История консультирования и психотерапии в киберпространстве

Общая информация

Ключевые слова: интернет-технологии, консультирование, история психотерапии, психотерапия

Рубрика издания: Психотерапия

Для цитаты: Меновщиков В.Ю. История консультирования и психотерапии в киберпространстве [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22847 (дата обращения: 16.11.2024)

Фрагмент статьи

... Идея диалога групп поддержки была предшественницей «e-терапии»; прочный успех этих групп твердо показал потенциал в развитии интернет-консультаций по личным вопросам. После введения первых персональных компьютеров в 1976 начали возникать неформальные группы поддержки. А в 1979 году они стали популярны по всей Северной Америке.

Невозможно точно установить, когда психологи стали взаимодействовать с пациентами по e-mail. Может быть это произошло тогда, когда те консультанты которые, участвовали в группах поддержки и стали известными, получили запросы о помощи, и некоторые из них на эти запросы ответили. Так, скорее всего, и началась история «е-терапии».
Самая ранняя известная консультация через Интернет,  предлагалась студентам Университета Cornell в Ithaca, Н.ЙОРК. (http://cuinfo.cornell.edu/Dialogs/EZRA/) и называлась в честь Ezra Cornell, основателя университета "Спросите у Uncle Ezra".

Что касается применения психотерапии в сети, то Ivan Goldberg, M.D. начиная отвечать на вопросы on-line, рассказывал о лечении депрессии, по крайней мере, еще в 1993 году. Он отвечал на вопросы не на собственном популярном сайте "Центр исследования  депрессии"(http://www.psycom.net/depression.central.html), а консультировал как добровольный консультант в группе поддержки on-line "Идущие в темноте".  Goldberg отвечал на вопросы о медикаментозном лечении депрессии и возможности психологической помощи при ее лечении.

Джон Grohol, Psy.D. предложил услугу  бесплатного психологического консультирования на популярном чате в 1995г. (http://psychcentral.com/chats.htm).

Платные услуги, для широкой публики, начали появляться в Интернет в середине 1995г. Наиболее популярны были консультации в виде ответа на один вопрос за небольшую плату. Leonard Holmes, Ph.D., первый, кто предложил услугу психологического консультирования на основе "оплаты, если это помогает". (http://www.leonardholmes.com). Holmes сообщал, что как только он открыл сайт, рекламирующий его практику, он начал получать электронную почту от людей, требующих помощи и было очевидно, что люди готовы к общению через Интернет. ...

Полный текст

С 1972 почти, как только появился Интернет, появилась идея психологического консультирования в сети. Одной из первых демонстраций Интернет-консультаций, стал сеанс психотерапии между университетом Stanford и Калифорнийским университетом в  Лос-Анджелесе в течение Международной Конференции по компьютерной связи в октябре 1972.

Идея диалога групп поддержки была предшественницей «e-терапии»; прочный успех этих групп твердо показал потенциал в развитии интернет-консультаций по личным вопросам. После введения первых персональных компьютеров в 1976 начали возникать неформальные группы поддержки. А в 1979 году они стали популярны по всей Северной Америке.

Невозможно точно установить, когда психологи стали взаимодействовать с пациентами по e-mail. Может быть это произошло тогда, когда те консультанты которые, участвовали в группах поддержки и стали известными, получили запросы о помощи, и некоторые из них на эти запросы ответили. Так, скорее всего, и началась история «е-терапии».
Самая ранняя известная консультация через Интернет,  предлагалась студентам Университета Cornell в Ithaca, Н.ЙОРК. (http://cuinfo.cornell.edu/Dialogs/EZRA/) и называлась в честь Ezra Cornell, основателя университета "Спросите у Uncle Ezra".

Что касается применения психотерапии в сети, то Ivan Goldberg, M.D. начиная отвечать на вопросы on-line, рассказывал о лечении депрессии, по крайней мере, еще в 1993 году. Он отвечал на вопросы не на собственном популярном сайте "Центр исследования  депрессии"(http://www.psycom.net/depression.central.html), а консультировал как добровольный консультант в группе поддержки on-line "Идущие в темноте".  Goldberg отвечал на вопросы о медикаментозном лечении депрессии и возможности психологической помощи при ее лечении.

Джон Grohol, Psy.D. предложил услугу  бесплатного психологического консультирования на популярном чате в 1995г. (http://psychcentral.com/chats.htm).

Платные услуги, для широкой публики, начали появляться в Интернет в середине 1995г. Наиболее популярны были консультации в виде ответа на один вопрос за небольшую плату. Leonard Holmes, Ph.D., первый, кто предложил услугу психологического консультирования на основе "оплаты, если это помогает". (http://www.leonardholmes.com). Holmes сообщал, что как только он открыл сайт, рекламирующий его практику, он начал получать электронную почту от людей, требующих помощи и было очевидно, что люди готовы к общению через Интернет.

Два других сайта: "Help Net" и "Shrink Link" на платной основе стали доступны с осени 1995 года (оба сервиса на сегодняшний день закрыты).

Дэвид Sommers, Ph.D. также может считаться  пионером «e-терапии». Он был первым, кто предложил платную услугу психологического консультирования через Интернет, то есть предлагал более, чем ответ на единственный вопрос. Он пытался устанавливать более длительный и глубокий контакт с клиентами. С 1995г. до 1998г., Sommers консультировал 300 человек со всего земного шара: от Северного Полярного круга до Кувейта. Sommers применял несколько способов консультирования через Интернет: сначала использовал только электронную почту, но позже применял и беседы в реальном времени (чаты, ICQ) и видеоконференции.

Needham, M.S. установил IRC chat service «Cyberpsych» (вебсайт) в августе 1995 года, и был первым, кто сосредоточился исключительно на взаимодействии с клиентами в реальном времени через чат. Он работал с 44 клиентами с 1995 по 1998г. Другие ранние последователи зарождающейся   «e-терапии» появились в Лондоне (http://www.pinkpractice.co.uk).

Никакое изучение истории «e-терапии» не будет полным без упоминания о добровольных консультантах кризисного центра «Самаритяне» (http://www.samaritans.org.uk), хотя они и не профессиональные психологи. Эти добровольцы, прошедшие специальное обучение, ежедневно отвечали на электронную почту от людей, находящихся на грани  самоубийства с 1994, анонимно и бесплатно. Их работа имела неоценимое значение. В 2001г. только добровольные подготовленные психологи-консультанты (волонтеры) отвечали на письма по e-mail от 64000 человек.

Осенью 1995г., существовало двенадцать практик «e-терапии» в Интернет. К 2002 году уже насчитывалось свыше 300 частных сайтов, где предлагались e-терапевтические услуги  и предложения от «e-клиник», которые совместно с частными сайтами насчитывали уже более, чем 500 сайтов.

Приход коммерческих сайтов «e-клиник», предлагающих услугу психологических консультаций, ознаменовал значимый этап развития «e-терапии». Клиники стараются улучшить среду для «e-терапии» и могут позволить себе предлагать такие услуги, которые не могут предлагать независимые психологи: наиболее прочная on-line безопасность,  возможность оплаты  кредитными карточками, возможность выставить счет за  услуги и другие инструменты управления практикой консультирования и активного маркетинга. Психологи могут присоединиться к этим «e-клиникам» за  скромный ежемесячный гонорар. Им предлагают страницу на сайте клиники, через которую они могут вести свою собственную практику «e-терапии». Людям, которые посещают сайты «e-клиник» предлагается длинный список e-терапевтов на выбор. Все психологи прошли тщательный отбор, что гарантирует их  высокую квалификацию и  профессионализм и клиент может выбрать психолога согласно различным критериям. На сайтах можно почерпнуть много информации по психологии, чтобы помочь самому себе.  Примеры «e-клиник»: HelpHorizons.com (http://www.helphorizons.com) и  MyTherapyNet.com (http://www.mytherapynet.com).

Образование международного общества психологического здоровья оn-line (или ISMHO, http://www.ismho.org), было одним из этапов развития «e-терапии». ISMHO - некоммерческое общество, созданное в 1997г., чтобы осуществлять пропаганду использования и развития on-line связи, информационную поддержку для участников международного общества психологического (психического) здоровья. Оно стало неофициальной профессиональной организацией для e-терапевтов, которая служит для обеспечения и организации дискуссий, где профессиональные психологи пытаются найти пути использования Интернет, чтобы организовать профессиональную психологическую помощь. ISMHO администрирует общественный форум (доступный на web-сайте) и что наиболее важно, субсидирует группу анализа клинических случаев, которая обеспечивает новый взгляд на клинические вопросы и формы вмешательства, работающие в Интернет. Многие материалы и выводы этого общества представлены в нашей книге.

ISMHO не является рекомендующей (официальной) организацией, однако, выпустила «Принципы организации психотерапии онлайн», чтобы помочь в работе и стать гидом и  для клиентов и для психотерапевтов в этой новой сфере услуг. ISMHO имеет более чем 200 активных участников во многих странах мира. Члены организации, главным образом,  профессионалы, вовлеченные в психотерапевтический процесс. Но в рядах организации  также приcутствуют исследователи, студенты  и обычные люди, которые заинтересовались психотерапией.

Информация об авторах

Меновщиков Виктор Юрьевич, кандидат психологических наук, Доцент, докторант лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии, Психологический институт РАО, президент Федерации психологов-консультантов Онлайн, Супервизор МСППН., Москва, Россия, e-mail: helpletter@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2037
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2