного образования. Для этого по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2001 г. при МПДА Педагогическим кабинетом были созданы и продолжают работу Высшие богословские курсы. На их базе наряду с обучением осуществляется учебно-методическая помощь преподавателям духовных школ, в том числе в создании православных образовательных учреждений (гимназий, школ, детских садов, воскресных школ, летних лагерей и т.д.).

Педагогический кабинет оказывает непосредственную поддержку студентам Академии и Семинарии в проведении педагогической и психологической практики, научных исследований, конференций и конкурсов, в оформлении дипломных работ, а также плодотворно сотрудничает с другими духовными школами Русской православной церкви, решая задачу учебно-методического обеспечения разных видов психолого-педагогических практик в церковно-приходских школах и духовных образовательных учреждениях.

Педагогический кабинет внес существенный вклад в разработку и организацию преподавания курса «Православная педагогика и психология» и других учебных программ, пособий, дидактических материалов для духовных школ.

Достижения в образовательной и учебной деятельности. Одной из приоритетных задач, поставленных архиепископом Верейским Евгением перед новым структурным подразделением Академии в первые годы работы, стала организация серьезной теоретической подготовки по курсу «Православная педагогика и психология» и психолого-педагогической практики для семинаристов. На теоретико-ознакомительном этапе психолого-педагогической подготовки семинаристы изучали особенности церковной и светской систем образования в современной России, проблемы воспитания в творениях святых отцов, учителей Церкви, великих педагогов, а также – основные педагогические принципы и категории, их взаимосвязь с богословскими и нравственными понятиями и возрастными особенностями детей, законами дидактики.

Практически-деятельный этап заключался в активной подготовке к преподавательской и организаторской образовательной деятельности будущих церковнослужителей. Для этого Педагогическим кабинетом для студентов Семинарии организовывались посещения образцовых детских образовательных учреждений (Православных центров), встречи с ведущими учителями, психологами и методистами. Оказывалось содействие в проведении семинаристами духовных бесед в библиотеках и открытых уроков в общеобразовательных школах. Семинаристов-практикантов, по отзывам о проведенных занятиях, отличали серьезная подготовка, обширные теоретические знания, высокий уровень культуры, образность языка, убежденность и миссионерский дух. Основной результат психолого-педагогической практики семинаристов, имевшей просветительскую направленность, – начало необходимой для духовного становления современного общества работы с нецерковной молодежью.

В настоящее время существуют кафедры психологии, ориентированные на христианскую традицию. Ведущие из них: Самарская межвузовская кафедра православной педагогики и психологии; кафедра психологии РГПУ им. А.И. Герцена; РПИ св. Иоанна Богослова и др. Основы православной психологии преподаются в ряде светских вузов. Например, в качестве спецкурса членами Самарской межвузовской кафедры православной педагогики и психологии читается курс «Христианская антропология» в Самарском государственном университете.

Другим важнейшим направлением образовательной деятельности Педагогического кабинета с 2001 г. стали Высшие богословские курсы при МПДА. Именно здесь постепенно сформировалась образовательная среда, в которой наряду с интенсивным освоением богословских знаний изучается психолого-педагогический блок в православном аспекте.

Педагогический кабинет способствует развитию дополнительного богословско-психолого-педагогического образования и повышению квалификации выпускников богословских образовательных учреждений и мирян – он является рабочим исполнительным органом Отдела дополнительного образования Учебного комитета РПЦ.

Достижения в научной и методологической деятельности. С первых лет работы Педагогический кабинет оказывал помощь выпускниками Академии в подготовке кандидатских работ. Интересны, к примеру, работы по богословию, в которых раскрывается актуальность применения новых психолого-педагогических методов в церковных и светских учебных заведениях. Разрабатывались такие темы, как «Религиозно-нравственный аспект учебных предметов математического цикла», «Современная молодежная музыкальная культура и проблемы пастырского окормления молодежи», «Святоотеческое учение о добродетелях как мировоззренческая основа православного воспитания», «Научно-методическое обеспечение учебного курса “Православная педагогика” в Духовных школах» и др.

Педагогическим кабинетом осуществляется научно-методическое и информационно-методическое обеспечение духовных учебных заведений РПЦ с целью оказания учебно-методической помощи преподавателям педагогики и психологии: анализ, обобщение и внедрение в практику лучшего опыта церковного обучения и воспитания; разработка учебных программ, пособий, дидактических материалов и т.д.

С 2001 г. Педагогический кабинет проводил активную работу по возвращению дореволюционных богословско-психолого-педагогических трудов из Российской государственной библиотеки в библиотеку МДА. Собранные материалы легли в основу более 20 дипломных и диссертационных работ учащихся духовных школ.

К сожалению, помимо указанных достижений, есть и  недостатки:

  1. Согласно Церковному образовательному стандарту высшего духовного образования на психологию отводится 60 ч. Но до сих пор нет единообразия. В одних семинариях психологии выделено 300 ч, а в других – 30 ч. В одних духовных учебных заведениях разные аспекты психологии изучаются в рамках нескольких отдельных курсов, а в других такого предмета вообще в учебном плане не предусмотрено. Учебные программы и пособия, по которым занимаются студенты, совершенно различны. Зачастую необходимость преподавания предмета «Психология» ставится под вопрос.
  2. Как показывает практика, выпускники духовных школ, священно- и церковнослужители нуждаются в получении дополнительных знаний и опыта в психолого-педагогической области. В связи с этим встает вопрос о создании и развитии системы дополнительного образования богословско-психолого-педагогического направления при Учебном комитете РПЦ.
  3. В семинариях и академиях работают около 40 преподавателей психологии, но только некоторые из них имеют степень кандидата или доктора психологических наук. Большинство преподавателей нуждаются в повышении своего научного образования. Но проблема состоит в том, что защита диссертаций по церковной тематике в ВАКе не приветствуется, а, следовательно, многие темы, полезные для Церкви, приходится изменять. Для осуществления полноценного международного богословского диалога, проведения совместных научных исследований, объединения ученых с целью решения важных фундаментальных и практических задач необходимо создать в общецерковной аспирантуре соответствующую кафедру. Но несмотря на сложившиеся трудности число кандидатских диссертаций, защищенных по данному направлению, продолжает расти.

Предложения по совершенствованию преподавания психологии. В связи с необходимостью стандартизировать учебные программы и обеспечить дисциплины учебными пособиями, как было отмечено святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на совещании ректоров духовных учебных заведений 13 ноября 2009 г., а также в соответствии с новым церковным стандартом и переходом духовных учебных заведений РПЦ на Болонскую систему Педагогическим кабинетом МПДА регулярно организуются и проводятся учебно-методические семинары с участием преподавателей психологии духовных учебных заведений и специалистов светских вузов с целью решения данных проблем.

Так, 29–30 октября 2010 г. в рамках семинара «Развитие психологического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета РПЦ» прошло обсуждение состояния психологической подготовки семинаристов и были выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию содержания и организации учебного процесса преподавания психологических дисциплин в духовных учебных заведениях. Был рассмотрен ряд актуальных проблем: определение минимума базовых психологических знаний, умений и навыков, необходимых современному священнику для пастырского служения; стандартизация учебной программы «Пастырская психология»; утверждение перечня основных учебных пособий; разработка рекомендаций к содержанию учебного комплекта для духовных учебных заведений Учебного комитета РПЦ (создание учебника, глоссария, заданий для промежуточного и итогового контроля, творческих заданий, содержание психологической практики, наглядного материала, электронного учебно-методического пособия).

В результате обсуждения данных проблем участники семинара (представители 29 духовных и 6 светских учебных заведений) констатировали целесообразность ведения практико ориентированного курса «Пастырская психология» в духовных учебных заведениях, который будет способствовать развитию у будущих священнослужителей следующих компетенций:

  • иметь систематизированные представления об истории развития основных психологических учений, о методологических основах современной психологии;
  • иметь представление об основных психологических методах семейного и индивидуального консультирования;
  • быть готовым оказывать помощь прихожанам с различными духовно-психологическими проблемами;
  • уметь использовать методы возрастной психологии в организации приходской жизни;
  • уметь устанавливать психологический контакт с различными представителями светских учреждений;
  • уметь осмысливать новые психологические направления с пастырской позиции;
  • быть готовым использовать в пастырском служении знания об отклонениях в развитии и о современных методах духовной психологической безопасности.

Были также уточнены цель и задачи курса «Пастырская психология» в духовных учебных заведениях.

Цель курса – овладение основами психологической культуры, необходимыми для современного священнослужителя.

Задачи:

  • сформировать у будущего священнослужителя готовность к осмыслению и овладению различными направлениями психологии с позиции святоотеческого учения о человеке;
  • познакомить с основами общей, возрастной, социальной (в том числе семейной), педагогической, клинической психологии;
  • сформировать умения и навыки психологической диагностики, консультирования и профилактики, применения психологических знаний на практике;
  • создать психологический базис для непрерывного саморазвития личности современного священника, а также поиска, переработки и творческого использования психологической информации для самообразования.

Было выработано пять модулей учебной программы «Пастырская психология», рассчитанных на 60 ч обучения в соответствии с Церковным стандартом:

Модуль 1. Основные психологические концепции в свете христианской антропологии.

Модуль 2. Основы общей психологии.

Модуль 3. Основы социальной психологии и психологии семьи в пастырском служении.

Модуль 4. Основы возрастной и педагогической психологии в пастырском служении.

Модуль 5. Основы патопсихологии и девиантологии в деятельности приходского священника.

Ввиду вхождения в Болонскую систему, на 1-й ступени обучения (бакалавр) предложено преподавать предмет на III и IV курсах по 30 ч соответственно. На 2-й ступени обучения (магистр) рекомендованы спецкурсы по направлениям и углубленный курс общей психологии (60 ч).

Был также составлен перечень основных и дополнительных рекомендуемых учебных пособий по предмету, в том числе ряд специальных Интернет-ресурсов.

Назначен редакционный совет из числа участников семинара по разработке учебного комплекта и подготовке разделов комплексного электронного учебно-методического пособия по предмету «Пастырская психология» для духовных учебных заведений, а также определены примерные сроки подготовки и апробации учебного комплекта – 2012 и 2014 гг. соответственно.

Также предложено:

  • провести в 2011 г. курсы повышения квалификации преподавателей психологии духовных учебных заведений «Преподавание светской психологии с православной точки зрения»;
  • в этом же году провести международную конференцию «Пастырская педагогика и психология», объединяющую усилия ведущих специалистов мира в указанной сфере, с целью решения общих методологических и практических проблем становления непрерывной системы церковного образования;
  • создать учебно-методический совет при Педагогическом кабинете МДА по психолого-педагогическим дисциплинам для лицензирования авторских и факультативных учебных программ, учебных пособий и учебных комплектов;
  • создать совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В.Ломоносова на базе Педагогического кабинета МДА центр для обобщения материала современных психологических исследований с духовной точки зрения, а также проведения совместных психологических исследований по актуальным проблемам подготовки и деятельности современного священнослужителя;
  • для рассмотрения психики человека с точки зрения христианской антропологии совместно подготовить хрестоматию из творений святых отцов;
  • создать долгосрочную программу сотрудничества богословов и представителей научной психологии, а также пастырей и практических психологов, трудящихся в многочисленных психологических консультациях.

Для разработки системы непрерывного образования и повышения квалификации в области психолого-педагогической и социокультурной деятельности для выпускников семинарий и теологических факультетов необходимо:

  • создать отдел дополнительного образования в Учебном комитете РПЦ;
  • создать центр дополнительного образования на базе педагогического кабинета МПДА;
  • институциализировать существующие в епархиях практики подготовки специалистов психолого-педагогического направления в форме факультетов, кафедр или центров дополнительного образования епархиальной семинарии.

Сформулированы и предложены задачи отдела дополнительного образования при Учебном Комитете РПЦ и факультетов дополнительного образования семинарий.

Для реализации церковных интересов в научных психологических исследованиях  необходимо создать свой церковный психолого-педагогический ученый совет. Целесообразно было бы рекомендовать защиту диссертаций в общецерковном психолого-педагогическом Ученом совете, а осуществлять, по возможности, совместную защиту с государственными Учеными советами, признанными ВАКом. Создание таких прецедентов позволит либо открыть в ВАКе специальность «Православная психология», либо добиться признания ВАКом диссертаций, защищенных в общецерковной аспирантуре.

Литература

  1. Гавриил (Кикодзе), архим. Основания опытной психологии. СПб., 1858.
  2. Гиляревский А.К., свящ. Учебник психологии. Новочеркасск, 1883; 2-е изд. Гиляревский А.К., свящ. Пособие к изучению психологии. М., 1886 (6-е изд.: М., 1907).
  3. Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии (1870–1900) : Курсовое сочинение. На правах рукописи.
  4. Мрамонов А.И. Духовная семинария в России начала ХХ в.: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). На правах рукописи.
  5. Снегирев В.А. Психология. Харьков, 1893.

Информация об авторах

Ященко Киприан, кандидат педагогических наук, игумен, доцент, декан факультета педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва, Россия, e-mail: kiprian@dnkrus.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3297
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 1337
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2