Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10647Новости 2026Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Интеллектуально одаренные пятиклассники: нужна ли практика обогащенного обучения в начальной школе? 50

|

Шумакова Н.Б.
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055
e-mail: n_shumakova@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей когнитивного развития и учебной мотивации интеллектуально одаренных и нормотипичных пятиклассников, обучавшихся в начальных классах по программам разного типа – обогащенной и традиционной (типовой). С помощью двухфакторного дисперсионного анализа MANOVA проверялось предположение о влиянии обучения в начальной школе на когнитивное развитие и учебную мотивацию интеллектуально одаренных и нормотипичных пятиклассников (N=150). Методики исследования: «Стандартные прогрессивные матрицы» Равена, компьютеризированные тесты диагностики базовых когнитивных характеристик (чувство числа, рабочая память и скорость переработки информации) Т.Н. Тихомировой и С.Б. Малых, авторская методика «Образная и вербальная креативность», «Шкала учебной мотивации» Т.О. Гордеевой. Выявлено, что интеллектуально одаренные пятиклассники независимо от образовательной программы характеризуются более высокими показателями внутренней познавательной мотивации, интеллекта, чувства числа и скорости переработки информации по сравнению с их нормотипичными сверстниками. Показано, что одаренность, а не тип обучения влияет на чувство числа и скорость переработки информации, в то время как влияние факторов «одаренность» и «программа обучения» на показатели учебной мотивации не обнаружено. Тип обучения в начальной школе критически значим для развития творческого потенциала интеллектуально одаренных детей. При обогащенном обучении одаренные дети демонстрируют существенно более высокие уровни вербальной и образной креативности, чем их одаренные сверстники при традиционном обучении. В отношении нормотипичных сверстников значимых положительных эффектов обогащенного обучения на показатели креативности не обнаружено.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бусыгина Н.П., Горобцова А.В. Качественная методология и доказательные практики в психологии и образовании // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 117–127. DOI:10.17759/pse.2021260609
  2. Воронкова И.В., Лагутина Е.Н., Адаскина А.А. Особенности учебной мотивации и эмоционального отношения к учению обучающихся 4-х классов (на примере традиционного и развивающего обучения) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 1. С. 32–48. DOI:10.17759/psyedu.2022140103
  3. Клейн К.Г. Типы мотивационной регуляции: теоретическая значимость конструкта и проблема его измерения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 125–131. DOI:10.17759/jmfp.2021100112
  4. Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 17–32. DOI:10.17759/jmfp.2021100402
  5. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 312 с.
  6. Шишова Е.О. Влияние типа образовательной среды на психическое развитие дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. C. 84–100. DOI:10.17759/psyedu.2021130106
  7. Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 57–69. DOI:10.17759/psyedu.2019110105
  8. Шумакова Н.Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 34–46. DOI:10.17759/ssc.2020010103
  9. Щебланова Е.И., Петрова С.О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 97–106. DOI:10.17759/jmfp.2021100409
  10. Щебланова Е.И. Связь скорости обработки информации и психологических характеристик школьников разного уровня одаренности // Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 46–57.
  11. Barbier K., Donche V., Verschueren K. Academic (Under)achievement of Intellectually Gifted Students in the Transition Between Primary and Secondary Education: An Individual Learner Perspective // Frontiers in Psychology. 2019. Sec. Educational Psychology. DOI:10.3389/fpsyg.2019.02533
  12. Differentiation for Gifted Learners: going beyond the basics / by Eds. Diane Heacox, and Richard M. Cash. Minneapolis, Minnesota: Free Spirit Publshing Inc., 2019. 18 p. Available at: https://www.freespirit.com/files/original/Differentiation-for-Gifted-Learners (дата обращения: 01.08.2022).
  13. 13.   Eker A. Competition Skills and Challenge Level Scale (CCS) in gifted and talented education: development, validity and reliability // Journal of Gifted Education and Creativity. 2022. Vol. 9. № 1. P. 75–84. Available at: https://dergipark.org.tr/en/pub/jgedc/issue/68496/1080304 (дата обращения: 01.08.2022).
  14. Gallagher S.A., Gallagher J.J. Using Problem-based Learning to Explore Unseen Academic Potential // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2013. Vol. 7. № 1. DOI:10.7771/1541-5015.1322
  15. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Lynch M.F. The Construct Validity of the Russian Version of the Modified Academic Self-Regulation Questionnaire (SRQ-A) among Elementary and Middle School Children // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 3. Р. 16–34. DOI:10.11621/ pir.2020.0301
  16. Gubbins E.J., Henshon S.E. The Frontier of Gifted Education: An Interview With E. Jean Gubbins // Roeper Review. 2022. Vol. 44. № 2. P. 69–72. DOI:10.1080/02783193.2022.2042886
  17. Kim M. A Meta-Analysis of the Effects of Enrichment Programs on Gifted Students // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60. № 2. P. 102–116. DOI:10.1177/0016986216630607
  18. Karwowski M. School Does Not Kill Creativity // European Psychologist. 2021. Vol. 27. № 3. DOI:10.1027/1016-9040/a000449
  19. Plucker J., Callahan C.M. Research on Giftedness and Gifted Education: Status of the Field and Considerations for the Future // Exceptional Children. 2014. Vol. 80. № 4. P. 390–406. DOI:10.1177/0014402914527244
  20. Reis S.M., Renzulli S.J., Renzulli J.S. Enrichment and Gifted Education Pedagogy to Develop Talents, Gifts, and Creative Productivity // Education Sciences. 2021. Vol. 11(10): 615. DOI:10.3390/educsci11100615
  21. Rogers K.B. Meta-analysis of 26 Forms of Academic Acceleration: Options for Elementary (Primary) and Secondary Learners with Gifts or Talents // The SAGE Hand Book of Gifted and Talented Education / In B. Wallace, D. Sisk (eds.). 2019. P. 309–321. DOI:10.4135/9781526463074.n26
  22. Schneider M., Beeres K., Coban L., Merz S. et al. Associations of non-symbolic and symbolic numerical magnitude processing with mathematical competence: a meta-analysis // Developmental Science. 2017. Vol. 20. № 3. DOI:10.1111/desc.12372
  23. Subotnik R., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Environmental Factors and Personal Characteristics Interact to Yield High Performance in Domains // Frontiers in Psychology. 2019. Sec. Educational Psychology. DOI:10.3389/fpsyg.2019.02804
  24. Tikhomirova T., Kuzmina Y., Lysenkova I., Malykh S. The Relationship Between Non-symbolic and Symbolic Numerosity Representations in Elementary School: The Role of Intelligence // Frontiers in Psychology. 2019. DOI:10.3389/fpsyg.2019.02724
  25. Yılmaz S., Tortop H.S. The Underachievement of Gifted Students // Journal of Gifted Education and Creativity. 2018. Vol. 5. № 2. P. 1–9. Available at: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/839282 (дата обращения: 01.08.2022).
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика