Использование символических средств при решении познавательных задач старшими дошкольниками

765

Аннотация

Приводятся результаты репликации части исследования, выполненного под руководством О.М. Дьяченко в 1995–1997 гг., которое было направлено на изучение индивидуальных особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста. Целью представленного в статье исследования было выявление особенностей использования современными дошкольниками символических средств при решении познавательных задач. Актуальность репликации обусловлена важностью изучения становления и развития различных форм опосредствования в дошкольном возрасте вообще и специфики символических средств в частности, поскольку символические средства, будучи сопряжены со смыслами, имеют особое значение в регуляции поведения человека.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, познавательные задачи, опосредствование, символические средства

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070104

Для цитаты: Цыбульская Е.А. Использование символических средств при решении познавательных задач старшими дошкольниками [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 39–47. DOI: 10.17759/psyedu.2015070104

Фрагмент статьи

Изучение особенностей использования детьми символических средств основывалось на подходе О.М. Дьяченко к проблеме развития символического опосредствования в дошкольном возрасте [1–5]. Согласно этому подходу символ, имея культурную природу, структурирует опыт человечества, поскольку в нем фиксируется некоторый обобщенный общезначимый смысл. В смысле могут быть представлены и сущность вещи, и ее субъективная ценность. При помощи символических средств ребенок «может репрезентировать свое отношение к действительности, строить свое поведение в соответствии с выявленными смыслами» [4, с. 17]. Символы – это, прежде всего, средства, владеть которыми ребенку важно для успешного развития и вхождения в культуру.

Литература

  1. Веракса А.Н., Горовая А.Е., Кисель А.В. Возможности использования знаковых и символических средств в обучении дошкольников (на примере освоения феномена радуги) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. С. 19–34. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2014/2/Veraksa_Gorovaya_Kisel.phtml (дата обращения: 18.10.2014).
  2. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: ПЕР СЭ, 2003. 144 с.
  3. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно. М.: Знание, 1992. 128 с.
  4. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Способы регуляции поведения в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 14–26.
  5. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы карнавальной культуры// Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 77–87.
  6.  Лебедева Т.А. Символ как средство развития ценностно-смысловых представлений дошкольников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2011. № 2. С. 1–11. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/2/2118.phtml (дата обращения: 18.10.2014).
  7. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В.  Как дети отражают процессы развития в мире?  // Современное дошкольное образование // Теория и практика. 2014. №9. С.36–45.
  8. Veraksa A.N. Symbol as cognitive tool // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6. №1. P. 57–65.

Информация об авторах

Цыбульская Екатерина Андреевна, студентка факультета психология образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: semenova8110@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2185
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 765
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3