Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2010. Том 2. № 2010-2
Российская информационно-аналитическая газета "Вузовский Вестник" об МГППУ
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Князев Е.В. Российская информационно-аналитическая газета "Вузовский Вестник" об МГППУ [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2010. Том 2. № 2010-2. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2010_2/32147 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Организованный в 1997 году, Московский городской психолого-педагогический институт (МГППУ) в 2002 году успешно прошел аккредитацию Министерства образования РФ, по результатам которой ему был присвоен статус университета и выдано свидетельство об аккредитации. Сегодня университет располагает четырьмя учебными корпусами, общая площадь помещений МГППУ составляет около 23 тысяч квадратных метров.
Университет прочно укоренен в традиции отечественной психологической науки, он создан с опорой на старейший в Москве Психологический институт Российской академии образования, основанный в 1912 году выдающимся российским психологом профессором Георгием Челпановым. В настоящее время МГППУ и Психологический институт РАО действуют как единый научно-образовательный комплекс «Психология», благодаря чему образование в университете строится на основе интеграции с фундаментальной наукой.
Исторические корни, отечественная психологическая традиция, интеграция с Психологическим институтом РАО, высокий профессионализм преподавательского состава, работа по созданию системы психологического обеспечения образования и социальной сферы города в целом, просветительская деятельность задают общий вектор развития университета как творческого вуза психолого-педагогического профиля.
Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает 380 человек, среди них 74 доктора наук и 219 кандидатов наук, действительные члены и члены-корреспонденты РАН и РАО (7 человек), лауреаты премии Президента РФ и премии Правительства РФ в области образования (24 человека).
Уникальность университета в наличии пяти профильных психологических факультетов: психология образования, психологическое консультирование, социальная психология, специальная психология, юридическая психология. Кроме того, студенты учатся на факультетах социальной педагогики, информационных технологий, иностранных языков, управления в чрезвычайных ситуациях, повышения квалификации.
Работает аспирантура, на базе которой осуществляется подготовка по четырем
научным специальностям. В настоящее время в МГППУ обучается пять с половиной
тысяч студентов.
Ежегодно через систему повышения квалификации МГППУ проходит около полутора
тысяч человек. Это прежде всего работники системы образования города
Москвы.
Все студенты университета проходят долгосрочную стажировку по месту будущей
работы с последующей аттестацией в Городской аттестационной комиссии при
Департаменте образования города Москвы.
Большая часть выпускников университета работает в школах, детских садах и системе психолого-медико-социальных центров.
Программы среднего профессионального образования реализуются в структурном подразделении университета — Социально-педагогическом колледже. Довузовская подготовка осуществляется на подготовительных курсах и в системе «Психологический класс».
На базе университета создана Городская фундаментальная психологическая библиотека, она имеет четыре филиала в разных округах Москвы. Фонды библиотеки составляют более ста пятидесяти тысяч единиц учебной и научной литературы.
Гуманитарная ориентация университета находит отражение в деятельности по обучению студентов с ограниченными физическими возможностями. Так, на факультете информационных технологий в настоящее время обучаются группы студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также слепых и слабовидящих детей. Кроме того, с первых дней создания на этом факультете отрабатывается система отбора и обучения одаренных детей с ограниченными возможностями (традиционной стала олимпиада по математике и информатике). На факультете специальной психологии обучаются студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в 2004 году состоялся первый выпуск этих студентов). Всего в университете обучаются 105 студентов с ограниченными возможностями.
С каждым годом все более широкий масштаб приобретает научная деятельность Университета: исследования проводятся в научно-исследовательских лабораториях и секторах на кафедрах, в Центре экстренной психологической помощи, Центре научно-методического обеспечения психологической службы.
Особое внимание университет уделяет научно-исследовательской работе
студентов. Создано Научное общество молодых ученых и студентов, школа молодых
ученых, где студенты и аспиранты могут представить свои научные работы. Школой
проведено более 30 научно-практических семинаров, ежегодно организуются
выездные зимние и летние психологические школы.
Редакционно-издательская программа университета направлена на
учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Университет издает журналы
«Психологическая наука и образование» и «Московский психотерапевтический
журнал», причем эти издания включены в список изданий Высшей аттестационной
комиссии.
Университет является ведущим учебным и научно-методическим центром психологического образования Москвы. Действующая в системе столичного образования модель Службы практической психологии, разработанная в МГППУ, получила высокую оценку в профессиональном сообществе. Опыт МГППУ по созданию региональной модели психологической службы рекомендован к использованию на федеральном уровне, этот опыт положен в основу принятой Министерством образования РФ Федеральной программы развития службы практической психологии.
В рамках развития психологической службы города в университете создан Центр экстренной психологической помощи, целью которого является разработка и реализация модели скорой психологической помощи в системе экстренной помощи населению. Центр решает следующие задачи: оказание быстрой и своевременной психологической помощи разным категориям населения, попавшим в кризисную ситуацию; учебно-методическое обеспечение антикризисных подразделений, созданных на базе психолого-медико-социальных центров.
С 2003 года в структуре университета создан Центр по работе с девиантными подростками. Учитывая важность психологической работы с родительской общественностью в МГППУ создается Учебная телестудия по производству программ психологического просвещения.
Университет активно взаимодействует с зарубежными партнерами. Целью этого сотрудничества является совершенствование образовательного процесса, повышение качества подготовки специалистов, а также проведение совместных научных исследований. Реализуются сотрудничество с Висконсинским университетом (Мэдисон, США), факультетом образования Университета Монтклер (Нью-Джерси, США), Университетом «Париж-8» (Сорбона), Ассоциацией психологических вузов и академических институтов Академии наук Китая, университетами Японии, Италии, а также Славянскими университетами ближнего зарубежья. В 2005 году университет заключил Меморандум о взаимопонимании с университетом Хьюстон (США), а также Соглашение о сотрудничестве со Столичным педагогическим университетом Пекина (Китай).
Университет активно сотрудничает с ЮНЕСКО, проводит международные семинары, реализует проекты по поддержке и развитию образования в Чеченской республике. Университет включен в 16-е справочное издание «Справочник университетов», издаваемое Информационным центром по вопросам высшего образования ЮНЕСКО.
В целях дальнейшего активного развития научной, учебно-методической и материально-технической базы университета столичный Департамент образования принял решение об открытии в университете новых структур: института образования и реабилитации лиц с особыми нуждами из числа глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата; научно-методического центра социально-психологических проблем детства, включая лабораторию психологических проблем детей с девиантным поведением и психолого-социальных проблем, профилактики безнадзорности и сиротства; центра психолого-медико-социального сопровождения деятельности педагогов.
Сегодня, одной из важных задач университета является создание нового типа образования, который, в первую очередь, предполагает ориентацию на интеграцию образования, науки и практики, сочетание глубокой фундаментальной подготовки с практической направленностью, подготовку студентов в учебных, творческих мастерских (мастер-классах), осуществление учебного процесса на собственных клинических базах.
Газета "Вузовский Вестник" №2 (16-31 января 2006 г.)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1573
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2