Контекстуальный подход к описанию характеристик темперамента дошкольника: роль образовательной среды

49

Аннотация

Развитие свойств темперамента, согласно современным исследованиям, зависит не только от созревания структур нервной системы, но и от ряда параметров среды. В частности, установлено, что отношение родителей как показатель социальной среды, а также характеристики физической среды могут влиять на проявление темпераментальных особенностей ребенка. Свойства темперамента начинают играть особенно важную роль в процессе социализации, когда ребенок попадает из семейной среды в образовательную, качество которой является значимым фактором дальнейшего развития дошкольников. В связи с этим важно установить, есть ли связь между свойствами темперамента и характеристиками образовательной среды (структурными и процессуальными). Согласно проведенному анализу, большинство реализованных исследований рассматривает связи процессуальных характеристик образовательной среды с особенностями темперамента ребенка, то есть с особенностями взаимодействия и отношений между ребенком и педагогом; влияние отношения педагога к ребенку на проявление свойств темперамента; связи свойств темперамента ребенка с качеством отношений с педагогом. Структурные характеристики образовательной среды также демонстрируют связь с темпераментом ребенка, однако результаты изучения этой связи получены достаточно давно и значительно ограничены, что актуализирует вопрос о необходимости исследований в данном направлении. В обзоре обсуждаются особенности интерпретации связи темперамента с параметрами образовательной среды с учетом ее интерактивности (М.Ротбарт), критерия соответствия (А.Томас, С.Чесс), феномена выбора ниши (С.Скарр, К.Маккарти), гипотезы дифференциальной восприимчивости (Б.Эллис) и сензитивных периодов развития свойств темперамента. Обсуждаются возможности учета темперамента детей в процессе реализации образовательных программ дошкольных учреждений.

Общая информация

Ключевые слова: темперамент, дошкольный возраст, структурный подход, дошкольная образовательная среда

Рубрика издания: Теоретико-методологические проблемы психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.403

Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом, проект № 23-78-30005.

Получена: 15.05.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Руднова Н.А., Корниенко Д.С. Контекстуальный подход к описанию характеристик темперамента дошкольника: роль образовательной среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 4. С. 475–492. DOI: 10.21638/spbu16.2023.403

Литература

Абдулаева Е. А. От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 77–88. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0310

Информация об авторах

Руднова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2063-2892, e-mail: rudnova.na@yandex.ru

Корниенко Дмитрий Сергеевич, доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор кафедры общей психологии, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (ФГБОУ ВО «РАНХиГС»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6597-264X, e-mail: dscorney@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 145
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 49
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2