Премия «Игрушка года – детские психологи рекомендуют» 2009

Аннотация

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью. Премия «Игрушка года – детские психологи рекомендуют» дает возможность выделить хорошие, действительно развивающие игрушки, и рассказать об этом производителям и родителям на понятном для них языке.

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Для цитаты: Арчакова Т.О. Премия «Игрушка года – детские психологи рекомендуют» 2009 [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-2. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_2/igrushki (дата обращения: 28.03.2024)

Полный текст

В Советском Союзе с 1932 года в г. Загорске работал Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки. Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек работает в современных рыночных условиях. Премия «Игрушка года – детские психологи рекомендуют» - это средство для обращения внимания производителей, родителей, воспитателей на лучшие практики в сфере производства игрушек.

«Ничего не запрещать, а только рекомендовать лучшее», - это основной принцип работы Центра с общественностью. Около существующих на рынке 80% игрушек не отвечают потребностям игровой деятельности. Не являясь средством развития и воспитания, игрушка может быть вполне достойным товаром, поэтому резкая критика кажется производителям необоснованной. Задача Центра: выделить хорошие, действительно развивающие игрушки, и рассказать об этом производителям и родителям на понятном для них языке.

Традиционно экспертизе подвергаются санитарно-гигиенические характеристики игрушки, ее оформление и эргономику. Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью. Такое определение дают руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки Е.О. Смирнова, Н.Г. Салмина и И.Г. Тиханова в своей статье «Психологическая экспертиза игрушки».

Оценивается то, как игрушка помогает ребенку овладеть предметными действиями, служит ли для развития познавательных процессов. Второй важный аспект – роль игрушки в освоении социальных отношений, в развитии личности ребенка. Открытость игрушки для самых различных действий ребенка часто позволяет ей выступать сразу в двух ипостасях, включаться и в предметно-манипулятивную деятельность, и в ролевую игре в качестве предмета-заместителя.

Критерии оценки следующие:

  1. Соответствие игрушки задачам возраста.
  2. Требования с точки зрения деятельности.
  • Привлекательность, поддержание мотивации ребенка.
  • Ориентировка, цель действия.
  • Наличие ориентиров для контроля над правильностью действия.
  • Возможность самостоятельного действия.
  1. Открытость игрушки для выполнения разных развивающих действий.

Зачастую родители и педагоги не видят различий между развивающей и дидактической, обучающей игрой. Действительно развивающие игрушки и игры созданы не только для усвоения конкретных умений, но и для детского творчества, переживания, то есть для стимуляции внутренней, психологической активности.

«Требования к развивающей игрушке не сложны», - пояснила Елена Олеговна Смирнова. – «Родители должны обратить внимание, во-первых, на ее психологическую безопасность, а во-вторых – на то, чтобы она развивала все высшие психические функции, то есть не только интеллект и речь, но и волю, фантазию, эмоциональную сферу».

«Если бы здесь сидели наши учителя – Эльконин, Давыдов, Венгер – они бы сказали, что когда в руках у ребенка есть вещь, которая помогает ему социализироваться и одновременно учит его быть добрым, - это хорошая игрушка,» - обратился к собравшимся ректор МГППУ Виталий Владимирович Рубцов.

«Для кого же мы собрались здесь? В первую очередь – для ребенка. Но игрушки не попадают к ребенку напрямую, поэтому на первое местно можно поставить и просвещение родителей. Тут есть и важный социальный заказ – формирование значимых качеств личности, которое происходит через игру. В нарисованной мной картине производители оказались где-то вдалеке, но если мы будем правильно информировать взрослых, то они тоже сделают шаги навстречу».

Судя по откликам представителей фирм-производителей игрушек, «правильное информирование», а точнее, живой диалог, действительно состоялся. Ведь сотрудники Центра Игры и Игрушки написали для победителя в каждой номинации простые и трогательные тексты, где речь шла про удовольствие и радость от игры.

«Одна из самых первых игрушек ребенка - пирамидка. Казалось бы, что нового можно было бы придумать с этой традиционной игрушкой? Преобразить  игрушку и расширить ее возможности  позволило изменение формы деталей и появление второго  отверстия в них.  Только взяв дуги в руки и прилаживая их на стержень можно заметить, что каждая имеет свою собственную изогнутость. При разной длине движение  не может быть стереотипным. Малыш всякий раз подлаживает свою руку для успешного нанизывания или снятия детальки. Это способствует развитию всё большей ловкости и точности движений, требует значительного труда, концентрации внимания и внутреннего покоя. Малыш своей работой доволен!

Детали могут быть нанизаны на стержень и через боковое отверстие. Но это только  кажущаяся простота.  Боковое отверстие  имеет особый угол наклона, что позволяет деталям расположиться вот так.

Дошкольники охотно используют дуги в сюжетной игре как телефонную трубку или лопатку для  торта.  А могут соорудить, например, мост через реку, качели для кукол на площадке, ограду в зоопарке или  манеж для лошадей.

И всё это – пирамидка! Это действительно оригинальное решение традиционной игрушки!»

А так, уже более специализированно, описана эта игрушка в каталоге «Лучшие игрушки»:

Своеобразная конструкция позволяет усложнить действия нанизывания, делает более вариативным действие сериации. К большому преимуществу игрушки относятся богатые возможности действий с ней – пирамиду можно самым разным образом собирать.

Это способствует усложнению и разнообразию предметных действий и развитию образного восприятия возникающих фигур. Ее можно использовать и без стержня – как конструктор – получается замечательный забор, елочка и даже вертолет с крутящимся пропеллером. Игрушка развивает познавательную активность, предметные действия и воображение.

Всего премией были отмечены 10 победителей, по одному в следующих номинациях:

  • Оригинальное решение традиционной игрушки.
  • Играем вместе.
  • Самостоятельные открытия.
  • Фантазия в строительстве.
  • Возрождение сказки.
  • Игра в приключения.
  • Самая универсальная игрушка.
  • Город на ковре.
  • Лучшие игрушки для сюжетной игры.
  • Сохранение традиций.
«Без драматургии, без конфликта игры нет. Играя, ребенок живет по эстетическим законам сюжета, в нем он гармоничен. Играя, мы творим себя по законам искусства и социальных норм», - отметил Владимир Самуилович Собкин, директор Центра Социологии образования РАО. – «В МГППУ проделана огромная работа, это же готовый курс повышения квалификации».

На самом деле это курс уже несколько лет открыт для всех педагогов и психологов, готовых посвятить свое время фундаментальному теоретическому и практическому курсам в сфере игр и игрушек.

Информация об авторах

Арчакова Татьяна Олеговна, психолог-методист, Благотворительный детский фонд «Виктория», Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6161-2946, e-mail: tatyana.archakova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2097
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1