Отчет о специальных мероприятиях в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста

Аннотация

Отчет о двух специальных мероприятиях, которые проходили 28 и 29 сентября 2010 года в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста и организованных Московским Городским Психолого-Педагогическим Университетом.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Арчакова Т.О. Отчет о специальных мероприятиях в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2010. Том 2. № 2010-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2010_1/31944 (дата обращения: 27.02.2024)

Полный текст

1. Секция «Развитие в раннем детстве и ВОДМ: перспектива Выготского». 28 сентября 2010 г.

Организатор: Московский городской психолого-педагогический университет и Бюро ЮНЕСКО в Москве.

Основные теоретические и практические вопросы ВОДМ в рамках современного образования рассмотрены с точки зрения культурно-исторической теории и практики дошкольного образования. Выдвинут ряд вопросов, связанных с достижением цели 1 ОДВ применительно к ВОДМ. Освещены основные положения Л.С. Выготского и его соратников применительно к современным проблемам ВОДМ, например, к основным подходам к ВОДМ в разных странах мира, качеству ВОДМ и т. д. В общих чертах, на сегодняшний день можно выделить два различных подхода к пониманию перспектив развития ВОДМ: первый ориентирован на развитие ребенка; второй ориентирован на потребности ведомственных организаций.

Цель данного специального мероприятия состояла в том, чтобы:

  • Обсудить основные теоретические и практические вопросы ВОДМ с точки зрения теории Выготского и в свете общего современного культурно-исторического подхода к развитию и обучению дошкольников;
  • Обеспечить теорию и практику ВОДМ подходящими для конкретных возрастных групп подходами и развивающими методиками обучения детей младшего возраста.

Модераторы:

  • Виталий Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, Российская Федерация
  • Джон Беннет, старший консультант по ВОДМ, Франция

Докладчики:

  • Виталий Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, Российская Федерация
  • Джон Беннет, старший консультант, Франция
  • Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования, Российская Федерация
  • Алишер Умаров, программный специалист по образованию Бюро ЮНЕСКО в Москве
  • Елена Смирнова, директор центра «Игры и игрушки» МГППУ, Российская Федерация

С точки зрения А.Г. Асмолова, современных детей можно назвать информационными акселератами, а культуру, в которой они растут – «сетевой». От нас требуется, во-первых, принять этот вызов, признать, что мы живем в префигуративной культуре (по М.Мид), причем в некоторых аспектах учимся не только у подростков, но и у детей 4 - 5 лет. Во-вторых, проникнуть в суть этой новой социальной ситуации развития, понять, какими должны стать новые формы совместной деятельности взрослого и ребенка.

Джон Беннет отметил важность неклассической психологии для принятия решений в сфере обучения и воспитания детей в современной культуре. Чтобы подступиться к сравнению систем образования и воспитания детей раннего возраста в различных странах, как это и делается на конференции, необходимо четко понимать культурную, социальную, историческую детерминацию их развития. Также культурно-историческая парадигма подразумевает бережное и внимательное отношение к традиционным формам воспитания, свойственным каждой культуре.

В.В. Рубцов и Е.Г. Юдина выделили две противоположные модели дошкольного образования: модель, ориентированную на подготовку к школе, то есть на освоение чтения, письма, счета и других традиционно «школьных» навыков, и модель, ориентированную на поддержку развития психологических новообразований, которые помогут ребенку в учебной деятельности.

Занятия в рамках первой модели ведут к ослаблению учебной мотивации у первоклассников – зачастую, им приходится снова повторять материал подготовительной группы. Вторая модель, в идеале, подразумевает работу в зоне ближайшего развития ребенка, развитие способностей к сотрудничеству, коммуникации. Знания здесь – не самоцель, а культурные средства достижения более широких личностных целей.

Е.О. Смирнова рассказала об уникальном опыте психолого-педагогической экспертизы игрушек, основанной на культурно-историческом понимании игровой деятельности детей.

Дискуссия была посвящена тому, как же соотносятся культурно-историческая парадигма изучения основные теоретические и практические развития ребенка и идея введения стандартов в сфере воспитания и образования в раннем возрасте.

В.В. Рубцов: Важно, по отношению к чему мы вводим оценку. Если мы оцениваем не формальные знания, а развитие, например, воображения или способности принимать решения, то это не противоречит идеям Л.С. Выготского.

А.Г. Асмолов: Я вижу здесь определенные риски. Риск первый: введение некоторых индикаторов, не основанных на реальной диагностике. Риск второй: дискретное оценивание, произвольно «выхватывающее» отдельные аспекты развития. Индикаторы – это не панацея. В конце концов, мировой финансовый кризис возник в системе, где использовалось управление, основанное на индикаторах.

Дж. Беннет: Я считаю очень важным развести два понятия: «индикаторы системы дошкольного образования и воспитания» и «оценивание на уровне конкретного ребенка». Системные индикаторы описывают, например, доступность образования, процент от ВВП, инвестируемый в образование, экономический вклад в пересчете на одного ребенка и т.д. Оценивание развития детей – это совершенно другая сфера. Здесь диагностика должна быть максимально гибкой.

Тестирование на входе в школу я считаю недопустимым. Мне известны случаи, когда детей- иммигрантов тестировали на языке страны проживания, а потом – естественно, получив низкие результаты – отправляли в специализированные школы. Развитие детей должны оценивать сами учителя, которые постоянно взаимодействуют с ними на занятиях.

Комментарий из зала: В любом случае, индикаторами надо пользоваться очень осторожно. Даже если мы «просто» ранжируем государства по размерам инвестиций в образование, мы должны отдавать себе отчет – сравниваем ли мы абсолютные величины или процент от ВВП. Результаты могут оказаться очень разными.

2. Секция «Сотрудничество с родителями в воспитании и образовании детей младшего возраста». 29 сентября 2010 г.

Организатор: Московский городской психолого-педагогический университет

Родители — это первые воспитатели и преподаватели ребенка. Это специальное мероприятие посвящено важнейшей роли родителей в обеспечении благополучия, развития и обучения детей младшего возраста и рассмотрению эффективных способов предоставления родителям психологической и материальной поддержки, направленной на расширение возможностей ранней социализации и адаптации их детей к участию в программах ВОДМ (например, поступлению в детский сад) посредством учреждения консультационных центров, интернет-сайтов и т. п. Мероприятие направлено на стимулирование глобального обмена передовым опытом сотрудничества с родителями относительно ВОДМ.

Модератор:

  • Мария Цапенко, заместитель директора Управления по дошкольному образованию Департамента образования г. Москвы, Российская Федерация
  • Наталья Авдеева, руководитель Центра возрастно-психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), Российская Федерация

Докладчики:

  • Мария Цапенко, заместитель директора Управления по дошкольному образованию Департамента образования г. Москвы, Российская Федерация
  • Марина Егорова, декан факультета «Психология образования» МГППУ, Российская Федерация
  • Наталья Авдеева, руководитель Центра возрастно-психологического консультирования МГППУ, Российская Федерация
  • Марина Зиновьева, руководитель Университетского детского центра МГППУ, Российская Федерация
  • Елена Филиппова, заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии, МГППУ, Российская Федерация
  • Мэри Кроули, президент Международной федерации по вопросам просвещения родителей

М.М. Цапенко: «В последние годы стали очевидны противоречия между привычной нам деятельностью детских дошкольных учреждений и взаимодействием с семьей. Новыми целями стали поддержка и развитие родительской компетентности на всех этапах развития ребенка и семьи. «Работа с родителями» превращается в «сотрудничество с родителями». И это не просто игра слов – педагоги учатся видеть в родителях равных партнеров, а не «объекты» «просветительской работы».

В Москве развиваются новые формы воспитания и обучения дошкольников; на данный момент действуют:

  • 368 консультационных пунктов для родителей, чьи дети не посещают детский сад;
  • 125 лекотек для детей с особыми потребностями;
  • 394 семейных детских сада, которые создаются многодетными родителями;
  • а также 2040 привычных нам государственных детских садов.

М. Кроули: «Обучение родителей – это жизненно важный вклад в воспитание и обучение детей младшего возраста. Неудовлетворительное выполнение родительских обязанностей не проходит бесследно не только для детей, но и для всего государства. 80% взрослых правонарушителей – это бывшие «трудные» дети. Основные риски для детей в возрасте от рождения до 5 лет – это недостаток заботы и / или неадекватно строгая дисциплина».

М. Кроули говорила о практических аспектах работы с родителями. Например, о содержании работы с семьями, ожидающими ребенка, – им надо готовиться не только и не столько к родам, сколько к родительству, к воспитанию младенца. Делилась она опытом вовлечения отцов – специально для них создаются просветительские программы прямо на рабочем месте. Одна из крупнейших таких программ в Великобритании реализуется на базе лондонского метро.

Н.Н. Авдеева обобщила опыт работы психологической консультации для родителей на базе МГППУ. Она выделила типичные проблемы в формировании родительской компетентности: незнание возрастной специфики развития детей, объяснение возрастных и индивидуальных особенностей «вредностью» ребенка или «либеральное воспитание» как неверная трактовка принципа безусловного принятия. В то же время, есть позитивные тенденции: родители мотивированы на создание оптимальных условий для развития ребенка, они активно ищут информацию на эту тему. Все больше молодых отцов реально участвуют в воспитании детей с самого рождения. Многие родители во взаимодействии с ребенком видят источник личностного роста.

М.А. Егорова представила портал «PsyParents.ru – Детская психология для родителей». На нем представлены статьи, книги (с рецензиями консультантов) и другие научно-популярные материалы. На портале работает он-лайн консультация с использованием электронной почты или Skype. В ее деятельности учитываются этические и юридические тонкости дистанционного психологического консультирования. Записываясь на консультацию, очную или заочную, через портал, родитель уже вынужден обдумать и сформулировать свой запрос более точно, чем «он меня не слушается!». Еще одно важное направление работы портала – «Университет для родителей» - видеолекции, хрестоматии, вопросы для самопроверки по различным актуальным темам.

Информация об авторах

Арчакова Татьяна Олеговна, психолог-методист, Благотворительный детский фонд «Виктория», Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6161-2946, e-mail: tatyana.archakova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1700
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1