Малюкова Д.А. Аспирант, факультет консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: DM514@yandex.ru
Пуговкина О.Д. кандидат психологических наук, доцент, кафедра клинической психологии и психотерапии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2878-9843 e-mail: olgapugovkina@yandex.ru
Задача изучения социального познания и его вклада в качество психологического благополучия и адаптации, с одной стороны, ипроблема соотношения социального и формального интеллектов – с другой,определяют предмет настоящей статьи и представленного эмпирического исследования. В работе обсуждается сложность исследования социального познания, особенно в аспекте развития, связанная с рядом проблем методологического характера, и предлагается прием экспериментального изучения и оценки коммуникативной направленности мышления, или способности
к смене позиции, как одного из аспектов социального познания, не предъявляющего высоких требований к вербальным способностям испытуемого.
В настоящее время в фокусе внимания как зарубежных, так и
отечественных специалистов в области психического здоровья все чаще оказывается
человеческая способность к социальному познанию и вместе с этим – особенности
функционирования когнитивных структур, благодаря которым она реализуется
[26].
Результат нашей способности к социальному познанию –
понимание психических состояний и эмоций других людей. Благодаря тому, что мы
постоянно «считываем» действия, жесты и выражения лиц друг друга, мы можем
понять, что в настоящий момент чувствуют окружающие нас люди и что они
собираются делать в следующий момент [28, 29].
Блохина Е.Т., Пуговкина О.Д. Исследование коммуникативной
направленности мышления («Модифицированная методика определения понятий» А.Б.
Холмогоровой) и эмоциональной дезадаптации у студентов // Материалы
Всероссийской научно-практической конференции «Экспериментальные методики
патопсихологии и опыт их применения» (г. Москва, 23 сентября 2011 г.) / Под
ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной.М., МГППУ, 2011. С. 34–37.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл;Эксмо, 2005.
1136 с.
Емелин А.А. Понятийные и метакогнитивные способности подростков с
разными формами дизонтогенеза: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 27
с.
Ермилов Т.А., Зверева Н.В. Особенности произвольного тактильного
запоминания у здоровых и больных шизофренией детей и подростков
(экспериментальное исследование) // Вопросы психического здоровья детей и
подростков. 2005 (5). № 1. С. 21–25.
Зверева Н.В.Психический и когнитивный дизонтогенез в детской
клинической психологии // Медицинская (клиническая) психология: традиции и
перспективы / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной, С.Н. Ениколопова. М.:МГППУ
, 2013. С. 121–130.
Зверева Н.В., Хромов А.И. Возрастная динамика мыслительной
деятельности детей и подростков с эндогенной психической патологией на примере
методик «Малая предметная классификация» и «Конструирование объектов»
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. URL:
http://www.psyedu.ru/journal/2011/4/2557.phtml
(дата обращения: 03.10.2014).
Печникова Л.С., Левикова Е.В. Социальный интеллект и социальные
навыки подростков, больных шизофренией // Медицинская (клиническая) психология:
традиции и перспективы / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной, С.Н.
Ениколопова. М.:МГППУ, 2013. С. 236–241.
Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте //
Психологическая наука и образование. 1997.№ 4. С. 56–64.
Плужников И.В. Эмоциональный интеллект при аффективных
расстройствах: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 34 с.
Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия / Мафсон Л.,
Вейсман М., Моро Д., Клерман Дж. М.: Эксмо, 2003. 320 с.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
304 с.
Пуговкина О.Д., Паламарчук Л.С. Социальный интеллект и хронификации
депрессии // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №1.C.
114–125.
РавенДж.К., Равен Дж., Курт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным
МатрицамРавена и Словарным шкалам. Раздел 1. Общая часть руководства. М.:
Когито-Центр, 1997. 76 с.
Рычкова О.В. Исследования социального познания при шизофрении //
Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1.C. 63–89.
Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. «Социальный интеллект» в
патопсихологической диагностике // Материалы Всероссийской научно-практической
конференции «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения»
(г. Москва, 23 сентября 2011 г.) / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф.
Рощиной.М.:МГППУ, 2011. C. 130–134.
Семенова Т.И. Взаимосвязь интеллекта и механизмов психологической
защиты: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 24 с.
Сергиенко Е.А. Модель психического и теория Ж. Пиаже [Электронный
ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал.2009.
№1(3). URL: http://psystudy.ru (дата
обращения: 28.09.2014).
Ушаков Д.В.Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный
интеллект: теория, измерение, исследования/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В.
Ушакова. М.:Институт психологии РАН, 2004.С. 11–28.
Хазова С.А. Одаренные старшеклассники: факторы риска и ресурсы
развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru
2012. № 4. URL:
https://psyjournals.ru/psyedu/2012/n4/57748.shtml
(дата обращения: 03.10.2014).
Холмогорова А.Б. Нарушения рефлексивной регуляции познавательной
деятельности при шизофрении: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1983. 213 с.
Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов
суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной
модели расстройств аффективного спектра [Электронный ресурс] // Медицинская
психология в России: электронный научный журнал. 2012. № 2. URL:
http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer11.php
(дата обращения: 03.10.2014).
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г.А. Социальная поддержка и
психическое здоровье //Психология: современные направления междисциплинарных
исследований / Под ред. А.В. Журавлева, Н.В. Тарабриной. М.:Институт психологии
РАН, 2003. С. 139–163.
Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли быть полезна российская
психология в решении проблем современной психотерапии: размышления после ХХ
конгресса интернациональной федерации психотерапии (IFP). [Электронный ресурс]
// Медицинскаяпсихология в России: электронный научный журнал
2010. № 4. URL:
http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_4_5/nomer/nomer09.php
(дата обращения: 03.10.2014).
Холмогорова А.Б., Смирнова Н.С. Комплексная модель интерперсональных
отношений как теоретическая основа для их изучения у подростков с нарушениями
поведения // Культурно-историческая психология. 2009.№ 4.C. 94–99.
Blakemore S.J. Development of the social brain in adolescence //
Journal of the Royal Society ofMedicine. 2012. March.P. 111–116.
Vasilyev I.A. Intellectual emotions // Psychology in Russia: State
of the Art. 2013. № 6(4), pp. 134–142. doi:10.11621/pir.2013.0411