Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации

2793

Аннотация

Представлен авторский подход к измерению психологической безопасности и качества образовательных услуг в современных условиях. Описано исследование, в котором приняли участие: 561 родитель, 582 воспитанника, 213 педагогов, 34 представителя администрации. Инструментарий исследования состоял из авторских методик для измерения параметров безопасности и качества образовательной среды, неоднократно апробированных в образовательных учреждениях различных типов. Выдвинутая гипотеза о содержательной взаимосвязи параметров безопасности образовательной среды и качества образовательных услуг подтвердилась на уровне тенденции, что позволило судить о возможных действиях образовательного учреждения в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Значимость проведенного исследования определяется подходом к диагностике универсальных учебных действий воспитанников, обнаруженной связью их уровня с системой отношений между субъектами образовательной среды, их взаимодействием, согласованием целей и ожиданий.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, качество образования, субъекты образовательной среды

Рубрика издания: Психологическая безопасность

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59067 (дата обращения: 19.03.2024)

Фрагмент статьи

В условиях изменений в социальной среде психологическая безопасность  является нормой жизни для современного человека и одним из индикаторов ее качества, наряду с удовлетворенностью и возможностями творчества и самореализации. Психологическая безопасность с одной стороны, –   базисная потребность человека [10], а с другой – важное условие, обеспечивающее его эффективное психическое и личностное развитие [9]. Здоровое чувство безопасности является одним из базовых ощущений нормального человека. Оно, в свою очередь, основано на трех базисных убеждениях, составляющих ядро субъективного мира человека: 1) на вере в то, что в мире больше добра, чем зла; 2) на убеждении в том, что мир полон смысла; 3) на убеждении в ценности собственного Я. Их становление происходит в раннем детстве посредством взаимодействия со значимым взрослым [16; 21; 22].

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
  2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.
  3. Барышева Т.А., Сеничева И.О. Информационно-методический бюллетень (материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей)/ Центр развития дополнительного образования. СПб., 2007.
  4. Вихристюк О.В., Ковров В.В., Леонова  Е.Г. Мониторинг образовательной среды как одно из условий безопасности образовательной среды// Безопасность образовательной среды: Сб. статей / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
  5. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. М., 2002.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия  в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова: 2-е изд. М., 2010.
  7. Коджаспирова  Г.М. Психолого-педагогическая культура  педагога как ведущий фактор  безопасности  образовательной среды // Безопасность образовательной среды: Сб. статей / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
  8. Логинова Л.Г. Оценочное исследование качества образовательных услуг в системе дополнительного образования детей// Ярославский педагогический  вестник. 2011. №1. Т. II.
  9. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности// Известия ТРТУ. 2005. Вып. 7(51).
  10. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008.
  11. Насибуллина А.Д., Железнова Л.Б. Современная оценка качества достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/ped/2_3.htm 
  12. Носков Ю.Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода // Безопасность. 1998. № 1–2.
  13. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А.Баевой. СПб., 2006.
  14. Педагогический мониторинг реализации образовательной программы детского объединения// Приложение № 5 (7) к журн. «Дополнительное образование и воспитание» / Центр развития дополнительного образования. СПб., 2010.
  15. Пластун О.Н. Оценка качества дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей: основные задачи и пути реализации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/511997/(дата обращения: 25.07.11)
  16. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М., 2003.
  17. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007.
  18. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника// Безопасность образовательной среды: Сб. статей / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
  19. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М., 2002.
  20. Харламова С.Г.  Мониторинг как способ повышения качества дополнительного образования учащихся. [Электронный ресурс].  Режим доступа:  http://ckpom.portalspo.ru/stat2.php
  21. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applica­tion of schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7.  
  22. Janoff-Bulman R., Berger A. The other side of trauma: Towards a psychology of appreciation // Harvey J.H., Miller E.D. (Eds.). Loss and Trauma: General and Close Relation­ship Perspectives. Philadelphia, 2000.

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Якиманская Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет», Оренбург, Россия, e-mail: yakimanskay@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5428
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2793
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4