Саломатова О.В. магистр психологии, Младший научный сотрудник, "Центр междисциплинарных исследований современного детства", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1723-9697 e-mail: agechildpsy@gmail.com
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение своеобразия игровой деятельности современных российских дошкольников, а также на выявление связей особенностей игровой деятельности с уровнем компьютерной активности ребенка. Исследование проводилось с декабря 2019 г. по январь 2021 г. в рамках подготовки магистерской диссертации. В исследовании были использованы: методика «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» (Р.Р. Калинина), «Методика диагностики сюжетно-ролевой игры» (Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова), две авторские анкеты, предназначенные для анализа особенностей взаимодействия детей с цифровым контентом (О.В. Саломатова). В опросе приняли участие 107 родителей детей дошкольного возраста; в лонгитюдном исследовании участвовали 13 детей 4-6 лет. Согласно полученным данным, уровень компьютерной активности отражается на таких показателях игровой деятельности, как предметное замещение; взаимодействие, организующее игру; уровень идеи; развернутость идеи; ролевое поведение; игровые действия; использование атрибутики; выполнение правил. Указанные показатели имеют обратную зависимость с количеством времени, проводимым ребенком за гаджетами.
Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе и обработке данных исследования О.В. Рубцову и С.С. Андрианова.
Получена: 19.11.2021
Принята в печать: 10.03.2022
Ссылка для цитирования
Литература
Бакриева Р.Р., Сердюкова Е.Ф. Влияние современной информационной
среды на развитие агрессивности и тревожности в дошкольном возрасте
[Электронный ресурс] // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы
гуманитарного знания. Грозный: Издательство Чеченского государственного
университета, 2019. C. 6–9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42325863
(дата обращения: 03.11.2021).
Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В.
Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного
развития современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2021.
Т. 26. № 1. С. 27–40. DOI:10.17759/pse.2021260101
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М: Издательство Смысл,
Издательство Эксмо, 2004. 512 с.
Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.
СПб.: Речь, 2003. 144 с.
Клопотова Е.Е., Газанчян Е.Б. Особенности рисования дошкольников с
помощью традиционных и электронных средств // Современное дошкольное
образование. 2017. № 8. C. 24–31.
Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры как фактор
познавательного развития дошкольников // Вестник практической психологии
образования. 2020. № 17. C. 32–40. DOI:10.17759/bppe.2020170104
Никитина А.А., Рытова К.Э. К вопросу о влиянии электронных гаджетов
на интеллектуально-волевую готовность к школе старших дошкольников [Электронный
ресурс] // Нижегородский психологический альманах. 2019. № 1. C. 64–72. URL:
http://psykaf417.esrae.ru/pdf/2019/1/211.pdf (дата обращения: 03.11.2021).
Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования
(часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С.
117–124. DOI:10.17759/chp.2019150312
Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования
(часть вторая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С.
100–108. DOI:10.17759/chp.2019150410
Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Особенности общей способности к учению
6-7-летних детей – активных пользователей электронных гаджетов // Системная
психология и социология. 2020. № 1. C. 38–50.
DOI:10.25688/2223-6872.2020.33.1.03
Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании //
Психологическая наука и образование. 2013. № 5. C. 92–98.
Смирнова Е.О. Организация игровой деятельности. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2016. 223 с.
Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь
игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития //
Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 4–14.
DOI:10.17759/chp.2018140101
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность современных
дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. C. 76–86.
Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность
в дошкольном детстве // Цифровое общество как культурно-исторический контекст
развития человека: сборник научных статей и материалов Международной
конференции. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018.
С. 364–369.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой
деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С.
15–23.
Солдатова Г., Шляпников В. Игры, мультики, учеба // Дети в
информационном обществе. 2014. № 17. C. 44–47.
Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы
у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? //
Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 97–118.
DOI:10.17759/cpp.2019270307
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 1999. 360 с.
Hakkarainen P., Bredikyte M. Playworlds and Narratives as a Tool of
Developmental Early Childhood Education // Psychological Science and Education.
2020. Vol. 25. № 4. P. 40–50. DOI:10.17759/pse.20202504
Kuta C. The Negative Impact of Excessive Screen Time on Language
Development in Children Under 6-Years-Old: An Integrative Review with Screen
Time Reduction Toolkit and Presentation for Outpatient Pediatric and Family
Health Providers [Электронный ресурс] // Doctor of Nursing Practice (DNP)
Projects. 2017. URL:
https://pdfs.semanticscholar.org/7a3b/e7b31b011f28acf61722b9829aa539c0639a.pdf
(дата обращения: 03.11.2021).
Reid Chassiakos Y., Radesky J., Christakis D. Children and
adolescents and digital media // Pediatrics. 2016. Vol. 138. № 5.
DOI:10.1542/peds.2016-2593
Ponti M., Bélanger S. Screen time and young children: Promoting
health and development in a digital world // Paediatrics and Child Health.
2017. Vol. 22. № 8. DOI:10.1093/pch/pxx123
Skalická V. Screen time and the development of emotion understanding
from age 4 to age 8: A community study // British Journal of Developmental
Psychology. 2019. Vol. 37. № 3. DOI:10.1111/bjdp.12283
Tamana S.K., Ezeugwu V., Chikuma J. Screen-time is associated with
in attention problems in preschoolers: Results from the CHILD birth cohort
study // PLoS ONE. 2019. Vol. 14. № 4. DOI:10.1371/journal.pone.0213995