«Ему победы есть с кем разделить» (об Андрее Викторовиче Милехине)

Аннотация

В "Учительской газете - Москва" от 25 августа 2009 года опубликована статья о проректоре по внеучебной работе Милехине Андрее Викторовиче.

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: персоналии

Для цитаты: «Ему победы есть с кем разделить» (об Андрее Викторовиче Милехине) [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2010. Том 2. № 2010-2. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2010_2/32131 (дата обращения: 13.05.2024)

Полный текст

...И было много света и много алых роз. Не миллион, конечно, но целая охапка свежих, упругих, благородных цветов. И каждой своей гостье он дарил по розе. И женщины уходили осененные лучами внезапно открывшейся им собственной неповторимости.... Так, в финале конкурса «Учитель года России-2001» завершил свой мастер-класс учитель психологии столичной школы №1927 Андрей Милехин. Через несколько дней он войдет в пятерку лучших учителей страны, станет обладателем Малого Хрустального пеликана и победителем конкурса в номинации «Свобода и демократические ценности в образовании». Эпоха славы, наград, побед и триумфов только начинается. Наука психология, а ведь на самом деле эти, теперь уже легендарные, розы предназначались именно ей, умеет быть благодарной и отзываться на истинное чувство: она поведет своего избранника, своего верного рыцаря вперед, откроет ему не одну свою тайну, поддержит в непростую минуту и всегда укажет единственно верный путь.

Без сомнений, без печали,
В пламенеющем рассвете
Он скакал навстречу солнцу
С песней звонкой на устах.
Дж. Р.Р.Толкиен,
«Властелин колец»

...Еще не так давно психология в школьном расписании казалась чем-то исключительным, экзотическим. Ревнителям традиционного образования она представлялась чем-то вроде оккультизма или черной магии, столь же непонятной и антинаучной. Кто-то видел в ней всего лишь детскую забаву, игрушку для несмышленышей — несерьезную и опять-таки антинаучную. Находились и те, кто полагал, что психология — это тесты в дамских журналах или брошюры в мягких аляповатых обложках из серии «Как выйти замуж за три дня». И главное, что ни первые, ни вторые, ни третьи искренне не понимали, зачем вообще нужно преподавать психологию в школе. Поэтому появление на национальном педагогическом конкурсе учителя психологии, который не фокусы показывал, но наравне со своими коллегами — физиками, химиками и литераторами — вел урок, сочли за маленькую революцию. А ведь для этого он и пришел на конкурс — рассказать о своем предмете, «заразить» других философией, в фундаменте которой — чувство собственного достоинства, вера человека в свою уникальность, умение жить красиво, чувственно, умно и с улыбкой. Жить в ладу с собой и с этим миром, который, как известно, непрост. Постоянно искать с ним точки соприкосновения и выходить с минимальными потерями из любых стычек с судьбой.

Он так верил в эту свою любовь к жизни, что все задуманное просто не могло не начать сбываться. А может, он просто оказался в нужное время в нужном месте? И мысли эти летали в воздухе и просто выбрали его своим проводником? Кто ж о том знает? Как бы оно ни было, за минувшие восемь лет лед тронулся, героя нашего услышали, в идеи его многие поверили. О необходимости психологического воспитания, развития психологической культуры заговорили. Недаром Андрей Викторович провел десятки мастер-классов и семинаров по всей России — в Сургуте и в Тюмени, в Костроме и Петербурге, Иванове и Гатчине. Не без интереса внимала ему заграница: коллеги в Великобритании, США, в соседней Беларуси. «Температурный размах во время моих выступлений от — 42 до +36 градусов по Цельсию», — Милехин знает толк в ярких образах. А еще он неравнодушен к метким цитатам, глубоким притчам и хитроумным логическим задачкам. Один Бог знает, сколько их в его частной коллекции. К слову, о задачках. Поначалу они ставят в тупик. И детей, и взрослых. Победит тот, кто «освободит сознание», вырвется за границы устоявшихся представлений о мире, нарушит привычный монотонный ход вещей, на мгновение хотя бы поверит в невозможное. Учитель, конечно, поможет размотать этот запутанный клубок. Пусть медленно, узелок за узелком, но нить приведет к разгадке. Андрей Викторович называет этот процесс «интеллектуальным усилием». Есть еще «волевое усилие» — внутренний толчок, умение собраться и заставить себя совершить интеллектуальный прорыв: узнать, запомнить, понять, осознать. Дескать, если и работает учитель, то лишь ради этих самых усилий, которые совершаются под его руководством, у него на глазах. Ибо в последнее время мы сами себя излишне избаловали, ведь с каждым днем окружающая действительность требует все меньше и меньше напряжения, и не приведи Господь дожить до того дня, когда технический прогресс, нами же порожденный, поглотит нас, сомнет, растопчет, превратит в примитивную биомассу, в инертное, безвольное ничто. Столь любимый им юмор — это, кстати, тоже интеллектуальное усилие, да еще какое. Остроумие и тонкая самоирония, возможно, есть высшее проявление человеческого разума. Такое увлечение не проходит с годами, требует покорения все новых и новых вершин.

С момента победы в профессиональных конкурсах «Психолог года Москвы», «Учитель года Москвы» и «Учитель года России» Андрей много чего успел: испытал очередной триумф на Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений. Принял поздравления по случаю присуждения звания лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Апробировал комплект учебных и учебно-методических пособий «Система воспитания психологической культуры в школе», за создание которого авторский коллектив под руководством академика И.В.Дубровиной удостоился Премии Правительства РФ. После долгих и мучительных раздумий Андрей отклонил одно необычайно лестное предложение, о котором, казалось бы, молодому амбициозному, знающему себе цену учителю можно только мечтать: Леонид Исидорович Мильграм предложил Милехину возглавить свою знаменитую 45-ю гимназию. Перспектива поистине королевская. Но Андрей привык доверять интуиции и, несмотря на то что соблазн был велик, почувствовал — время еще не пришло...

Московский городской психолого-педагогический университет (а с ним чуть позже и должность проректора по внеучебной и социальной работе) появился в его жизни в 2005 году. Андрей на пороге тридцатитрехлетия. Особый возраст. Время глобальных переломов. Душа и сердце настоятельно затребовали перемен. И получили их сполна. Одно из первых испытаний на прочность в новом качестве — участие университета во Всероссийском конкурсе инновационных программ высших учебных заведений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». 267 заявок от лучших высших школ России. Победителей — сорок, и ни одним больше. МГППУ — единственный в стране муниципальный вуз, взявший эту высоту. Молодой проректор — член исполнительной дирекции, отвечающий за социализацию результатов программы. А дальше понеслось, только успевай перелистывать календарь да делать пометки на память.

2007 год. Университетские студенческие проекты «Волонтерское движение «Единый мир», созданный для помощи детям-сиротам, инвалидам, пенсионерам, и «Отряд психологов-спасателей МЧС России» — лауреаты Всероссийского фестиваля инновационных проектов «Психология и современное российское образование».

2008 год. Участие в организации Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России» и IV Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное российское образование». Особая гордость — февральская конференция «Психолог и общество: диалог о взаимодействии», проведенная совместно с Центром развития русского языка. Научная элита Москвы, Петербурга, Томска, представители исполнительной власти, педагоги, журналисты и издатели обсуждали роль и возможности психологии в современном мире, ее достижения и потенциал.

2009 год. В прошлом сам конкурсант, на этот раз Андрей Викторович — уже организатор и председатель жюри конкурса «Педагогический дебют МГППУ». Делает ставку на Артема Гебелева, студента факультета «Психологическое консультирование». Внутреннее чутье не подводит и на этот раз. В итоге Артем — абсолютный победитель московского городского конкурса «Педагогический дебют».

Не превратился в «мертвую душу» и «Столичный учитель» — некоммерческое партнерство, созданное по инициативе Андрея, в которое вошли многие победители столичного конкурса «Учитель года». Семинары для учителей Беслана, участие в работе Общественной палаты по образованию Москвы и Общественном совете Москвы. Все это тоже требует сил и чувств.

Все это время он не оставляет уроки психологии в старших классах Центра образования №1927. Объясняет это строчкой из Алексея Иванова: «...нужно меняться, чтобы стать человеком, и нужно быть неизменным, чтобы оставаться им».

...Глядя на Андрея, так и подмывает воскликнуть: «О, счастливчик!» Одарив его успехами и удачей, острым умом и нездешним аристократизмом, небесная канцелярия не поскупилась. Да, наверное, и его иногда терзает демон сомнений, но, к счастью, наш герой — профессионал и умеет бороться с незваным гостем, тщательно скрывая следы этой борьбы. У Андрея надежный тыл: красавица-жена — верный друг и опора, подрастают двое сыновей. Потому что даже самым талантливым и везучим, тем, кому досталось столько от вышних щедрот, нельзя без опоры. Ведь впереди еще столько работы. А значит, и побед, которые теряют всякий смысл, если их не с кем разделить.

"Учительская газета" от 25 августа 2009 года

Метрики

Просмотров

Всего: 1667
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2